Чего ждать России от дефолтов Греции и Украины?
Перспективы дефолтов Украины и Греции становятся все ближе и реальнее. В чем причины критического роста долгов? Какие последствия может иметь банкротство для самих должников, их кредиторов и мирового сообщества?
Греции еще раз позволят расплатиться с кредиторами
Государственный долг Греции сегодня составляет порядка 315 млрд долларов – это примерно 180% ВВП страны. Денег в казне фактически нет, и расплачиваться по кредитам все труднее. Не так давно правительство Греции уже обращалось к МВФ с неофициальной просьбой перенести сроки частичного погашения задолженности в мае, но получило отказ. В июне Афинам удалось отсрочить первый платеж в 300 млн долларов: МВФ и ЕК пришлось все же согласиться, чтобы Греция объединила все июньские платежи по кредиту МВФ и в конце июня внесла всю сумму целиком – 1,6 млрд евро. Помимо этого до 30 июня Афины должны выплатить еще более 5 млрд евро коммерческим банкам. Всего в текущем году Афинам предстоит выплатить более 22 млрд евро, из них 8,7 млрд евро – МВФ и 6,7 млрд евро – Европейской комиссии.
При этом все внутренние ресурсы – не только для выплаты долга, но и просто для поддержания еле теплящейся экономики – уже исчерпаны. Еще в марте ЕЦБ запретил греческим банкам покупать обязательства страны, чтобы предотвратить рост внутреннего долга. Правительству пришлось изыскивать средства в виде займов у госпредприятий и организаций, забрать 50 млн евро из государственного фонда медицинского страхования, задержать 150 млн евро из бюджетных средств, предназначенных для приобретения расходных материалов для больниц, пустить на зарплаты социальным служащим 300 миллионов евро, которые были выделены Еврокомиссией на субсидии фермерам. Отчаявшиеся греки даже потребовали у Германии погасить кредит военных времен, взятый Гитлером у оккупированной Греции в принудительном порядке и так и оставшийся невозвращенным из-за поражения фашистской Германии.
Фактически единственным источником погашения долга остаются очередные транши финансовой помощи. По сути она давно уже превратилась в «круговорот» денежных средств, минующих экономику страны и почти целиком возвращающихся обратно, «главным помощникам» – МВФ и ЕС, которые являются основными держателями госдолга Греции.
Выделение очередного транша в 7,2 млрд евро временно заморожено: Греция не согласна с условиями кредиторов и предлагает свой план по возрождению экономики страны. Однако последние требования Брюсселя никак его не учитывают. Тем не менее, переговоры продолжаются. 10 июня в Брюсселе запланирована очередная встреча премьер-министра Греции Алексиса Ципраса с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом. Ранее, в телефонном разговоре с греческим коллегой они согласились с необходимостью понизить целевые показатели первичного профицита бюджета Греции. Этот вопрос является одним из ключевых, поскольку уменьшение профицита позволило бы увеличить социальные расходы бюджета. Греческое правительство надеется, что будет принято некое промежуточное решение, которое позволит разблокировать столь необходимый для расплаты с кредиторами транш и даст время для подготовки основного соглашения с Брюсселем.
Показательный евроопыт
Сторонники Европолитики считают все углубляющийся греческий кризис расплатой за популизм и приводят разоблачающие данные о высоких зарплатах и пенсиях, а также о неэффективности госсектора. Однако те, кто призывает перестать кормить ленивых греков, почему-то упускают из виду, что финансовая «помощь» предоставляется Греции далеко не бескорыстно и на весьма выгодных для кредиторов условиях.
До вступления в ЕС, а затем и Еврозону Греция была вполне преуспевающей страной, со своей промышленностью и развитым сельским хозяйством. Доступ к европейским рынкам и «дешевым финансам» обернулся для греков стремительным ростом госдолга и почти полным уничтожением экономики. Европейские квоты на сельхозпродукцию привели к сокращению многих традиционных для Греции производств, в том числе рыболовства, хлопководства, виноградарства. Не охваченные квотами виноградники и оливковые рощи вырубались. За уничтожение 10 соток виноградников владельцам выплачивалось 720 евро – в обмен на письменный отказ от дальнейшего виноградарства. Производство хлопка с 1,3 млн тонн в год (в 1990 году) сократилось до 780 тыс. тонн – больше не позволяют квоты. Но и это сырье сегодня не перерабатывается в стране, а отправляется в соседнюю Турцию, своих фабрик в Греции практически не осталось. Если раньше Афины экспортировали многие сельскохозяйственные товары, то теперь импортируют. Даже знаменитое греческое оливковое масло производят сегодня в соседней Италии – грекам приходится туда отправлять оливки для отжима, а затем уже импортировать готовый продукт для последующей продажи.
Уничтожено традиционное для Греции судостроение. В итоге греческие судовладельцы вкладывают огромные средства уже не в отечественную экономику, а в немецкую или китайскую. Одним из условий вступления в ЕС была значительная приватизация госсобственности. Началась она с наиболее прибыльных отраслей: морских перевозок, пищевой промышленности, банков и т. п. Уже к 2000 году в Греции были приватизированы 27 крупных предприятий, в том числе 5 главных банков страны. Доля государства в Нацбанке снизилась к 2010 году до 33%. Ведущая телекоммуникационная компания ОТE была продана немецким инвесторам, производство знаменитого греческого коньяка Metaxa – британцам, а один из крупнейших морских портов средиземноморья Пирей чуть не продали китайцам. Вплоть до последнего времени на тендеры выставлялись газораспределительные системы, объекты электроэнергетики и даже оборонные предприятия.
При этом, по доле социальных расходов от ВВП Греция еще в 2003 году занимала вполне себе среднее место, превосходя по этому показателю Польшу и Люксембург, но уступая Великобритании и Финляндии. Беда в том, что поддерживать привычный уровень жизни за счет госбюджета стало уже невозможно, поскольку политика Евросоюза и требования кредиторов привели к значительному сокращению ВВП страны. С 2009 года он уменьшился на 27%, безработица выросла до 27%, а среди молодежи – до 60%, что является самым большим показателем в Европе.
Долги все больше угрожают суверенитету Греции. Основной европейский кредитор, Германия, еще несколько лет назад потребовала продать в счет долгов острова и Акрополь и передать Евросоюзу контроль над налогами и бюджетными расходами. Первая же попытка греков вырваться из долговой петли была пресечена самым решительным образом. В октябре 2011 года крупнейшие кредиторы Греции согласились списать 50% долгов страны по облигациям (около 100 млрд. евро). Общий размер греческого долга от этого отнюдь не уменьшился, поскольку те же 100 млрд евро Греция получила в виде кредитов ЕС и МВФ в качестве «дополнительного бонуса» – на условиях настолько жестких, что тогдашний премьер-министр Греции Йоргос Папандреу, рискуя своей дальнейшей политической карьерой, предложил провести всенародный референдум, чтобы народ решил, соглашаться ли на предложенный ЕС «план спасения». Уже через неделю Папандреу пришлось уйти в отставку, а новым премьером стал сторонник Евросоюза Лукас Пападимос, выпускник Массачусетского технологического института, успевший поработать старшим экономистом Федерального резервного банка в Бостоне и вице-президентом Европейского Центробанка. Вопрос об отказе от кабальных кредитов и возможном выходе из еврозоны больше не поднимался, референдум так и не был проведен. Следующий премьер, выпускник Гарварда Антонис Самарас, исправно осуществлял все реформы, затребованные МВФ. В итоге треть населения страны находится сегодня за чертой бедности, а кризис только усилился. Программа, в рамках которой выделялись средства, была направлена на полное разрушение всех секторов греческой экономики и ее социальной базы, заявляет нынешний греческий премьер Алексис Ципрас, который намерен отказаться от политики жесткой бюджетной экономии и добиться реструктуризации долга.
Есть ли выход для Греции?
Финансовая помощь на условиях МВФ не улучшает состояния греческой экономики, и если эта ситуация не изменится, дефолт Греции – всего лишь вопрос времени. И та, и другая сторона стремятся как можно дольше оттянуть этот момент, ведь прямые убытки стран Еврозоны от греческого дефолта составят, по оценке немецкого издания Die Welt, 330 млрд евро, или 3,4% ВВП. Больше всех потеряет Германия – 92,7 млрд евро.
Столь же нежелателен для Европы и выход Греции из еврозоны. Помимо усиления центробежных тенденций, и без того нарастающих в последнее время, это может также спровоцировать банковскую панику сразу в нескольких странах, почти столь же проблемных как Греция – Италии, Испании, Ирландии и Португалии. Еще в начале года представители ЕК напомнили, что такой шаг для Греции невозможен, поскольку, «согласно лиссабонскому соглашению, процедура присоединения к перечню государств, которые пользуются единой валютой, необратима». Против отказа Греции от евро высказались лидеры стран G7 и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. По оценкам экспертов, при возврате к драхме госдолг Греции вырастет на 250–300%, а рассчитывать на реструктуризацию и уступки кредиторов будет уже нельзя. Впрочем, до сих пор уступки все равно не спасали, а выход из евро позволит проводить более независимую экономическую политику – здесь необходимо тщательно просчитать все плюсы и минусы.
Американский экономист Линдон Ларуш советует Греции не только выйти из еврозоны, но и присоединиться к группе БРИКС. «Греция имеет уникальные и близкие отношения с Россией и Китаем, и это ее ворота в БРИКС», – отмечает экономист. Действительно, замминистра финансов России Сергей Сторчак уже предложил Греции стать шестым участником банка развития БРИКС. Это позволило бы стране получать кредиты, которые она сможет использовать для развития экономики. Более детально этот вопрос будет обсуждаться на саммите БРИКС в июле.
Сможет ли Греция воспользоваться средствами, которые Россия теоретически готова предоставить ей на строительство газопровода «Турецкий поток», пока не ясно. По мнению Сторчака, программа, которую Греция реализует с МВФ, предусматривает, что привлекать заимствования страна может только в ЕС и МВФ. Ранее европейские политики уже заявляли, что финансовая помощь Греции со стороны России нанесла бы ущерб внешней политике и политике безопасности ЕС.
Тем не менее, Греция настроена на расширение сотрудничества с Россией. Среди перспективных проектов, которые обсуждались во время апрельского визита Алексиса Ципраса в Москву – создание совместных агропредприятий и скидки на газ в обмен на участие в тендерах на разведку нефти и газа. Россия выразила готовность пойти навстречу Греции и предоставить кредиты – но в обмен на получение определенных активов. В частности, компания РЖД заинтересована в покупке греческого перевозчика TrainOSE и портов Пирей и Фессалоники.
Украинский вопрос
Пример Греции наглядно демонстрирует будущее Украины – которое довольно быстро превращается в настоящее. Еще даже не успев стать полноправным членом Евросоюза, Украина уже вынуждена жить по жестким правилам МВФ: наращивая госдолг и теряя промышленность. При этом даже такие приверженцы Европы как украинские политики признают, что страна не готова к «европейским стандартам». Так, например, Минагропрод все же отсрочил запрет на продажу на рынках домашнего молока и мяса, который должен был вступить в силу с 1 января 2015 года. Впрочем, минимальные уступки призваны, скорее, предотвратить протесты граждан, общего экономического спада они не остановят. Поэтому дефолт Украины при таком развитии событий – тоже всего лишь вопрос времени. Удастся ли России получить при этом свой долг в 3 млрд долларов, по-прежнему не ясно – так же как непонятно и то, почему Москва не потребовала его досрочного погашения, как только украинский госдолг превысил 60% ВВП. Очередной срок платежа по этому кредиту наступает 20 июня. Если Украина откажется от выплат, объявив этот долг коммерческим, а МВФ при этом не заморозит программу финансовой помощи Украине, то это может стать прецедентом для других стран. В частности, Греция также сможет потребовать у МВФ права не платить кредиторам – например, Германии.
Однако независимо от финансовых выгод или убытков, России стоит обратить внимание на судьбу Украины и Греции еще и потому, что наше правительство следует тем же курсом, который предписал МВФ этим странам: оптимизация науки, образования и здравоохранения вот уже много лет проводится гораздо энергичнее, чем развитие промышленности и сельского хозяйства.
Написать комментарий