Что если Запад прекратит поставки техники для нефтедобычи в России?
Расширение санкций против секторов российской экономики кажется вопросом ближайшего времени. В начале лета российское правительство решило разработать программу импортозамещения высоких технологий в ТЭК на случай запрета поставок оборудования в Россию. Помешают ли этому уже введенные санкции?
На заседании Совета безопасности РФ 22 июля президент Владимир Путин обозначил внутренние и внешние угрозы, стоящие перед Россией. «Мы должны подумать над дополнительными шагами по снижению зависимости национальной экономики и ее финансовой системы от неблагоприятных внешних факторов. Я имею в виду не только нестабильность на глобальных рынках, но и возможные политические риски», – сказал Путин.
Под политическими рисками президент имел в виду санкции, которые вводятся Западом в ответ на независимую политику России, если она противоречит интересам западных стран или их пониманию конфликта. Наиболее болезненные санкции с начала кризиса на Украине были объявлены США 16 июля. Управление по контролю за иностранными активами Минфина США ограничило доступ к американскому рынку капитала для Внешэкономбанка, Газпромбанка, «Роснефти» и «Новатэка». Примечательно, что все эти компании участвуют в освоении новых нефтегазовых месторождений в России, рассчитанных на долгосрочную перспективу.
Между тем, помимо финансовой стороны, проекты опираются на высокотехнологическую продукцию, которая незаменима при работе с трудноизвлекаемыми запасами нефти и газа. В этом отношении российские компании полагаются на экспорт иностранного оборудования от ведущих нефтегазовых компаний – ExxonMobil, Eni, Statoil, Total, а также западных сервисных подрядчиков. И хотя поставки передовых технологий в рамках освоения арктического шельфа «Роснефтью» и строительства Ямал-СПГ компанией «Новатэк» на Дальнем Востоке пока еще не попали под запрет, ужесточение вполне может последовать с новым раундом санкций, в том числе и со стороны ЕС.
«Если они (Москва – прим. ред.) не примут решительные меры, чтобы сделать что-то, чтобы предотвратить эскалацию (конфликта на востоке Украины), тогда для нас нет смысла способствовать росту их промышленности и добычи новых газовых и нефтяных ресурсов, и, следовательно, стоит внести это оборудование в санкционный список», – заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Между тем Еврокомиссия рекомендует главам европейских страм ввести системы лицензирования в трех высокотехнологичных сферах: глубоководном бурении, геологоразведке в полярных широтах и добычи нефти из сланцевых месторождений.
Еще 4 июня на заседании комиссии по ТЭК в Астрахани Путин поручил правительству до 1 ноября разработать план снижения зависимости российского топливно-энергетического сектора от импорта оборудования. Под этим подразумевается как разработка, производство и развитие собственных аналогов оборудования, так и локализация, а также диверсификация источников поставок.
Согласно оценке Минэнерго, импортное оборудование составляет 24% от всей техники, использующейся в российском ТЭКе. Но на арктическом шельфе, где «Роснефть» совместно с американской ExxonMobil в августе приступает к бурению в Карском море, почти все оборудование импортное. Та же степень зависимости наблюдается в производстве сжиженного природного газа – перспективном направлении для российских сырьевых компаний. Поэтому путь локализации производства высоких технологий – единственный вариант освоить их в России.
Президент «Роснефти» Игорь Сечин ранее сообщал о планах инвестировать 500 млрд долларов в оборудование для работы на шельфовых месторождениях и их обустройство. Причем 400 млрд долларов он предполагал направить именно на локализацию порядка 70% необходимой техники. Вместе с большим объемом средств новые технологии должна освоить российская промышленность.
Работа на шельфе предполагает транспортировку сырья на танкерах, газовозах и контейнеровозах, которые в России будут строить с 2018 года, когда на Дальнем Востоке заработает верфь «Звезда», в проекте которой участвуют «Роснефть» и Газпромбанк. В 2013 году Владимир Путин говорил, что российским энергетическим компаниям – «Роснефти», «Газпрому» и «Совкомфлоту» – до 2030 года потребуется 512 судов общей стоимостью 6,5 трлн руб. До сих пор большинство заказов на производство судов размещалось за рубежом: на данный момент 44 против 23 в России.
Однако прямое, как в США, или косвенное, как в Европе, ограничение на привлечение западного финансирования, в данном случае, может стать преградой для полноценного осуществления программы импортозамещения. «Удар по инвестициям этой группы приводит к тому, что все остальные, кто ждет этих проектов, лишаются инвестиций – это все компании логистические, транспортные, технологические, технические. Все, кто ждал проектов шельфовых или проектов СПГ», – считает глава консультационной группы Creon Energy Фарес Кильзие. Он оценил ущерб от уже действующих санкций для сырьевых компаний в 150-200 млрд долларов.
Несмотря на возможности «Роснефти» продолжать реализацию всех своих проектов в условиях санкций, благодаря ним компания может получить право экспортировать газ наравне с «Газпромом», чему российская монополия до последнего сопротивлялась. «Нельзя исключать, что власти пойдут и на отмену монополии на экспорт газа, чтобы помочь оказавшейся в трудной ситуации "Роснефти"», – считает директор департамента продаж компании QB Finance Зелимхан Мунаев. Также к 1 ноября правительство проработает варианты налоговых и кредитных послаблений для компаний, которые будут задействованы в программе импортозамещения.
В мае этого года на Петербургском экономическом форуме глава «Роснефти» рассказывал о планах стать крупнейшим оператором шельфовых запасов нефти – компании принадлежит 45 млрд тонн нефтяного эквивалента. К 2030 году «Роснефть» планирует добывать четверть от всей своей добычи углеводородов – до 100 млн тонн – на шельфе. На годовом собрании акционеров в конце июня Игорь Сечин говорил о планах построить как минимум еще четыре СПГ-завода в период с 2025 по 2030 год на месторождениях в Баренцевом, Карском, Восточно-Сибирском морях и в море Лаптевых. По его словам на инвестиционном форуме в Сочи, запасов «Роснефти» хватит на 100 лет добычи, но значительные объемы ресурсов находятся на шельфе. Однако сложности с финансированием и доступом к высоким технологиям могут затянуть процесс освоения шельфовых месторождений.
Ввиду зависимости российской экономики от добычи углеводородов неудивительно, что импортозамещение в ТЭК стало одним из главных приоритетов правительства. Но как представители высокодоходной отрасли, примерно наполовину формирующей федеральный бюджет, нефтегазовые компании в большей степени, чем другие могут ответить на призыв Путина вернуть национальным производителям собственный рынок. Правда, если государство поможет им с финансированием или если его удастся получить в Китае.
Написать комментарий
Дело в том, что если ЕС принял решение на санкции - это почти навсегда. И никакие слезы, уговоры и демонстрация лоюльности недалеким русским руководителям не поможет. Там где санкции не должны быть, напромер в газодобуче и пставках, их не будет и даже россиянам если что, как обычно денег бросят, в грязь. Россиян этим не прошибешь, выковыряют, оботрут и самодовольно погыкают.
Инженер Проблема системная, т.е. одновременно проблема политической системы и проблема экономической системы. То, что ныне в России - "загнивающий, умирающий капитализм" ( извините, что по Ленину, но в этом он был прав, продолжив анализ Маркса). Такой капитализм автооматически требует жесточайшей политической системы, т.е. фашизма; требует в экономике жесточайшего угнетения труда, не допускает в жкономику современные рыночные отношения, препятствует свободной рыночной инициативе, т.е. предпринимательству. Такое было и в СССР, но в СССР очень долго было противоречие между системой и пониманием частью народа национальных интересов страны. Я работал в оборонке, и могу сказать, что многое в ней делалось вопреки тому, что было частными интересами руководства предприятй. Кроме того, были рычаги продвижения идей с нижнего уровня на верхний. В мирных областях этого, вероятно, не было, инициатива глушилась системой. Такое объясняет разрыв в успехах советской оборонки и мирных областей. Какие ботинки лучше - решалось наверху, а идея того, какая военная система превзойдёт западную разработку, шла снизу, от специалистов.. Своего рода "предпринимательство". В России уже нет такого: самуверенная власть и мощный слой невежественных помощников все решения принимают по своей "инициативе". Т.е. у России нет механизмов компенсации недостатков системы. Совершенно разные интересы власти: в СССР власть делала всё для того, чтобы сохранить иллюзию заботы о нации, в России власть заботится только о себе. Разный интеллектуальный уровень - достаточно посмотреть на Глазьева, не говоря о более близких к Путину. В конце СССР во власти были достаточно образованные и очень "ушлые" люди. Мне довелось блико видеть Лукьянова - он был страшен, как матёрый волк-вожак. Или Вольский... Видел и Путина - кричит о серости и подлости. Общался с Кудриным - абсолютно сер. Чубайс - Вечный Ошибайло: ещё с советских времён у его не было ни одного успешного для страны действия, всё проваливал. Такое - царская Россия перед Первой мировой. Такое - гарантия поражения.
То есть наличие высоких технологий, расцвет страны, благополучие народа- чисто политическая проблема! Проблема и неквалифицированного управления, и, главное, политической власти прозападной олигархии и прикормленного ей чиновничества. Поставивших себе, и навязавших народу неправильные цели! Россия- не для того, чтобы обеспечивать энергетику Европы! Не для комплектации Англии богатейшими семьями! Россия- только для процветания и безопасности её граждан! Большинства граждан, а не избранных! Ходить надо на выборы и правильно голосовать! Будут тогда у вас и технологии, и продукты. Но не будет так много миллиардеров...
Инженер Вы правы только в отношении мозгов. Но техника - это не только мозги. Это деньги на разработку, проектирование, опытные образцы, доработка, внедрение, производство требуемого количества. Цикл занимал годы даже в оборонке. Да будет Вам известно, что в СССР многое не могли освоить годами, и правдами и неправдами добывали импортное. Например ( из моего опыта) в СССР не было ни одной ракеты и самолёта, где не бы печатные платы, изготовленные с применением импортной медной фольги - не могли освоить производство, годами. И не в правительстве дело. То, что там дураки и невежды, сомнений быть не может. Вдобавок, и предатели народа и страны. Дело в системе, которую создали в России чекисты и демшиза. Это система прошлых веков, обречённая на отставание. Не случайно Россия до сих пор (уже 25 лет) экономически отстаёт от РСФСР 1990 года. СССР был последней возможностью подобной системы как-то развиваться, но и он потерял темп в 80-х, несмотря на наличие умных людей (чуть ниже руководства). Запад работает успешно не потому, что там умные. На Западе успеху способствует включение в экономику предпринимательских способностей всего общества, от рабочих и до учёных. Россия задушила и труд, и предпринимательство, и науку. В opec.ru только что напечатана статья, в которой показано, что в России почти нет связи между наукой и бизнесом - так чего тут ждать? Ваше "надо" стране не поможет : в России "надо" - это привилегия власти.
Главное же условие процветания наших предприятий всех областей- правильная, стимулирующая, налоговая и экономическая политика. Отечественным производителям всех уровней должно быть ВЫГОДНО производить и продавать отечественную качественную продукцию на новом отечественном оборудовании. И- невыгодно работать на старом и импортном оборудовании. Выгодно- покупать отечественные технологии и оборудование, и невыгодно- импортные. А пока- выгодно только перепродавать западные товары, да продавать ресурсы. Нет для отечественных производителей дешевых и долговременных кредитов, нет налоговых льгот для новой продукции, нет льгот для НИОКРов- вот и процветают только спекулянты. Всё это можно решить очень просто- скопировать соответствующее законодательство, стимулирующее развитие науки и техники, с США и Евросоюза. Но ни Правительство, ни Дума делать этого не желает. Что это? Глупость, или предательство? Судить вам! В том числе и на выборах!
Трудности с реализацией отечественных проектов в области высоких технологий и техники связаны только с низким качеством руководства страны за последние 60 лет. В СССР и ныне в России есть всё необходимое для обеспечения уровня техники и технологий не хуже той же Японии и США. Ничем они не умнее наших инженеров. А вот наше руководство- и дурнее, и неграмотнее, и окружено слоями жадных, активных и неграмотных советников и помощников. Так что нужны высокие технологии? Начните с Правительства! С Академии Наук (не отбирать у них собственность, но убрать от власти и из экспертов титулованных стариков, пришедших к власти в науке часто по партийной, общественной линии и кумовству). Начать ценить специалистов и ученых за реальные дела, материалы, приборы, а не за статейный "понос", звания, членство в академиях и т.п. Выражения типа "Россия, ССР- не смогли заменить... и т.п. - неправильные и неправедные, позорящие наш народ иработающие на врагов вне и внутри страны. Правильно- руководство СССР, руководство РФ и правящая партия не смогли (не сумели или не захотели- сами, или было им некогда, или их попросили их "друзья"- западные лидеры). Так что начните техническое развитие страны с замены негодных чиновников и их команд. Ракеты и бомбы делали молодые Курчатов, Королев и прочие, а не увешанные дипломами старики! У нас и сейчас множество Ломоносовых, королевых, курчатовых трудятся на низких должностях в стране или ишачат на иностранцев (включая Сколково). Откройте им дорогу, уберите заслоны и фильтры из чиновников, научных генералов- и у нас появится своя техника мирового уровня!
Россия в течение 25-ти лет не смогла заместить импорт там, где это предельно необходимо, даже в продовольствии. Тем, кто ещё в СССР имел отношение к созданию аналогов импортного оборудования и технологий, должно быть ясно, что это вопрос многих лет (или по-японски: "Когда догонит? Никогда!").Не говоря о том, чтоРоссия будет разрабатывать, в лучшем случае, то, что существует в мире сейчас. За десяток-два лет мир уйдёт очень далеко. Потеря 200 миллиардов долларов - это 10% ВВП, примерно, годовые расходы на военные нужды России. Только в этом году Россия потеряет более 100 млрд. долларов в виде оттока капиталов - из-за "крымнаш". Кроме того, долгосрочные планы (2025-2030гг), когда ситуация ныне такова, что и на август трудно предположить что-то ясное - необоснованные фантизии. Единственное, что может Россия - резко сменить долговременную топливную ориентацию на развите того, что предельно необходимо стране в условиях изоляции. Это сельское хозяйство, начиная от кормов, пищевая промышленность, инфраструктурные проекты. Если сотни миллоардов долларов, превращённых в рубли, пойдут на создание российских рабочих мест в важнейших для выживания изолированной России сферах - у неё есть шанс продержаться до тех времён, когда всё утихнет. Устраивает ли такое ТЭК и сырьевую олигархию - гамлетовский вопрос для России.