18 ДЕК, 13:11 МСК
USD (ЦБ)    102.9979
EUR (ЦБ)    108.3444


Почему атака «Роснефти» на монополию «Газпрома» провалилась

28 Октября 2015 9662 0 Экономика
Почему атака «Роснефти» на монополию «Газпрома» провалилась

Независимые газовые компании последние несколько лет требуют реформировать «Газпром», выделив из него газотранспортную систему. Это позволит снизить тарифы на прокачку и осуществлять экспорт за рубеж. Предложение должны были обсудить на прошедшей президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу. Но президент оставил вопрос без внимания.

Начинайте без меня

За несколько часов до первой за полтора года президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) глава государства Владимир Путин символически организовал телемост с руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером. На прошлом заседании президент под давлением представителей отрасли поручил к следующей встрече разработать концепцию развития внутреннего рынка газа в России. Но заняться разработкой планируемых реформ попросили противящийся любым изменениям «Газпром», который, как нетрудно предположить, просто «замылил» поручение.

По телемосту Миллер обращался к Путину: «Прошу дать команду на сварку первого стыка магистрального газопровода Ухта – Торжок – 2». Глава государства приветствовал «друзей» и «коллег». «Мы делаем серьезный шаг в освоении месторождений Ямала и в развитии магистральной транспортной инфраструктуры. Начинайте», – сказал президент. Так в историю войдет строительство внутренних газопроводов, которые будут поставлять топливо в «Северный поток – 2».

Или не будут: 240 км труб, сваренных и уложенных в траншеи для другого мегапроекта «Южный поток», а потом и сменившего его «Турецкого потока», общей стоимостью 40 млрд руб. останутся лежать в земле без дела, писала газета «Ведомости». Производители трубной продукции и строители-укладчики неплохо заработали на подрядах. Другое дело «потоки» – они долго откладывались по политически причинам, а сейчас и вовсе отменены или заморожены до лучших времен. «Северный поток – 2» тоже до конца не согласован и к его укладке еще не приступили, но в России работа кипит в полную силу.

Показав, что он занят делами государственной важности, Миллер проигнорировал заседание комиссии по ТЭК, председателем которой является ярый сторонник разделения «Газпрома» на добывающую и транспортную компании Игорь Сечин. В прошлый раз Миллер тоже предпочел на комиссии не появляться. Вместо этого он нашел время обсудить проблемы газовых взаимоотношений с главой «Нафтогаза Украины». Тоже – государственной значимости диалог.

Атака на «Газпром»

«Роснефть», напротив, тщательно готовила почву к заседанию. Вице-президент компании Лариса Каланда еще летом направила замминистра энергетики Кириллу Молодцову пакет предложений по реформированию газового монополиста. Список инициатив по пунктам появился в прессе. В частности, она просила разрешить независимым производителям газа экспорт по квотам начиная с 2016 года, затем допустить их к экспортной выручке с 2019 года, а к 2025 году полностью либерализовать экспортные потоки, но оставить элементы госрегулирования. Неформально письмо называли атакой на позиции «Газпрома».

Недовольство положением газовой монополией зрело последние несколько лет, в течение которых в России росла добыча газа. Независимые производители, скованные в сбыте своего товара, настаивают на выделении ГТС в отдельную компанию с независимыми акционерами и либерализации цен и тарифов. Необходимость реструктуризации «Газпрома» они объясняют сугубо экономическими доводами: тарифы на транспортировку газа в рамках единой системы газоснабжения (ЕСГ) составляют до половины конечной стоимости газа. Между тем у самого «Газпрома», владеющего инфраструктурой, соответствующий тариф на треть ниже.

Прежде всего, стоимость транспортировки должна быть одинаковой для всех, настаивают противники монополии, уверенные, что либерализация приведет к понижению тарифов. Представители «Газпрома» утверждают обратное: тарифы увеличатся вдвое, если ГТС выделить в отдельную компанию. Оценить это не представляется возможным без эксперимента, который, впрочем, будет необратим. По некоторым сведениям, за счет тарифов на внутреннюю транспортировку газа «Газпром» финансирует, в том числе, и экспортные газопроводы. Непрозрачность работы монополии ясности делу не прибавляет.

Защита «Газпрома»

Но правда и то, что владение ГТС для «Газпрома» превратилось в фактор защиты своей доли на внутреннем рынке – независимые производители газа обеспечивают уже 20% добычи и активно вытесняют монополию с отечественного рынка. Происходит это с помощью системы скидок, которые независимые компании могут давать клиентами, а «Газпром» – нет, так как обязан продавать топливо по фиксированной государственной цене.

В итоге за семь лет независимые увеличили объемы продажи почти на 50 млрд кубометров в год (до 111 млрд), тогда как «Газпром» сократил поставки на 51 млрд кубометров. Сдерживает независимых условия доступа к ГТС: они ограничены в транспортировке газа в отдаленные от мест добычи регионы. Потому что чем дальше регион, тем дороже транспортировка и менее рентабелен сбыт. Несмотря на это, к 2020 году под натиском конкурентов «Газпром» может сократить свое присутствие на российском рынке до 50%.

Указывают соперники монополии и на нерыночную ситуацию. Так, «Газпром» владеет ГТС и при этом конкурирует с другими производителями. Во-вторых, компания ведет себя как Министерство газовой промышленности, из которого она и вышла. Чтобы получить мощности в трубе, независимые производители предоставляют «Газпрому» контракты с указанными объемами и ценами. Это делает конкуренцию весьма странной и абсурдной. С другой стороны, в России внутренний спрос на газ не растет. Но даже при этом обстоятельстве «Газпром» никогда и никому не отказывал в доступе к трубе. Более того, монополия берет на себя ответственность покрывать сезонные пики спроса и обеспечивать бесперебойное газоснабжение граждан.

Очевидно и то, что выделение ГТС в отдельную компанию по типу «Транснефти» неизменно будет сопряжено с отменой государственных цен на транспортировку газа. Цена за прокачку станет рыночной, но и сам «Газпром» должен будет избавиться от регулируемых государством тарифов. Вероятность того, что конечные цены вырастут, гораздо выше, чем того, что они упадут вследствие конкуренции. Ведь для населения (30% потребителей) цены сейчас на 20% ниже, чем для других категорий, и они искусственно занижены.

Предположим, «Газпром» ввяжется в ценовую конкуренцию с независимыми производителями в наиболее рентабельных регионах и за наиболее рентабельных потребителей, но в удаленных, к примеру, на Северном Кавказе, цены существенно вырастут. Кто будет нести социальную нагрузку и «субсидировать» поставки в эти регионы? Обязать делать это «Газпром» в рыночной ситуации уже не получится.

Стабильность против рынка

Но тем не менее «Газпром» слабеет и выглядит все хуже: уровень добычи находится на историческом минимуме. Из возможных 600 млрд кубометров газа в год в 2014 году монополия добыла только 433 млрд. Остальные мощности – резервные и необходимы по контрактам с иностранными клиентами, но они простаивают и требует средства на обслуживание.

Еще один исторический минимум (за последние 11 лет) – уровень цен в Европе, среднее значение которых на текущий момент составляет 238 долларов за тыс. кубометров, писало агентство Bloomberg. В рейтинге крупнейших энергетических компаний агентства Platts «Газпром» опустился за год с четвертого до 43-го места. Осложняется все тем, что Евросоюз принял курс на ослабление зависимости от российского газа, а поставки в Китай – дело ближайшего будущего. В ситуации поиска дополнительных рынков «Газпрому» вряд ли нужны собственные российские конкуренты, которые, скорее всего, будут привлекать зарубежных клиентов демпингом. Но в «Роснефти», предводительствующей в лагере независимых, считают, что речь идет уже не о «Газпроме», а о доле России на мировом рынке газа. И поэтому альтернативным производителям газа нужны квоты на экспорт.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) поддерживают стремление независимых «распаковать», как там выражаются, неэффективную монополию. Но на президентской комиссии 27 октября «Роснефть» молчала. По данным «Коммерсанта», осмелился говорить глава ФАС Игорь Артемьев. О реакции Путина собеседники издания отозвались противоречиво, но его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что тема вовсе не обсуждалась. Вероятней всего, Путин не придал ей особого значения и не вдавался в дискуссию. Многих представителей отрасли, возлагавших на это заседание особые надежды, ее итоги разочаровали. «Роснефть», вероятно, разочаровало, что по газовому вопросу продвинуться не удалось.

Плохо кончивший российский олигарх Борис Березовский, склонный преувеличивать и сочинять, в одном из интервью рассказывал, будто бы Владимир Путин не рвался в президенты, но просил у него: «Дайте, пожалуйста, мне "Газпром"». Известно, однако, что сам Березовский в 1997 году собирался завладеть финансовыми потоками газового гиганта. Отпор он получил от тогдашнего министра топлива и энергетики Бориса Немцова и создателя монополии, а на тот момент премьер-министра, Виктора Черномырдина.

И тогда, и сейчас переоценить значимость «Газпрома» для российской политики сложно: это и надежный источник пополнения дырявого бюджета, и компания, на которую можно возложить социальную нагрузку, и спонсор информационной работы с населением, и, наконец, инструмент внешней политики. Нефтяники на президентской комиссии показали, что они готовы спорить с государством о налогах: они предлагали брать налог с финансового результата и противились проекту Минфина о налоге на добавленный доход, выступали активно против заморозки экспортной пошлины на 2016 год. Но ни один вопрос решить с президентом не удалось, он демонстративно отстранился от их обсуждения. Путин дал понять: с нефтяников снова «снимут сливки», если это потребуется для латания бюджета. И главное отличие нефтяников от «Газпрома» на этом фоне в том, что газовая монополия вопросов задавать не будет.

Березовский, безусловно, не мог дать Путину «Газпром», но будущий президент не мог не «взять» его после победы на выборах. Выжив старый менеджмент вместе с главой концерна Ремом Вяхиревым, Путин назначил председателем правления монополии своего человека – Алексея Миллера. Еще до первой украинской революции, после которой настал период «газовых войн», и родилась концепция обхода Украины в качестве транзитной страны на пути российского газа в Европу, Путин отказался реформировать «Газпром» по предложению главы Минэкономразвития Германа Грефа. Созданная на основе Министерства газовой промышленности СССР Черномырдиным в конце 1980-х, монополия была надежной опорой власти и ее финансовым заделом.

Виктор Черномырдин в конце 1980-х увидел, по какому сценарию развиваются события в нефтяной отрасли, где возникло много отдельных конкурирующих предприятий, и не допустил утраты монополии в газовой промышленности. По его инициативе был создан «Газпром». Его сменщик Вяхирев продолжал работать над централизацией активов в 1990-е и лишь в преддверии отставки высказывал предложения о разделении монополии на добывающую и транспортную компании, а также пытался облегчить процедуру вывода предприятий из концерна, чтобы оставить себе хоть что-то в управление. «Государственник» Миллер, старый приятель Путина, перенял эстафету в нулевые и стал работать над повышением контроля Кремля над компанией, превратив ее в итоге в полноценную госкомпанию. Что важно, «Газпром» никогда не просил у государства денег на субсидии для потребителей и гарантировал поддержку социальной стабильности. В 1990-е монополия поставляла потребителям газ себе в убыток, а живые деньги получала на Западе.

С тех пор суть «Газпрома» – централизованное владение трубами, скважинами и прочей инфраструктурой для обеспечения газом российских потребителей и получения экспортной выручки для пополнения бюджета – не изменилась. Естественно, монополия вызывает массу вопросов в отношении своей эффективности, но с главной задачей, которую ставит перед ней власть, она справляется. На стороне «Газпрома» выступает и то, что в новейшей российской истории нет положительного опыта реформ крупных монополий. Повторять ошибку РАО «ЕЭС России» Путин явно не намерен. Президенту нужен управляемый инструмент, и «Газпром» является таковым. Справиться с рыночной стихией будет гораздо сложнее, даже если ключевыми игроками станут его друзья – глава «Роснефти» Игорь Сечин и крупнейший акционер НОВАТЭКа Геннадий Тимченко.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more