Государственные закупки высокотехнологичной продукции как инструмент снижения инфляции
Компаниям невыгодно снижать цены в результате внедрения инноваций, причиной чего может являться неэластичность продаж товаров по цене. Как за счет государственной антиинфляционной политики стимулировать инновационную активность компаний через систему государственных закупок?
Актуальность исследований антиинфляционной политики остается высокой даже при постепенном снижении уровня цен в российской экономике и экономиках развитых стран. Причиной тому является сохраняющаяся вероятность изменения тренда. В этом случае государство должно обладать инструментами, разработанными заранее, для предотвращения негативных последствий инфляции и остановки возможного роста цен.
В России возможно развитие кризисных явлений, причинами которых могут послужить экономические санкции западных стран. Кризис может также включать и повышение цен. Вместе с тем, для страны остается важным поддержание тренда по снижению инфляции. В частности, в 2011-2013 гг. индекс потребительских цен на товары и услуги в стране в среднем составлял 6%, в то время как в развитых странах: 1-4% в год. Таким образом, актуальной остается государственная антиинфляционная политика. К стандартным мерам такой политики чаще всего относят:
- Кредитно-денежная политика;
- Шоковая терапия;
- Бюджетно-налоговая политика;
- Снижение покупательной способности населения с целью уменьшения давления спроса на цены;
- Жесткое регулирование цен, в т.ч. регулирование тарифов естественных монополий;
- Поощрение конкуренции, приводящее к снижению цен в силу отсутствия монопольного давления на рынок;
- Инновации, приводящие к снижению цен вследствие снижения себестоимости производства товара.
Проведенный анализ российской и зарубежной литературы выявил, что основное внимание уделяется исследованию существующих методов монетарного и фискального воздействия на экономику с целью снижения уровня цен: в работе Р. Кольмана (Kollmann, 2008. Р. 112-125) проводится математическое моделирование различных мер государственной политики (ставка процента, налоговая ставка) и их влияние на инфляцию и благосостояние населения; в работе Б. Капорале и Т. Капорале (Caporale, 2008) анализируется влияние политических режимов (либерального и левого) на инфляцию и потери общества от их политики; в статье M. Хофстера (Hofstetter, 2008) анализируется влияние различных факторов (нефтяные шоки, повышение цен на продовольствие; открытость экономики; валютные курсы; политический режим (в т.ч. его устойчивость) и др.) на сохранение результатов антиинфляционной политики во времени; в работе Г. Паголатоса (Pagoulatos, 2003) на примере Испании, Греции и Португалии утверждается, что финансовая либерализация является важным условием для снижения инфляции; в работе Д. Кобхама и др. (Cobham et al., 2008) проводится анализ между степенью свободы в действиях центральных банков и уровнем инфляции; интересно отметить несколько необычный подход к снижению цен – создание ФРС США рецессии с целью снижения инфляции. Преимущество подхода – в случае успеха, восстановление после рецессии может быть достигнуто без применения специальной монетарной политики, об этом в своей работе говорили П. Фив и Дж. Мазерон (Feve P, Matheron, 2007).
Указанные меры антиинфляционной политики являются общеупотребимыми. Однако для России также существенным является стимулирование роста инновационной активности и промышленного производства. В этой связи можно предложить метод снижения инфляции, отличный от описанных выше: закупку инновационных и высокотехнологичных товаров как меру государственной антиинфляционной политики.
1. Обоснование предлагаемого метода исследования
В общем случае вероятность снижения цен на товары в экономике, в т.ч. вследствие внедрения инноваций, снижающих себестоимость, является низкой. Если спрос на товар неэластичен по цене или имеет единичную эластичность, компаниям невыгодно снижать цену даже в случае снижения себестоимости производства: дополнительная прибыль от продажи большего количества товара будет ниже, чем дополнительная прибыль, получаемая вследствие снижения издержек. Помимо неэластичности спроса на поведение фирм в данном случае также влияют: дополнительные издержки выпуска и хранения товаров, увеличение рисков. В общем случае вероятность снижения цены составляет около 30%. Подробнее доказательство и оценка фактической вероятности на примере российской экономики см. в предыдущей статье А.А. Ширяева (2013). Однако если государство обеспечит закупку инновационных и высокотехнологичных товаров, то в этом случае:
- инновационные компании получают устойчивый спрос на продукцию, что позволит им инвестировать в расширение производства и проведение НИОКР, снизит их риски и повысит вероятность снижения цен;
- увеличится инновационная активность компаний;
- если компания внедрила инновационные решения и снизила себестоимость выпуска продукции, то изменения рыночной цены может не произойти вследствие указанных выше причин. Однако снижение цены (после внедрения инноваций компания может себе это позволить) позволит фирме стать победителем при участии в конкурсе на госзакупки продукции.
Кроме того, обычное увеличение государственных закупок ведет к повышению инфляции (в случае достижения уровня потенциального выпуска), в то время как закупка инновационной и высокотехнологичной продукции и услуг (далее – высокотехнологичная продукция) в России увеличивает общий объем госзакупок не столь существенно, скорее меняя ее структуру.
Механизм действия государственных закупок в целом исследован довольно хорошо: Кейнсианская школа, модель равновесия товарного и денежного рынков (модель IS-LM), «Кривая Филлипса». Вместе с тем, в данной работе внимание уделяется государственным закупкам именно высокотехнологичной продукции, что должно привести к структурной перестройке и снижению инфляции.
В России история государственных закупок в ее современном виде началась с введения федерального закона (далее – ФЗ) №94 (хотя до него также были законы, регулирующие данную сферу), в дальнейшем замененный на Федеральную контрактную систему (далее - ФКС). В российских публикациях вопрос государственных закупок анализируется со следующих позиций: особенности нового ФЗ о ФКС и его использование для комплектования библиотечных фондов, как например, в докладе Г. В. Петрусенко и И. В. Эйдемиллера (2013); эволюция системы государственных закупок представлена в работах Д. А. Першина (2014) и А. Е. Иванова (2011); анализ иностранного опыта регулирования государственных закупок, и возможности его использования в российской практике: В. И. Антонова и О. В. Киселева (2013), О. В. Анчишкина (2010), В. В. Покровская (2008), Д. В. Гусева; И. В. Кузнецова (2011); государственные закупки через Интернет (в работе Д. Котова (2004) рассматривается предыдущий эволюционный этап развития госзакупок через Интернет) а также в работе И. В. Бегтина (2011); в статье В. О. Ивановой (2013) проведен анализ воздействия государственных закупок на инновационное развитие. В работах И. В. Бегтина (2011) и А. Е. Иванова (2011) проведен анализ эффективности и коррупционной составляющей государственных закупок. Однако в указанных работах отсутствует анализ государственных закупок в увязке с влиянием на инновационное развитие и снижение инфляции, хотя в работе В. В. Покровской (2008) рассмотрено влияние внедрения системы государственных закупок на снижение контрактных цен, а также положительное влияние протекционизма в государственном заказе на общий рост цен. В рамках данного исследования анализируется механизм государственных закупок как инструмент приобретения высокотехнологичной продукции с целью снижения инфляции. Данная статья является продолжением исследования Л.В. Никифоровой (2011), где в указано, что госзакупки могут выступать инструментом расширения спроса на инновации. Кроме того указано, что необходимо подготовить критерии отнесения предприятий и продукции к инновационным (предприятиям и продукции). Предприятиям, соответствующим критериям, следует выдавать сертификаты, подтверждающие факт их инновационности. Однако указанное исследование относится к периоду действия ФЗ-94, что уже не соответствует текущей ситуации. Уже разработаны критерии отнесение продукции и услуг к высокотехнологичной продукции. Также создан реестр малых инновационных предприятий, в т.ч. учрежденных согласно Постановлению Правительства №219. В отличие от указанного исследования, в данной работе предлагается создание единого реестра инновационных, высокотехнологичных и наукоемких производств.
В настоящей работе проведено исследование:
- Объемов государственных закупок высокотехнологичной продукции;
- Проанализирован текст закона о федеральной контрактной системе на предмет стимулирования закупок высокотехнологичной продукции;
- Предложены механизмы улучшения регулирования государственных закупок высокотехнологичной продукции;
- Проведена оценка влияния государственных закупок высокотехнологичной продукции на снижение инфляции.
2. Оценка влияния государственных закупок высокотехнологичной продукции на снижение инфляции
Госзакупки высокотехнологичной продукции в данной работе рассматриваются как инструмент снижения инфляции. Точно оценить объемы закупок высокотехнологичной продукции по официальным статистическим данным не представляется возможным, а сайт zakupki.gov.ru не предоставляет достаточной ретроспективной информации, поэтому рассмотрены имитационные модели, основанные на проверке коэффициента корреляции между инфляцией и расчетным (моделируемым) объемом закупок высокотехнологичных товаров. Объем закупок высокотехнологичной продукции рассчитывается исходя из их моделируемого удельного веса в общем объеме фактических расходов консолидированного бюджета России. Удельный вес закупок высокотехнологичной продукции изменяется от 0 до 100% с шагом в 0,01 процентный пункт. Поскольку удельный вес при этом для каждого года будет оставаться неизменным (изменяются только абсолютные значения госзакупок высокотехнологичной продукции, рассчитанные на основе фактических данных), то значение коэффициента корреляции будет постоянным для всех 10 тыс. коэффициентов корреляции. Причина: согласно формуле коэффициента корреляции значение показателя зависит от относительных изменений, а не абсолютных. Относительные изменения госзакупок высокотехнологичной продукции остаются неизменными, поскольку расчет удельного веса не изменяет относительной разницы между значениями. Таким образом, коэффициент корреляции между государственными расходами на высокотехнологичную продукцию и инфляцией составляет: -53%.
С учетом выявленных сложностей изменим модель. Коэффициент корреляции будет зависеть от следующих переменных: начального удельного веса закупок высокотехнологичных товаров в общем объеме государственных закупок, а также от динамики изменения удельного веса закупок в рассматриваемый период времени по данным за 1998-2013 гг. (позволит избежать одинаковых коэффициентов корреляции), где возможны два варианта:
- Удельный вес изменяется на протяжении рассматриваемого периода времени линейно – на 1 процентный пункт либо на 5 процентных пунктов в год;
- Удельный вес изменяется нелинейно – приращение происходит замедляющимися темпами: от 5 процентных пунктов в год с замедлением темпов прироста на 10%, что на 2009-2013 гг. приведет к остановке роста удельного веса.
Расчет модели включает этапы:
1. Начальный удельный вес государственных закупок высокотехнологичной продукции в общем объеме госзакупок (на примере расходов консолидированного бюджета России) задается моделью итеративно (от 0 до 100% с шагом в 0,01 процентный пункт);
2. Устанавливается темп изменения начального удельного веса на протяжении рассматриваемого периода времени (1998-2013 гг.): в зависимости от варианта изменение может быть на 1 процентный пункт в год, на 5 процентных пункта в год, либо нелинейно со снижающимися темпами прироста (снижение темпов на 10% в год).
3. Рассчитывается коэффициент корреляции между моделируемым удельным весом государственных закупок высокотехнологичной продукции в общем объеме расходов консолидированного бюджета России и индексом потребительских цен за период 1998-2013 гг.
4. Повторение расчетов для нового начального удельного веса государственных закупок высокотехнологичной продукции в общем объеме расходов консолидированного бюджета России. Начальный удельный вес увеличивается на 0,01 процентный пункт.
Моделирование показало (см. рис. 1), что коэффициент корреляции изменяется от -46% (для линейного варианта) до -62% (для нелинейного варианта расчетов). Необходимо отметить, что для более сильного эффекта необходим существенный рост госзакупок высокотехнологичной продукции в короткий промежуток времени с последующим сохранением достигнутого уровня. При этом если начальный удельный вес достигает 100%, а потом продолжает увеличиваться в рассматриваемый период времени, превышая 100%, что означает общее повышение госраходов, то в целом это не приводит к увеличению влияния на изменение инфляции, а стремится к некоторой средней: -52%.
Рисунок 1 – Значения коэффициентов корреляции между расчетным объемом закупок высокотехнологичной продукции и индексом потребительских цен
Источник: рассчитано автором на основе данных Росстата
3. Оценка объемов государственных закупок высокотехнологичной продукции
В результате развития закупочной деятельности в России был создан единый портал государственных закупок, предоставляющий всю необходимую информацию о государственных закупках в России. Основываясь на данных портала, проанализируем объемы закупок высокотехнологичной продукции. В разделе «Общественный контроль» на сайте госзакупок имеется возможность провести анализ номенклатуры закупок. Согласно данным за 2013 год структура закупок имела следующую номенклатуру (табл. 1).
Следует отметить, что в России усилиями государства и бизнеса реализуется инициатива по созданию реестра высокотехнологичных товаров. В частности уже создан реестр инновационной продукции, выпускаемой предприятиями Пензенской области (по основным видам экономической деятельности), а также Перечень инновационной продукции Белгородской области. Утверждены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции.Однако использование этих критериев для отнесения продукции к высокотехнологичной для целей данного исследования ограничено отсутствием соответствующей информации, позволяющей оценить продукцию на соответствие критериям. Поэтому отнесение продукции к высокотехнологичной проведено экспертно.
№ п.п. | Наименование номенклатура закупаемых товаров/услуг | Удельный вес, % |
---|---|---|
1. | Работы по строительству, ремонту, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек | 21,63 |
2. | Услуги по разработке проектной документации, инженерные услуги в области архитектуры, гражданского и промышленного строительства | 3,14 |
3. | Пар и вода и услуги по распределению пара и воды | 2,66 |
4. | Услуги по финансовому посредничеству | 2,34 |
5. | Аппаратура медицинская, а также услуги по ее производству и ремонту | 2,27 |
6. | Электроэнергия и услуги по распределению электроэнергии | 2,24 |
7. | Иное | 65,71 |
8. | в т.ч. | |
9. | инновационные и высокотехнологичные товары и услуги | 12,57 |
Исходя из анализа таблицы, к высокотехнологичным закупкам можно отнести только 5,41% всего объема закупок: сумма пп. 2 (пункт отнесен, поскольку процесс разработки проектной документации всегда уникален и требует соответствующей квалификации) и 5 (современное медицинское оборудование является сложным и высокотехнологичным, а ремонт предполагает соответствующую квалификацию). Самый крупный раздел – «Иное» - раскрывается отдельно. Список состоит из 220 позиций закупаемых товаров и услуг. К инновационным и высокотехнологичным могут быть отнесены следующие позиции (табл. 2):
Группа товаров, работ, услуг, отнесенных к высокотехнологичным | Обоснование отнесения товара, работы или услуги к высокотехнологичным |
---|---|
1. Вычислительная техника, электронные компоненты | Производство вычислительной техники, а также электронных компонентов является одним из самых высокотехнологичных и наукоемких производств. |
2. Услуги в области здравоохранения, препараты и полупродукты для производства медицинских препаратов, медицинские и ветеринарные, медицинские инструменты и запчасти к ним | Здравоохранение, а также медицинские препараты и инструменты требуют определенных условий создания продукции, квалификации персонала, а также соответствующих технологических процессов. |
3. Услуги в области образования | Образование было отнесено к инновационной услуге, поскольку предполагает постоянное совершенствование процесса обучения. Также в процессе подготовки новых специалистов должны преподаваться самые последние достижения в науке и технике. |
4. Лабораторное оборудование, лабораторные животные; средства измерений; приборы оптические, фото- и киноаппаратура; аппаратура для радио, телевидения и связи, а также услуги по ее производству и ремонту; услуги по техническому обслуживанию и ремонту электронно-вычислительной техники, радиоэлектронного оборудования, а также услуги по производству радиоэлектронной аппаратуры | Современное лабораторное оборудование, измерительные приборы оптические приборы являются высокотехнологичными, требующими сложного оборудования для производства, а также для разработки таких приборов. |
5. Выполнение НИОКР, экспертные услуги | Выполнение НИОКР и экспертные услуги являются видами интеллектуальной деятельности, предполагающими разработки уникальных продуктов. |
6. Оружие, взрывчатые вещества | Современное оружие является высокотехнологичным и предполагает использование современных технологий для его производства. |
7. Радиоактивные вещества и источники радиоактивного излучения разного назначения; услуги в производстве ядерного топлива | Источники радиоактивного излучения и радиоактивные вещества требуют соответствующих технологий для производства и транспортировки такой продукции. |
8. Производственное и промышленное оборудование, двигатели, генераторы, трансформаторы и преобразователи электрические, электрооборудование, а также услуги по его ремонту | Производственное оборудование является сложным изделием, требующим современных средств управления. |
9. Химические вещества, химические продукты и химические волокна, а также услуги в производстве химикатов и химических продуктов | Производство волокон является одной из быстро развивающихся отраслей с современными технологиями. Продукция таких отраслей используется в разных отраслях: автомобилестроении, самолетостроении, космических системах. |
10. Автоматизированные информационные системы, системы для научных исследований, системы проектирования и управления на основе компьютерных баз данных | Автоматизированные системы являются новым трендом, позволяющим существенно облегчить процесс разработки новой продукции, а также последующее ее внедрение в производство. |
11. Услуги библиотек | Библиотеки были включены в рассмотрение, поскольку для создания новой продукции и услуг необходим доступ к информации. Современные библиотеки выходят на новый уровень оказания услуг, предоставляя доступ к различным базам знаний, в т.ч. иностранным. |
12. Системные и прикладные программные средства; консультационные услуги по программному обеспечению | Программные средства позволяют облегчить и автоматизировать производственный процесс. Создание любой программы требует высокого уровня квалификации и соответствующих программных средств. |
13. Воздушный транспорт | Воздушный транспорт предполагает использование самых современных разработок: для управления, новые материалы для создания корпусов, микроэлектроника и т.д. |
К высокотехнологичным товарам/услугам не были отнесены закупки бензина, автотранспортных средств, страхование, закупки продуктов питания, торговые и посреднические услуги, услуги по аренде автомобилей, обувь, ГСМ, целлюлоза и бумажная продукция. Такой подход обосновывается тем, что указанные группы товаров относятся к товарам с наименьшей добавленной стоимостью и степенью передела, в отличие от приведенного списка высокотехнологичных товаров и услуг.
Общий удельный вес товаров, рассматриваемых как высокотехнологичные, составляет 12,57%, что в сумме с пп. 2 и 5 составляет не менее 17,98% общего объема закупок Российской Федерации за 2013 год. Таким образом, в России посредством системы государственных закупок реализуется поддержка инновационных и высокотехнологичных компаний через стимулирование спроса на их продукцию.
Исходя из исследования возможностей информационной системы госзакупок для целей мониторинга приобретения государством высокотехнологичной продукции, следует отметить необходимость совершенствования блока анализа номенклатуры на портале госзакупок. Необходимо предусмотреть возможность автоматического расчета объемов приобретения высокотехнологичной продукции, а также рассмотрение страны поставщика такой продукции. Совершенствование блока анализа информации на сайте позволит федеральным органам исполнительной власти определить, какая высокотехнологичная продукция закупается за рубежом, а какая – в России.
4. Анализ текста закона о федеральной контрактной системе на предмет стимулирования закупки высокотехнологичной продукции
Перейдем к анализу системы государственных закупок высокотехнологичной продукции и услуг через исследование законодательных рамок. Поскольку ФЗ №94 утратил силу, следует обратиться к новому ФЗ, регулирующему создание ФКС. Проанализируем текст ФЗ на предмет возможностей заказчиков по закупке высокотехнологичной продукции.
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Статья 56. «Особенности проведения конкурса с ограниченным участием» предусмотрена для случаев, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации
Таким образом, ФКС учитывает и прямо стимулирует закупку именно высокотехнологичной продукции в интересах государства, предусматривает проведение специальных процедур (конкурса с ограниченным участием). По сравнению с 94-ФЗ имеется существенный прогресс, поскольку в нем отсутствовали ссылки на стимулирование закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Вместе с тем, п. 4 статьи 27 ФКС указывает на преимущества при осуществлении закупок для следующих групп поставщиков:
- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
- организациям инвалидов;
- субъектам малого предпринимательства;
- социально ориентированным некоммерческим организациям.
Целесообразным является установление в ФКС преимущества для высокотехнологичных компаний при осуществлении закупок, которые могут быть аналогичны предоставленным указанным в п.4 статьи 27 ФКС группам поставщиков. Например, если компания выпускает инновационную/высокотехнологичную продукцию или является высокотехнологичной, то ей предоставляются соответствующие преимущества.
Пример: компания ЗАО «Научно-исследовательская производственная компания “Электрон”», через государственный заказ национального проекта «Здоровье», закупила технологию производства систем визуализации, что позволило в 2010 г. занять второе место на мировом рынке.
Определение высокотехнологичной продукции должно быть внесено в текст ФКС с целью облегчения процедуры закупки такой продукции, а также статистического мониторинга объемов закупок и предоставления преимуществ компаниям, выпускающим высокотехнологичную продукцию. Возможны два варианта:
- использование критериев отнесения продукции к высокотехнологичной. Могут быть использованы уже разработанные Минпромторгом России или Минобрнауки России критерии отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции. Преимущества: каждый вид продукции оценивается на предмет его инновационности и высокотехнологичности, что не позволяет закупать под видом современной и сложной продукции устаревшие товары. Недостатки: сложность использования критериев госслужащими при проведении конкурса, что связано с требованиями наличия необходимой квалификации, а также дополнительного времени для проверки факта соответствия установленным критериям.
- использование реестра высокотехнологичной продукции. Такой реестр составлен Правительством Москвы. Преимущества: простота использования государственными структурами. Повышается качество закупаемой продукции, поскольку конкуренция ведется только между ответственными исполнителями, выпускающими высокотехнологичную продукцию. Недостатки: 1) необходимость постоянного контроля уровня производства компании для проверки сохранения статуса инновационного и высокотехнологичного производства. В московском реестре для этого предусмотрен соответствующий экспертный совет. 2) Реестр ограничивает участие других поставщиков, не включенных в реестр, что снижает конкуренцию.
5. Анализ вариантов: критерии или реестр
Рассмотрим подробнее варианты отнесения продукции к высокотехнологичной в целях статистического мониторинга государственных закупок, а также для предоставления преимуществ участникам конкурса.
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции. Для целей анализа рассмотрим критерии, утвержденные Минобрнауки России. Анализ показал, что отсутствуют пороговые значения для критериев, что затрудняет их использование на практике. В таблице 3 представлены предложения и критика критериев с целью облегчения их практического использования.
№ п.п. | Критерий Минобрнауки России | Комментарий | Предложения |
---|---|---|---|
1. | Научная новизна | Оценка продукции на уровень научной новизны может проводиться только специалистами-учеными, что не позволяет оперативно использовать этот показатель госслужащими. Критерий учитывает только научную новизну, но не новизну для рынка (используется Росстатом при отнесении продукции к инновационной – см. форму 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации») | Для оценки научной новизны и наукоемкости продукции следует использовать частные индикаторы: - объем выполненных НИОКР для создания/усовершенствования продукции; - количество используемых РИД (патенты, программы для ЭВМ, базы данных); - квалификация персонала (удельный вес кандидатов и докторов наук, задействованных в производстве; уровень квалификации рабочего персонала). |
2. | Наукоемкость товаров, работ, услуг | Указано, что при производстве продукции используется высококвалифицированный интеллектуальный труд, результаты интеллектуальной деятельности. | |
3. | Внедрение товаров, работ, услуг | Критерий не имеет отношения к инновационности продукции. В комментариях к критерию указано, что продукция должна быть внедрена в одной или нескольких отраслях промышленности. Однако если товар, работа, услуга выпускаются и предлагаются для рынка, значит она уже внедрена. | Исключить критерий. |
4. | Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг | Отсутствуют рекомендации по расчету экономического эффекта (в сравнении с существующими аналогами) на стадиях жизненного цикла продукции. Критерий не имеет отношения к степени инновационности продукции. | Исключить критерий. |
Указанные в таблице критерии следует дополнить рыночными, имеющими важность именно для высокотехнологичной продукции, иначе будет отсутствовать отличие от критериев отнесения продукции к высокотехнологичной. Для простоты расчета и мониторинга такого критерия целесообразным является использование Указаний Росстата по заполнению формы федерального статистического наблюдения, приведенного в форме 4-инновация (далее – Указания). В частности, можно использовать следующие подходы: организации, введенные в эксплуатацию в отчетном году относятся к организациям, осуществляющим технологические инновации. Также в Указаниях приводится описание отличий технологических инноваций от маркетинговых и процессных.
В табл. 4 приведен анализ критериев отнесения продукции к высокотехнологичной, разработанных Минобрнауки России.
Таким образом, предложенные Минобрнауки России критерии являются недостаточно проработанными и требуют введения пороговых значений для оперативного использования.
Реестр инновационной и высокотехнологичной продукции. Для целей анализа воспользуемся реестром, созданным Правительством Москвы. В тексте постановления также не представлены прозрачные критерии отнесения продукции к высокотехнологичной. Отсутствуют числовые значения для критериев. Уровень технологичности производства оценивается как наличие у разработчика/производителя достаточной научно-технической и технологической базы без конкретизации принципов оценки.
В результате анализа критериев актуальным является создание реестра наукоемких производств, который должен быть использован для отнесения продукции к высокотехнологичной. В этой связи целесообразным будет создание отдельного реестра инновационных, наукоемких и высокотехнологичных предприятий, в котором будет содержаться оценка уровня производства, будут использованы критерии отнесения продукции к высокотехнологичной. В качестве критериев можно использовать рассмотренные выше, утвержденные Минобрнауки России. Также, если продукция компании содержится в реестре высокотехнологичной продукции, в этом случае компания может быть автоматически занесена в реестр инновационных, наукоемких и высокотехнологичных предприятий.
Ежегодно уполномоченные организации должны проводить мониторинг содержащихся в реестре предприятий на предмет соответствия критериям высокотехнологичности и инновационности производства, а также проверять степень новизны и высокотехнологичности выпускаемой продукции. Тогда на участие в конкурсе такое предприятие может подать копию документов, подтверждающих индексацию в таком реестре, что позволит получить преимущества при определении победителя конкурса. Актуальным остается разработка принципов и требований, предъявляемых к мониторингу.
6. Заключение
Государство, используя рычаг государственных закупок с целью приобретения высокотехнологичных и инновационных товаров, решает сразу несколько задач:
- Стимулирование спроса на высокотехнологичную и инновационную продукцию;
- Повышение в долгосрочном периоде производственных возможностей и потенциального выпуска;
- Структурная перестройка экономики на выпуск технологически сложных и инновационных товаров и оказание услуг;
- Снижение уровня инфляции вследствие повышения спроса на высокотехнологичные и инновационные товары.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 13-02-00378 по теме «Исследование влияния внедрения инноваций на общий уровень цен»)
Автор выражает благодарность в подготовке статьи инженеру-исследователю РИЭПП Сезеновой Ю.С.; научному сотруднику РИЭПП Торопкиной Н.В.; старшему научному сотруднику Сергеевой В.В.
Список литературы:
- Антонов В.И., Киселева О.В. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в Российской практике // Ульяновский государственный университет, 2013. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 13.10.2014).
- Анчишкина О.В. Национальные контрактные системы: российское перепутье // ЭТАП: экономическая теория; анализ; практика, 2010, № 2.
- Гусев Д.В., Кузнецова И.В. Профессионализм в государственных закупках США// Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2011, №24.
- Иванов А.Е. Современный этап развития системы государственных закупок Российская Федерация: «эффективность» аукциона и коррупционность конкурса // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2011, №24.
- Иванова В.О. Корреляционно-регрессионный анализ влияния государственных закупок на инновационное развитие // Вопросы экономической теории. Макроэкономика, 2013, №3.
- Котов Д. Госзакупки через Интернет // Межотраслевая информационная служба, 2004, № 1.
- Никифорова Л.В. Госзаказ на инновации как механизм экономического развития региона // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2011, №24.
- Першин Д.А. Эволюция системы госзакупок в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы, 2014, №3.
- Петрусенко Г.В., Эйдемиллер И.В. Старые песни на новый лад: ФЗ-44 «О Контрактной системе…» в сфере госзакупок //Российская национальная библиотека, доклад, 2013.
- Покровская В.В. Современный и зарубежный опыт в области развития государственных закупок // Российский внешнеэкономический вестник, 2008, №3.
- Ширяев А.А. Как инновации влияют на общий уровень цен. Федеральное интернет-издание «Капитал страны». [Электронный ресурс]. (дата обращения: 10/13/2014).
- Бегтин И.В. Zakupki.gov.ru – проблемы качества // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2011, №24.
- Caporale B., Caporale T. Political Regimes and the Cost of Disinflation // Journal of Money, Credit and Banking, 2008, Vol.40, No.7.
- Cobham D., Cosci S. and Mattesim F. Informal Central Bank Independence: An Analysis for Three European Countries // Scottish Journal of Political Economy, 2008, Vol. 55, No. 3.
- Feve P., Matheron J. The Dynamic Effects of Disinflation Policies // Fabrice Collard University of Toulouse, 2008.
- Hofstetter M. Why have so many disinflations succeeded // Contemporary Economic Policy, 2008, Vol. 26, No. 1.
- Kollmann R. Welfare-maximizing operational monetary and tax policy rules // Macroeconomic Dynamics, 2008, No 12 (Supplement 1), p. 112-125.
- Pagoulatos G. Financial Interventionism and Liberalization in Southern Europe: State, Bankers, and the Politics of Disinflation // Journal of Public Policy, 2003, Vol.23, p. 171-199.
Автор выражает благодарность в подготовке статьи инженеру-исследователю РИЭПП Сезеновой Ю.С.; научному сотруднику РИЭПП Торопкиной Н.В.; старшему научному сотруднику Сергеевой В.В..
Цены в России. 2012: Стат. сб./ Росстат - M., 2012
Финансы России (за 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012 годы): Стат. сб./ Росстат - M., 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012
Россия в цифрах 2013: Стат. сб./ Росстат - M., 2013; Россия в цифрах 2014: Стат. сб./ Росстат - M., 2014
Написать комментарий
Очень интересный материал. Спасибо автору.
"Какая гадость! Какая гадость эта ваша заливная рыба!" (C) Сказки о Синдбаде и скатерти-самобранке хоть веселее.