Грозит ли России бюджетный кризис?
В начале сентября этого года правительство РФ одобрило поправки в Бюджетный кодекс, позволяющие подготовить однолетний бюджет вместо обычного трехлетнего. Что стоит за принятием этой меры и как отразится она на жизни россиян?
Минфин предполагает, а нефть располагает
9 сентября этого года правительство РФ одобрило законопроект «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы РФ на 2016 год», и уже на следующий день этот законопроект был внесен в Госдуму. Поправки в Бюджетный кодекс позволяют принять на 2016 год однолетний федеральный бюджет, а также однолетние бюджеты государственных внебюджетных фондов. В дальнейшем предполагается вернуться к обычной трехлетней системе планирования бюджета.
Необходимость отказа от трехлетнего планирования министр финансов России Антон Силуанов объясняет тем, что высокая волатильность на сырьевых и финансовых рынках не позволяет долгосрочно планировать параметры бюджета. В том же смысле высказывается и помощник президента РФ Андрей Белоусов. По его мнению, решение о переходе с трехлетнего бюджета на годовой связано не с кризисом, а с неопределенностью цен на нефть.
Бывший министр финансов РФ так же полагает, что отказ от трехлетнего планирования неизбежен. Но при этом «причина отмены – не в неопределенности конъюнктуры. Это произошло из-за ошибок в прогнозах и отсутствия реформ в прежние годы», – приводит слова Кудрина Росбалт. Из слов эксминистра не ясно, относятся ли они также и к тому периоду, когда главой Минфина был он сам.
Говорит о необходимости этой меры и председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его мнению, годовое планирование бюджета является оптимальным в тех экстраординарных условиях, в которых находится мировая экономика.
Эксперты портала Banki.ru тоже полагают, что годовое планирование бюджета – на сегодняшний день мера вполне адекватная, однако отмечают, что на долгосрочных проектах она скажется плохо. Вообще же большинство экспертов и чиновников едины в мнении о том, что долгосрочное планирование в текущих условиях просто невозможно. Споры ведутся только при обсуждении причин, приведших к такой ситуации, и путей выхода из нее.
Жить по плану скучно
Трехлетние бюджеты в РФ стали приниматься с 2006 года. Предполагалось, что это будет способствовать устойчивости бюджета и снижению его зависимости от нефтегазовых доходов. С тех пор от трехлетнего планирования отказывались только в кризис 2008–2009 гг. В последние же годы, по мнению аналитиков, долгосрочное планирование бюджета становится все большей условностью, планирование на второй и третий годы носит скорее характер общего ориентира, нежели плана. Хотя, как мы можем видеть сегодня, годовой бюджет тоже довольно условен. Так, трехлетний бюджет, принятый в конце 2014 года, был сверстан, исходя из цены на нефть 95 долларов за баррель и курса 36–37 руб. за доллар. Сегодня соответствующие показатели отличаются от прогнозов правительства практически вдвое. В итоге, параметры бюджета на текущий год пришлось пересматривать уже вскоре после его принятия, весной этого года. А базовые параметры в проекте бюджета 2016 года, предлагавшиеся нынешним летом, пересматриваются уже сейчас. Таким образом, бюджет, вслед за курсом национальной валюты, становится тоже «плавающим».
Иными словами, проекты бюджета все меньше соотносятся с планом экономического развития и все больше напоминают нервную реакцию на внешние раздражители.
Так, на портале Banki.ru отмечается, что «правительство, несмотря на все свои прогнозы, не знает, что будет даже в самое ближайшее время. Все эти прогнозы – даже не попытка угадать, а желание перестраховаться. Причем прежде всего от того хаоса, который в общую картину мировой экономической неопределенности – непонятно, куда заведут те же мировые цены на нефть, китайский экономический кризис (а он все вероятнее), война с ИГИЛ, – добавляет российская политика. В бюджет 2014 года никто не закладывал Крым и войну в Донбассе. В бюджет 2015-го – контрсанкции и резкое усиление нашей военной помощи Сирии. Авторов бюджета 2016 года тоже не предупредят о тех военно-политических сюрпризах, которые делают все наши экономические прогнозы смесью фильма ужасов и комнаты смеха».
Год бы протянуть
Примечательно, что предложение правительства отказаться от трехлетнего планирования бюджета, прозвучало вместе с предложением отказа от бюджетного правила. И многими экономистами этот факт объясняется не как изменение во взглядах чиновников на экономическую политику, а банальным отсутствием денег.
Так, по итогам первого полугодия 2015 года дефицит федерального бюджета составил 2,3% ВВП, а без учета нефтагазовых доходов 11% ВВП. И по признанию министра финансов Силуанова, превышение расходов над доходами наблюдается впервые с 2010 года. А по итогам 2015 года министр прогнозирует дефицит бюджета до 3% ВВП.
По данным Счетной палаты, дефицит федерального бюджета в январе-июле 2015 года сложился в сумме 1,1 трлн руб. при утвержденном годовом дефиците 2,67 трлн руб. Размер Резервного фонда РФ по состоянию на август этого года составил 4,7 трлн руб., а ФНБ - около 4,9 трлн руб. Как видим, даже при самом рачительном использовании средств фондов, отсутствии форсмажоров, требующих очередных вливаний в «кровеносную систему», откуда они столь же быстро утекают, денег в фондах хватит всего года на три. Это не подушка безопасности, это всего лишь подспорье.
Как справиться с дефицитом?
Основной путь преодоления бюджетного дефицита правительство видит в сокращении расходной части бюджета. В качестве серьезной статьи экономии рассматриваются, например, средства НПФ. Как сообщает ПРАЙМ, Пенсионному фонду нужно дополнительно выделять 120 млрд руб. «Новый прогноз говорит о том, что и в следующем году нам придется на сбалансированность ПФР изыскивать дополнительные ресурсы», – цитирует издание главу Минфина Силуанова. В 2014 году подобная проблема решалась путем заморозки накопительных пенсий. Тогда эти средства пошли на выплату пенсионерам, и трансферт в ПФ был снижен. Мера эта называлась экстраординарной, однако весной снова продлена. На сегодняшний день разговоры об этом в правительстве снова ведутся, причем, по сообщению ПРАЙМ, Министр финансов обещает, что судьба накопительных пенсий может быть решена уже на следующей неделе, а глава МЭР Улюкаев сообщил, что разговоры в правительстве о заморозке пенсионный накоплений на 2016 год не ведутся вообще.
Ну и самый популярный в правительстве способ сведения бездефицитного бюджета – это секвестр. По мнению экспертов, это в первую очередь затронет инвестиционные программы и долгосрочные проекты, которые не предполагают быстрой отдачи. Максимально же будут сохранены военные расходы. Социальные – в допустимо возможном объеме. По данным Ведомостей, властями рассматриваются различные варианты индексации пенсий и социальных выплат: либо 4,5%, либо 7%, но в любом случае – существенно ниже инфляции (11,9% по официальным данным).
А портал БЮДЖЕТ.RU приводит такие данные Счетной Палаты: «расходы федерального бюджета в январе–июле 2015 года исполнены в сумме 8,9 трлн руб., или 57,6% показателя сводной росписи с изменениями. Это самый высокий за 15 лет уровень исполнения расходов федерального бюджета, превышающий аналогичный показатель 2014 года в 1,2 раза, 2013 года – в 1,3 раза». «Высокий уровень исполнения расходов федерального бюджета в отчетном периоде 2015 года обусловлен в основном высоким уровнем исполнения расходов по разделу "Национальная оборона" 67,3%», – сообщает БЮДЖЕТ.RU.
Перспективы
Все бюджетные планы правительства сводятся к паре пунктов: дальнейшее повышение эффективности бюджетных расходов и поиск финансовых резервов и дополнительных источников. Иными словами – «оптимизация» расходной части бюджета и ничего внятного по поводу увеличения доходной.
Прогнозы чиновников умеренно оптимистичны. Так, помощник президента РФ Андрей Белоусов полагает, что «в течение года уже будет найдено равновесие, мы уже будем примерно знать новую среднесрочную цену на нефть», – сообщает РИА Новости. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявляет, что российская экономика достигла дна кризиса. И поэтому статистические показатели уже ухудшаться не будут, а в четвертом квартале даже улучшатся.
Заместитель директора ИМЭМО РАН Евгений Гонтмахер на портале РБК отмечает, что в недавно утвержденных основных направлениях деятельности правительства России на период до 2018 года говорится о том, что «целевыми ориентирами являются также задачи, определенные указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года». Путем простых расчетов эксперт доказывает, что «в 2016–2018 годах для достижения поставленного президентом ориентира нужно обеспечить ежегодно в среднем 13% увеличения физического объема ВВП. Это невозможно ни при каких обстоятельствах». «А пока правительство продолжает тешить себя новыми химерами. Решено разработать стратегию социально-экономического развития России до 2030 (!) года», – сообщает экономист.
Написать комментарий
Сергей Путин говорил... Разве Путин знает, что такое высокопроизводительное рабочее место? Откуда? Ведь он сам никогда не занимался производством, а в его окружениии нет никого, кто бы в этом разбирался. Высокопроизводительеые места "не создаются" по заказу - взял и создал. Создаются конструкции и технологии, требующие для себя высокопроизводительных рабочих мест, не наоборот. Плоский телевизионный экран - пример. Его вообще нельзя сделать, пользуясь "низкопроизводительным рабочим местом", так сказать, поточечно. Конструкция, технология и оборудование для него - единое целое, заострённое на высокую производительность и качество. Комплекс. Поэтому сам разговор о создании высокопрозводительных рабочих мест - только показатель неграмотности российского руководства. Если же посмотреть на то, как в России соотносятся между собой наука, проектирование, технология и создание оборудования, то становится ясно, что всё путинское - туфта. Всё , что требуется для высокой производительности, Россия не может создать сама, только заимствовать у развитых стран. Не потому ли провалилось Сколково? Добыча нефти из морских глубин? Российская микроэлектроника? Российские биотехнологии? Если же посмотреть глубже, то мы увидим системные проблемы России. Российский концлагерный чекисткий капитализм, как и капитализм вообще, лишён возможности развития технического прогресса, как по экономическим, так по моральным, так и по интеллектуальным возможностям. Ведь совсем не случайно техническая революция 20-го века произошла на сломе марксовского капитализма и перехода экономики к новой экономической формации, к третьей стадии рыночной экономики. Более гибкой, связывающей между собой науку, предпринимательство, развитие труда. Очень полезно сравнить технические достижения США, где раньше всех стран была сформирована новая стадия экономики, и СССР, где был наиболее развитый, но классический государственный капитализм. США намного опережали СССР в развитии нового. СССР тратил больше средств на инновации, в 2-3 раза больше, чем США, и это давало СССР преимущества в развитии тех направлений, где требовалось совершенствование известного, увеличение единичной мощности. Но США, безусловно, опережали СССР в появлении принципиально новых отраслей, от ядерной техники, микроэлектроники и до биотехнологий. Советскому капитализму мещал политический догматизм, политическая система фашизма, жёсткая пирамида принятия решений в науке, технике, производстве. Т.е. советский капитализм накладывал громадные ограничения на ширкий поиск, прорывные решения, парадоксальные открытия. Только линейное развитие, и никаких взрывных решений, не оправданных идеологией. Ныне в России всё это усугубляется олигархическим капитализмом, совершенно не заинтересованным ни в повышении производительности дешевейшего труда, ни в затратах на рискованные поиски. Представьте себе ситуацию: мог ли СССР первым начать разработки плоских кинескопов и освоить их производство, в то время, когда советская промышленность производства вакуумных кинескопов была уникально мощной? Тем более нынешняя Россия, в которой для освоения принципиально нового требуется уничитожение громадных работающих производственных мощностей по производству старого? Да кто ж им дасть??? Полностью ликвидировать "Автоваз", построив на его территории принципиально новое производство,основанное на новых конструкциях, технологиях, оборудовании, трудовых процессах? Абсолютно невозможно в России. Уже четверть века идёт латание дыр на старом - и ни одного принципиально нового решения. Это ли случайно? Нет, закономерно! Если бы около Путина нашёлся человек, который бы доходчиво объяснил ему системные причины невозможности "создания высокопроизводительных рабочих мест", Путин бы не провозглашал фантастическое, а занимался бы системными преобразованиями России. Опять же: "Да кто ж ему дасть?"
Как то Путин в своих предвыборных обещаниях говорил о создании скольки то миллионов высокопроизводительных рабочих мест, сколько уже создано?