Почему глава «Ростеха» решил «воспитывать» президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона
Продолжающиеся увольнения на заводе «АвтоВАЗ» вызвали критику генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова, который пообещал «воспитать» главу автоконцерна Бу Андерссона. Почему государство вдруг стало недовольно иностранным топ-менеджером?
«Штурм» и митинги
Генеральный директор «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, работу которого до сих пор хвалили на самом высоком уровне, внезапно столкнулся с публичной критикой главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Руководителя госкорпорации вдруг перестало устраивать, что тольяттинский завод продолжает увольнять сотрудников и никак не способствует их дальнейшему трудоустройству, хотя еще несколько месяцев назад он против этого не возражал.
Чего-то подобного следовало ожидать: профсоюзы в Тольятти проводят митинги, на которые выходят тысячи человек с призывами прекратить сокращения на заводе, отправить самого Андерссона в отставку, поднять заработную плату и, что самое интересное, национализировать убыточное на текущий момент предприятие.
Местные и региональные власти серьезно относятся к митингам и видят в них угрозу стабильности. Так, например, в Тольятти уже была отправлена специальная техника для разгона демонстраций: ОМОН получил в распоряжение КамАЗ «Штурм», который ковшом способен «разгребать» баррикады, а затем теснить протестующих из двух водометов.
Конечно, не все требования демонстрантов выполнимы, но в «национализации убытков» государство, которому через «Ростех» принадлежит блокирующий пакет – 25% плюс одна акция, особенно не заинтересовано. В то же время действия основного собственника – альянса Renault-Nissan, владеющего 51% акций, отбрасывают тень на государственную политику в период кризиса. В июне Чемезов рассказал «Ведомостям», что Бу Андерссона в начале 2014 года назначили по рекомендации президента Renault-Nissan Карлоса Гона. «Работает он хорошо», – отмечал тогда глава «Ростеха».
Борьба с «методом обрезания»
Перед приглашенным топ-менеджером поставили, кажется, непосильную задачу – вывести «АвтоВАЗ» на безубыточность. Андерссон решил безжалостно сокращать издержки и приступил к масштабной кадровой чистке, только в 2014 году уволив пятую часть сотрудников – порядка 14 тыс. человек. Дорогу Чемезову он перешел еще тогда – должностей лишились в том числе и ставленники «Ростеха» на руководящих должностях.
Но конфликт, не успев разгореться, сразу перешел в холодную стадию. Как утверждают источники РБК, «Ростех» собирался продать «АвтоВАЗу» холдинг «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), который считает непрофильным для себя, но вынужден держать на балансе. Первоначальное согласие Андерссона на покупку, по-видимому, заставило Чемезова смириться с потерями своих людей на позициях в «АвтоВАЗе». Однако через время Renault-Nissan отказались размывать рентабельность предприятия еще одним приобретением и сделка, которую планировалось закрыть до конца года, зависла, что не могло понравиться Чемезову.
Вместе с фактически аннулированной договоренностью резко поменялось отношение Чемезова и к кадровой политике Андерссона. В 2015 году «АвтоВАЗ» сократил еще около 7 тыс. работников и до сих пор предлагает всем желающим уволиться по соглашению сторон с несколькими окладами. Предшественник нынешнего генерального директора Игорь Комаров, близкий к главе «Ростеха», в 2008-2009 годах уволил около 40 тыс. человек. Отличался разве что подход: «Мы нашли возможности, как обустроить людей, как обучить новым специальностям», утверждает Чемезов и 15 тыс. человек, привлеченных на общественные работы, не дадут ему соврать. Сейчас же «народ выгнали на улицу» – традиционное место митингов, пикетов и демонстраций.
Как представитель государства, Чемезов предельно четко озвучил точку зрения власти: «Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче». Что значит «гибче», Андерссон должен скоро узнать, так как глава «Ростеха» вознамерился провести «воспитательную работу» с иностранцем. Впрочем, выполнить одно из требований митингующих сотрудников «АвтоВАЗа» – уволить самого Андерссона, Чемезов пока не готов (об этом речь не идет, отмечают в пресс-службе «Ростеха»). Правда может быть в том, что блокирующего пакета акций в руках государства для этого недостаточно.
Но глава «Ростеха» пообещал обсудить сокращения «по методу обрезания» не со сказочно эффективным Андерссоном, а с руководством его нанимателя и основного собственника Renault-Nissan. По сути, это будет разговор государства с бизнесом. В интересах государства сохранить рабочие места, пусть и за счет частичной занятости, урезания зарплат, вынужденных отпусков либо же субсидий, средств на которые нет. Бизнесу же важно удержаться на плаву, пройти точку безубыточности и начать зарабатывать, пусть и за счет массовых увольнений работников.
Государственный интерес
Похоже, «АвтоВАЗ» сильнее других страдает от экономического кризиса: падение автомобильного рынка никак не дает компании выйти в плюс, справиться с девальвационным шоком и вялым спросом. Чистый убыток концерна в 2014 году составил 25,4 млрд руб., за девять месяцев 2015 года – 15,8 млрд руб. И это не предел: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за десять месяцев объем рынка сократился до 1,3 млн машин или на 33,6% по сравнению с 2014 годом. До конца этого года падение может ускориться и достичь от 40 до 50%, считают автодилеры. Причем продажи будут падать третий год подряд.
Антикризисные меры совет директоров «АвтоВАЗа», который из лидеров российского рынка плавно перешел в разряд аутсайдеров, собирается обсудить в конце ноября. Официально информация о возможных мерах не разглашается. Известно лишь то, что предприятие намерено и дальше снижать затраты на рабочую силу. Причем масштабы очередной волны сокращений будут напрямую зависеть от производственных планов на 2016 год.
Издание «Русский автомобиль» узнало, что в следующем году «АвтоВАЗ» планирует собрать 380,4 тыс. машин, тогда как в 2015 году план предполагает сборку 538 тыс. автомобилей. Таким образом, снижение объема производства может составить 30%, в том числе за счет прекращения выпуска Lada Priora и удлиненной версии внедорожника 4x4. В целом загрузка мощностей по производству автомобилей в 2015 и 2016 годах составит около 46%, что предполагает дальнейшие сокращения.
Все говорит о том, что 30 ноября совет директоров «АвтоВАЗа» будет обсуждать увольнение еще 6-7 тыс. сотрудников из 45 тыс. и «Ростеху» будет особо нечем крыть. Официальные прогнозы Минэкономразвития совершенно не радуют представителей отрасли: в 2016 году рост продаж новых легковых автомобилей может составить 0,4%. Это после падения, по данным агентства «Автостат», в 2013 году на 6%, в 2014-м – на 10,3% и в текущем году – вероятно, на 50%.
Помочь государство, плохо справляющееся с бюджетным дефицитом и все больше рассчитывающее на Резервный фонд, очевидно, не может и пытается переложить социальную ответственность на работодателя. Появляется и тут же опровергается информация о приостановке конвейера «АвтоВАЗа» на месяц, но это все больше кажется выходом, который может предложить компании государство в лице «Ростеха». Ведь то, что Чемезов пытается вменить Renault-Nissan и Бу Андерссону лично, это социальная ответственность бизнеса, как ее понимают российские власти, а вместе с ней и политика сохранения любой ценой рабочих мест.
Однако вряд ли подобные тонкости президент Владимир Путин обсуждал с попутчиком Андерссоном, когда в конце октября сел за руль Lada Vesta, чтобы прибыть на ежегодное заседание дискуссионного клуба «Валдай» и прорекламировать новую модель «АвтоВАЗа». Новинка важна не потому, что поможет автоконцерну с продажами (хотя возможно) – двухтопливный автомобиль это совместный проект тольяттинского завода и «Газпрома», что делает государственный интерес очевидным.
Написать комментарий
Небось Чемезов как везде в Ростехе натрудоустраивал туда блатных отставных генералов таможни и прочих никчемных отставников, а Бу Андерссон выгнал блатных бездельников.