24 НОЯ, 01:45 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Почему повышение налогов в России приведет к падению экономики и коррупции

18 Сентября 2014 9663 8 Экономика
Почему повышение налогов в России приведет к падению экономики и коррупции

Чтобы избежать увеличения дефицита бюджета, Минфин еще летом предлагал повысить налоговую нагрузку. Но насколько на самом деле оправдан рост налогов? Как проводимая государством налоговая политика влияет на российскую экономику? Какие возможны альтернативные способы пополнения бюджета?

Временная отсрочка

В последнем проекте федерального бюджета на 2015–2017 годы Минфин пока отказался от самых громких своих инициатив: введения регионального налога с продаж, а также повышения НДС и НДФЛ. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на днях подтвердил, что правительство постарается до 2018 года «максимально пройти этот период без изменения налоговой системы», предупредив, правда, что «мы живем в очень жестких внешних условиях, может быть, придется и менять этот подход». Таким образом, вопрос о повышении основных налогов и введении новых остается по сути открытым.

Пока же доходы бюджета планируется повысить за счет других налогов: рост их будет не таким резонансным, но не менее болезненным для бизнеса и рядовых граждан. Почти втрое вырастет, например, налог на имущество. Точнее, с 2015 года он будет заменен налогом на недвижимость, который будет рассчитываться уже не по балансовой, а по кадастровой стоимости, обычно в разы превышающей балансовую.

Не порадует работодателей и повышение ставки взносов в Фонд обязательного медстрахования (с 2015 года взнос в 5,1% будет взиматься со всего фонда оплаты труда, а не только с зарплат ниже 52 тыс. руб. в месяц). При этом сам ФОМС дефицита средств пока не испытывает, и потому полученные таким образом дополнительные доходы предлагается в ближайшие два года безвозмездно возвращать из ФОМС в федеральный бюджет. По оценке Минфина, в 2015 году поступления в ФОМС составят 182 млрд руб., а в 2016 году – 195,7 млрд руб. Потребности же самого ФОМС значительно скромнее: 42 млрд и 65,7 млрд руб. соответственно.

Дополнительные доходы в бюджет принесут также повышение с 9 до 13% налога на дивиденды, рост платы за пользование водными объектами и лесами, повышение акцизов на табачную продукцию, введение акцизов на природный газ, экспортируемый по газопроводу «Голубой поток» и ряд других мер.

Прогноз по доходам бюджета в 2015 году, по сравнению с летними расчетами, уменьшился чуть более чем на 100 млрд руб. (с 14,92 трлн руб. до 14,79 трлн руб.). Расходы при этом почти не изменились, составив 15,21 трлн руб. Однако дефицит бюджета увеличился всего на 0,1% с июньских 0,4% ВВП до нынешних 0,5% – благодаря перераспределению расходов. Судя по обнародованным данным, сбалансировать бюджет Минфин намерен в основном за счет «социальных» статей – внебюджетных фондов, пенсий работающих военных пенсионеров, индексации зарплат чиновников, работников в социальной сфере и науке, а также за счет отказа финансировать РФПИ и продления моратория на перечисление пенсионных накоплений НПФ. На всех этих статьях Минфин рассчитывает сэкономить порядка 699,7 млрд руб.

Обнародованные Минфином планы свидетельствуют о том, что новый вариант бюджета предусматривает лишь латание очередных дыр. Выбор в сторону отмены бюджетного правила и увеличения расходов, стимулирующих рост экономики и импортозамещение, так и не сделан. О повышении же НДФЛ и НДС с 2019 года Минфин летом заявил вполне четко.

Так ли уж нужно повышать налоги?

«Пока (именно пока!) катастрофической нехватки доходов в бюджете нет, однако он является дефицитным, – отмечает доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. – Причин тому сразу несколько. Во-первых, это соблюдение социальных обязательств перед населением при замедлении темпа роста экономики. Во-вторых, ухудшение чистого экспорта, а значит, сокращение доходов, которые дает добывающий сектор (минерально-сырьевая база). Помимо этого, отмечается также уменьшение спроса на сырье и снижение цен на нефть. Нынешний бюджет планировался, исходя из 100-110 долларов за баррель, в проекте бюджета на 2015 год заложено 96 долларов, а цена продолжает снижаться к отметке 90. Добавочных крупных расходов в этом году не было, но военные расходы, а также расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий, конечно, увеличили нагрузку на бюджет», – поясняет экономист.

Денег в бюджете вполне достаточно, уверен независимый экономист Владислав Жуковский. Согласно отчетам Минфина, по итогам января-августа 2014 года, федеральный бюджет сведен с рекордным профицитом в 905,5 млрд руб. – это более чем в 2,5 раза больше аналогичного показателя 2012 года (387,3 млрд руб.). И это тем более удивительно на фоне кризисного состояния экономики (рост ВВП на самые скромные с 2009 года 0,8%) и рекордного бегства капитала (75 млрд долларов только в первом полугодии). К сожалению, этот излишек бюджетных средств Минфин сформировал не за счет активизации экономической активности, поощрения частной инициативы и увеличения поступлений в бюджет, а за счет целенаправленного урезания государственных расходов и инвестиций.

За восемь месяцев текущего года поступления в бюджет исполнены в размере 66,3% (9,43 трлн руб.) от запланированного и утвержденного на весь год уровня, расходная же ведомость исполнена лишь на 61,1% (8,53 трлн руб.). Причем структура расходов наглядно демонстрирует приоритеты правительства. Национальная экономика по итогам восьми месяцев 2014 года профинансирована лишь на 49%, дорожное хозяйство – на 49,3%, ТЭК – на 48,1%, жилищное хозяйство – на 31,7%, общеэкономические вопросы – на 8%, культура и кинематография – на 53%, здравоохранение – на 58,6%, амбулаторная помощь – на 47,1%, спорт высших достижений – на 24,5%.

При этом, по отчетности самого Минфина, за эти восемь месяцев совокупный размер остатка неиспользуемых средств правительства на счетах федерального казначейства увеличился без малого на 2 трлн руб. – с 6,57 до 8,48 трлн руб. Из этой суммы свыше 3,38 трлн руб. составляют средства Резервного фонда, а 3,15 трлн руб. – средства ФНБ, которые размещены на счетах в Центральном банке и ВЭБе. Оставшиеся 2 трлн руб. приходятся на временно свободные и неиспользуемые остатки средств. Таким образом, сегодня у государства без дела лежит 70% доходной части федерального бюджета, и подавляющая часть этих средств вложена в ценные бумаги в США и ЕС, которые ввели против России санкции и закрыли доступ к капиталу и технологиям. Однако все это не мешает Минфину, ссылаясь на бюджетный дефицит, секвестировать бюджет и лоббировать введение неконституционного налога с продаж, а также повышение ставок НДС, НДФЛ и налога на прибыль, отмечает Владислав Жуковский.

Налоговые рекорды России

Согласно отчету аудиторско-консалтинговой компании (PwC), по итогам 2012 года совокупная налоговая ставка на бизнес в России составляла 54,1%, что значительно выше как средней ставки налоговых платежей в странах ЕС – 42,6%, так и в мире в целом – 44,7%. Значение это было получено сложением трех эффективных ставок – по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или на зарплату (41,2%) и по прочим налогам (5,8%). Директор департамента глобальных индикаторов и аналитики Всемирного банка (ВБ) Аугусто Лопес-Кларос, выступая на Гайдаровском форуме в начале 2014 года, порекомендовал российским властям снизить налоговую нагрузку на предпринимателей, поскольку она чрезмерно высока.
Налоговая нагрузка обычно соотносится с определенной моделью экономики, поясняет завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. Чем динамичнее экономика, тем ниже уровень налогов. В России налоговая нагрузка на бизнес соответствует уровню развитых стран Европы, с их почти нулевыми темпами экономического роста. Мы же мечтаем о высоких темпах роста, которые не были бы основаны на динамике мирового спроса и цен на сырье – нефть, газ, металлы, отмечает экономист.

«Совокупная налоговая нагрузка в России практически в два раза превышает налоговую нагрузку в таких динамично развивающихся странах с развитой наукоемкой промышленностью и несырьевыми производствами высоких переделов, как Республика Корея (29,8%), Израиль (30,5%), Сингапур (27,6%), Тайвань (34,8%), Канада (26,9%), Малайзия (24,5%), Гонконг (23,0%). Сложно обвинить руководство указанных выше стран в недееспособности, профнепригодности и саботаже – в отличие от своих коллег, они прекрасно понимают, что невозможно осуществить модернизацию экономики и выстроить контур наукоемких производств при том налоговом прессе, который имеется в России», – приводит данные международной статистики Владимир Жуковский.

Все страны, совершившие за последние 50 лет «экономическое чудо», прошли через низкие налоги, подчеркивает Миркин. «Основа низкой налоговой нагрузки – более "дешевое" государство. Стандартно в странах, совершивших "экономическое чудо", конечное потребление государства – 8-13% ВВП. У США – 15-16%. У нас этот показатель зашкаливает за 18%. Низкая налоговая нагрузка, "дешевое" государство – все это оставляет в руках частного бизнеса более крупные финансовые ресурсы для развития. Неудивительно, что в странах "экономического чуда" сверхвысокая норма накопления от 32 до 45%, позволяющая, при прочих равных, удерживать темпы роста, устойчиво опережающие мировые. У нас сегодня эта норма – 20-24%, как у западных стран, растущих на сверхнизких скоростях, 0-2% в год. Чтобы создать "экономическое чудо" в России, норма накопления должна быть выше в 1,2-1,5 раза».

Конечно, можно сослаться, что в других странах БРИК налоговая нагрузка на экономику еще выше, чем в России, замечает Жуковский. В Бразилии она составляет 69,3%, в Индии – 61,8%, в Китае – 63,7%. Но этот более тяжелый налоговый пресс «с лихвой компенсируется гораздо более продуманной и взвешенной макроэкономической политикой – активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике (5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой степени государственной поддержки национальной экономики (10-13% ВВП против 7% в России)», – подчеркивает Жуковский.

Как спасти бюджет

«Для покрытия текущих расходов есть разные способы, – поясняет Олег Сухарев. – Можно увеличивать госдолг – за счет внутренней и внешней составляющей. Однако в нынешних обстоятельствах возможности для внешних заимствований сильно ограничены из-за санкций и сложной политической обстановки.

Можно провести эмиссию – но это весьма затруднительно не только по причине инфляции, и без того довольно высокой, но и из-за тех фетишей боязни инфляции, которые имеются у правительства.

Еще одним источником может стать продажа государственного имущества – именно необходимостью пополнения бюджета правительство объясняет очередной виток приватизации.

Безусловно, лучший способ – это наращивание производства и доходов, которые оно создает, однако это долгосрочный проект, зависящий от многих обстоятельств.

Использование налогов – это стандартный способ. Однако лучше спасать бюджет не за счет фронтального повышения налогов, и не за счет увеличения ставки «классических налогов», а за счет перераспределения налогового бремени. Можно увеличить нагрузку на недвижимость, землю, сверхприбыль (ренту), финансовые трансакции, ограничить импорт. Ощутимо повысит доходы бюджета введение прогрессивной налоговой системы вместо пропорциональной, которая действует у нас сегодня. Вместо изменения НДС лучше снизить налог на прибыль, привязав это снижение к реинвестированию прибыли, обновлению фондов именно за счёт заказов отечественных средств производства и/или обучение персонала».

В нынешних условиях повышение налогов особенно неблагоприятно скажется на предприятиях высокотехнологичного сектора экономики, которые и без того испытывают большие трудности в связи с девальвацией рубля и удорожанием кредитов, подчеркивает Олег Сухарев.

Как добиться роста

Чтобы экономика развивалась ускоренными темпами, а офшоры начали умирать, фискальная нагрузка должна быть ниже 30% ВВП, поясняет Яков Миркин. Другим необходимым условием является доступность финансов для бизнеса: рост насыщенности кредитами и другими фининструментами, нормализация процента, валютного курса, инфляции, счета капиталов, диверсификация собственности и т.д.

Стимулировать экономический рост можно и с помощью налогов. Одним из эффективных инструментов является, например, регрессивная шкала налогообложения прироста прибыли несырьевых компаний. Ставку налога стоит «снизить до 5-7% на четыре-пять лет в отношении прироста прибыли в сравнении с прошлым годом, если эта сумма не уходит из оборота как дивиденды», – предлагает Миркин.

Сегодня «предел фискализации экономики достигнут, поэтому ужесточение налогов будет вести не к росту их поступлений, а к вытеснению бизнеса в серую и черную зону и усилению коррупции», подчеркивает экономист. Это хорошо показала история с ростом обложения индивидуальных предпринимателей в 2013 году, что привело к массовому закрытию ИП.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Ф
26.09.2014 0 0
Ф.Петрище:

Kумовсво не позволит равиваться России! Как бы не старались граждане.

А
23.09.2014 0 0
Александр Суворов:

Ты зарабатываешь в 2 раза больше соседа-алкоголика? Вот ты и заплатишь за него налоги! Он этого себе позволить не может - денег на выпивку не хватает. Платить РАВНУЮ долю - это конечно же несправедливо.

В
22.09.2014 0 0
Виктор Алексеев:

Оксанову P.S. 4) Вам, как опытному инженеру, должна быть известна технология строительства дорог в России. А как строят дороги в развитых странах, в т.ч. и северных, типа Канады, Финляндии, Американской Аляски. Ну и позволю себе комментарий по поводу прогрессивного налога. По моему мнению, у государства, тем более у Российского, достаточно силовых и административных мер и органов чтобы отслеживать и привлекать к ответственности всех кто уклоняется от уплаты прогрессивного налога, будь он введён.

В
22.09.2014 0 0
Виктор Алексеев:

Оксанову. Здравствуйте Аркадий Ильич. Прошу прощения за назойливость, но позволю себе наглость задать вам еще несколько вопросов. 1) Очень интересно чем сейчас занимаются бывшие президенты США и бывшие руководители ФРС? 2) Как лично вы относитесь к национализации в России? СтОит ли вообще и как это надо делать если стоит, опять же. 3)Также хотелось бы знать ваше отношение к тому, что многие компании государственной важности дотируются/просят/одалживают денег у государства(автоВАЗ, Газпром, Роснефть, РЖД). Ведь некоторые из них убыточны либо по сути, либо изначально, либо искусственно.

А
22.09.2014 0 0
Аркадий Оксанов:

Владимир Меняет, но не всё.Об этом я пишу больше десятка лет - безрезультатно. По простой причине: российской системе не нужно ничего современного, ей нужно драть три шкуры с народа и кормиться на этом - власти, чиновникам, избранным системой "капиталистам", которые все находятся на службе у чекистов. Это было заложено первоначально, ещё в 1991 году, именно такое проектировали "либералы" : обмен собственности на власть. Но власти они не получили, а собственность среди них получили только те, кто издавна работал на КГБ. Прегрессивный подоходный налон ныне установлен во всех странах развитого мира, вот "плоского" нигде нет. Ныне "либералы" спорят друг с другом - кто же предложил "плоский налог". При этом спорят не за позор такого изобретения, а за великую честь. Всё было построена на примитивной лжи: "плоский налог" будут платить, а от прогрессивного будут уходить. Такое - как "Шли двое, один в шляпе, другой в университет". Экономисты знают, что сбор налогов определяется жёсткостью системы сбора налогов: можно заставить отдать всё, а после этого останется только веселиться - древняя мудрость. В экономике совсем другое,в ней есть кривая Лаффера, которая говорит о том, что при очень высокой сумме собираемых налогов снижается деловая активность, вовсе не потому, что налоги не собрать, а потому, что невыгодно заниматься бизнесом. Это знает любой студент. Но российские "либералы" изоврали и бедного Лаффера: они говорили, что большие налоги просто не собрать, начтут уходить от налогов. Такое вы можете найти и у Явлинского, и у Илларионова, не говоря о Гайдаре. Россия... Прогрессивный налог собирается даже лучше "плоского", потому что в современном мире бухгалтерская отчётность и выплата заработанного напрямую связаны с налоговой системой : каждая заработанная денежная единица каждым работником автоматически попадает в досье налоговой инспекции на каждого работника. Оплата наличными подсудна. Т.е. налоговая знает годовой доход каждого работника в стране, от суперкапиталиста до уборщина. И на основании дохода налоговая начисляет годовой подоходный налог. Не работодатель, а налоговая служба. Можно заплатить налог, не торгуясь, но можно и снизить сумму, если показать то законное, что не должно облагаться налогом. Если переплатил - вернут, и это как подарок. Что может быть проще? Но в России уже скоро 25 лет говорят о прогрессивном подоходном налоге, только говорят, не делают ничего. Если принять американскую шкалу подоходного налога - от нуля и до 40%, то Россия за эти годы потеряла сотни миллиардов, и не рублей, а долларов, на которые можно было удвоить качество жизни. Но и это не всё о налогах. В России установлен налог на добавленную стоимость. Любой студент знает, что процент НДС - это часть валового продукта страны, которую изъяло государство, причём изъяло у всего населения страны, поскольку ВВП - это сумма добавленной стоимости, произведенной в стране. Заплатили НДС все граждане страны - от капиталистов и до неродившихся младенцев и, увы, покойников. Все, поскольку в любых тратах в стране лежит и изъятый государством НДС. Всё то же самое, что и с "плоским" подоходным налогом - уравниловка, платят все, от нищих и до богатеев, платят одинаковый процент. Таков российский "социализм". В Евпропе тоже есть НДС, но он введён по другой экономической причине: евпропейский "социализм" требует громадных затрат государства на социальные нужды. Можно и без НДС, но тогда прогрессивный подоходный будет о нуля и до 70-80% дохода. Поэтому существуют оба налога, часть собирается с помощью НДС, честь с помощью прогрессивного подоходного. Есть стимул заниматься бизнесом и получать высокие доходы. Лаффер работает на совесть. России с её ничтожными тратами на социальное такая система не столь необходима. Например, в США обходятся только подоходгым налогом, а на социальные программы тратят в разы больше России. Но для нормальной экономики страны нужно, минимум, два компонента: иметь современные знания и уважать свойо народ. В России нет ни того, ни другого. Поэтому не догнать не то, что Португалию, но и те 60 стран мира, где душевой ВВП выше, чем в России. СССР занимал более приличное место. Если это опубликуют, можно обсудить детали.

В
21.09.2014 0 0
Владимир:

Введение прогрессивного налога все решает.Все остальное-болтовня.

В
19.09.2014 0 0
всезнайка:

"мы живём в очень жестких внешних условиях..." - так и меняй эти условия.... - баран!

И
18.09.2014 0 0
Ильдар Раимович:

Я поражаюсь критинизму нашей властной верхушки.Вместо того,чтобы наводить реальный порядок в стране,в т.ч. и в налоговой сфере, они хотят пойти по самому легкому и тупиковому пути-повышать налоги!Конечно, зачем включать мозги и перестраивать Россию, имея положительные опыты прохождения трудных моментов стран Азии,СССР-легче слушать недоумков министров,советующих поднимать цены и налоги,притом активно воровать и воровать!! Но они знают-их прикроет наш гарант-Путен.

Показать еще комметарии (1)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more