Газовый кризис: к чему приведет прекращение поставок российского газа на Украину?
Как прекращение поставок газа на Украину может отразиться на «Газпроме»? Может ли Россия существенно снизить цену для украинских потребителей? И кто чей подрывает статус: Украина России как надежного поставщика газа или Россия Украины как стабильного транзитера?
Дмитрий Раннев, генеральный директор финансовой компании GKFX: С учетом ранее действовавших скидок на газ Украина никогда не была выгодным рынком сбыта российского газа, поскольку поставлять его приходилось по цене ниже рыночной. Так как у этой страны нет других вариантов, кроме как закупать газ у России, то и говорить о том, что этот рынок потерян, не приходится. В случае если реверсивные поставки из Европы будут продолжены, то для «Газпрома» это не станет хоть сколько-нибудь существенным ударом и даже наоборот: чтобы продать газ Украине по цене ниже рыночной, западным партнерам придется закупать его у «Газпрома» по цене рынка. С другой стороны, Украина вовлечена в транзит российского газа в Европу, геополитическая обстановка в этом ключе негативно сказывается на капитализации компании, тем не менее, понятно, что страны Запада не допустят нарушения транзитных потоков и способны при необходимости надавить на Киев. «Газпром» же является не только стабильным и надежным поставщиком, но и крупнейшим, поэтому риски для него минимальны. Можно, конечно, попробовать подорвать имидж «Газпрома», но статус его при этом не изменится. До тех пор, пока намерения США заполнить европейский рынок сланцевым газом остаются на уровне обещаний, никаких изменений ждать не стоит.
Анна Кокорева, аналитик компании Альпари: Для «Газпрома», это рост рисков по транзиту газа в Европу и удар по котировкам. На фоне усугубления конфликта акции компании подешевели на 2%. Более того, это усиливает геополитическую напряженность. Россия ищет мирные пути выхода из сложившейся ситуации, но поведение украинских властей провоцирует нашу страну на проявление агрессии.
Существенное снижение цены для европейских потребителей не выгодно «Газпрому», снижает его рентабельность и доходы российского бюджета. Более низкие цены для Украины в 1 квартале были обусловлены экономией России на аренде в Крыму. Сейчас, когда по итогам референдума Крым и Севастополь стали частью России, это экономия пропала. Оптимальная цена для «Газпрома» 350-370 долларов за тыс. кубометров.
Россия не старается подорвать статус Украины как надежного транзитера российского газа. Скорее наоборот, Украина пытается подорвать статус России как стабильного поставщика газа в Европу и всеми силами препятствует строительству «Южного потока». Украина никогда не отличалась стабильностью в вопросах транзита газа, достаточно вспомнить конфликт 2009 года.
Алексей Лебедев, генеральный директор МФО «Народная Казна»: Чем скорее «Газпром» поставит вопрос ребром, тем лучше для него в долгосрочной перспективе. Очевидно, что не в его пользу идет многократный пересмотр договоренностей (другая сторона продолжает надеяться, что все в конечном итоге сложится как «встарь»), а также затягивание процесса – мы помним, что, в конечном счете, кризис 1973 года привел к скачку в развитии технологий энергоэффективности и падению цен на энергоносители.
Цена в 268,5 долларов за 1 тыс. кубометров в 1 квартале 2014 года с нижней планки близка к прошлогодней цене газа для стран Балтии, а значит, с точки зрения нетбэка, более-менее соответствует рыночной. Однако объем потребления Украины в 5,7 раз больше и сравним, например, с итальянским, поэтому достаточно значим в «общекотловой» марже. Таким образом, «Газпром» не обладает значительным резервом для снижения цены по экономических причинам.
При этом снижение цены для Украины вряд ли повлияет на других потребителей в Европе, если только в законодательстве ЕС нет оговорок, не приемлющих конкретный способ ценообразования. Позиции переговорщиков достаточно ясны для Европы и такая постановка вопроса уместна, но, конечно, в конечном счете, значение имеет, насколько успешны будут стороны в отстаивании выбранной позиции.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: Прекращение поставок газа на Украину приведет к двум последствиям. Во-первых, «Газпром» потеряет рынок Украины. Во-вторых, мы потеряем возможность пользоваться газотранспортной системой Украины (воровать газ они будут обязательно). Первое следствие серьезного влияния на показатели «Газпрома» не окажет, объем поставок на Украину не так уж велик. Второе следствие в краткосрочной перспективе чревато частичным срывом поставок газа в Европу. В долгосрочной перспективе за счет «Северного» и «Южного» потоков поставки будут восстановлены. Далее все зависит от позиции Европы, если она с пониманием отнесется к нашим трудностям, то через некоторое время все вернется в нормальное русло, если же политические истерики возобладают над здравым смыслом, то возможны потери на европейском рынке.
Приемлемой для России ценой является та цена, которую платит Европа – это естественная цена. Конечно, мы можем поставлять газ по демпинговым ценам (это потери для нас, но мы их несем уже 20 лет и пока не умерли, газовый рынок Украины слова богу не так велик), но не понятно, зачем нам это делать. Это и раньше было экономически бессмысленно, а политически ошибочно, мы порождали иждивенчество и презрение украинской стороны (наши уступки воспринимались как дань, которую Россия платит Украине). Сегодня же наш демпинг это деньги на войну на юго-востоке, и все та же дань от «клятых москалей» «великой Украине». С экономической точки зрения наш демпинг это подрыв европейского газового рынка, так как Украина не скрывает, что собирается перепродавать наш газ в Европу. Причем не стоит надеяться, что продавая наш газ Украине по демпингу, мы гарантируем наши поставки в Европу. Украина показала, что к шантажу она готова прибегнуть в любой момент и не какие договоренности ее не остановят. Поэтому мы можем продавать газ на Украину дешево, но не должны этого делать.
Мы не стремимся подорвать ни чей статус. Украина с ее капризами сама подрывает собственный статус и не в чьей помощи не нуждается. То, что поведение Украины делает актуальным строительства «Южного потока», это верно.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»: Вряд ли стоит ожидать, что поставки прекратятся. У Украины есть существенные потребности в газе, которые в ближайшей перспективе вряд ли можно заменить каким-то другим газом, кроме российского. А это значит, что сторонам придется договариваться, для этого есть возможности и у России, и у Украины. Каждая из стран может пойти на определенные уступки и компромиссы. Понятно главное – стороны нуждаются друг в друге, и разрывать это сотрудничество им не имеет смысла, а значит, несмотря на отдельные резкие заявления, стороны продолжат переговоры друг с другом. Кроме того, не исключен вариант достижения не стратегических, а так называемых рабочих договоренностей. То есть стороны могут разбить всю газовую проблему на несколько уровней и будут договариваться на каждом уровне в отдельности. К примеру, долг за оплаченный газ это один уровень. Транзит газа в Европу – другой. Определение цены на газ – третий уровень и так далее. Возможно, что так договориться будет проще и потому что проблема обсуждается в каждом случае конкретная, и потому, что прочие уровни проблемы отойдут на второй план.
«Южный поток», безусловно, важный и нужный проект, который, теперь уже в этом можно не сомневаться, будет осуществлен. Он позволит диверсифицировать поставки российского природного газа в Европу, и снизить зависимость поставщика и покупателей от стран-транзитеров, в частности от Украины и Турции. Россия неоднократно подчеркивала важность данного проекта и свою готовность осуществить его. Собственно, точка «невозврата» была пройдена ранее, когда Россия раз и навсегда ответила всем своим критикам и сказала, что будет реализовывать этот проект, несмотря ни на что. Отдельно следует сказать, что различные заявления последних недель со стороны Евросоюза ничуть не приостанавливают проект. Да, у Еврокомиссии есть к нему определенные претензии, но никто не вводит, да и вряд ли может ввести прямой запрет на его реализацию. То есть работы по проекту не приостанавливаются и будут продолжены.
Если Европа действительно хочет диверсифицировать поставки газа, то было бы логично и оправдано сохранить Россию в числе поставщиков, чтобы не впасть в зависимость от других государств и всегда иметь возможность маневра в зависимости от того, как изменится политическая или экономическая ситуация в мире.
Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела Инвесткафе: Влияние приостановки поставок газа в Украину на финансовую отчетность Газпрома по итогам года не должно быть существенным. Более того, есть вероятность, что конфликт разрешится в пользу «Газпрома». Вероятно, что цена на газ для Украины будет выше действующей январе-марте цены в 268.5 долларов за тыс. кубометров. Стране целесообразно оплачивать российский газ по европейской цене за исключением расходов за вычетом стоимости транзита, то есть по цене на уровне порядка 350 долларов за тыс. кубометров. Однако и по этой цене могут быть перебои с платежами.
Размер скидки станет для «Газпрома» орудием достижения стратегически важных целей: запуск ответвления от «Северного потока», газопровода Opal и вывод «Южного потока» из-под норм «Третьего энергопакета». Бонусом от снижения цены станет то, что Украина, возможно, будет менее заинтересована в снижении объемов покупки российского газа, так как его стоимость будет ниже цен на газ на европейских спотовых рынках.
Написать комментарий
Так как народу российскому от продажи принадлежащих ему углеводородов ничего не достаётся, а наооборот постоянно бытовые цены на газ, электро., отолление и пр. увеличивается, то мне, как представителю народа совершенно безразлично-кому и почём этот газ отдаётся.
Рыночные цены на газпромовский газ (http://sobesednik.ru/rassledovanie/20140406-gazovaya-dubina-rossii-kak-izmenitsya-stoimost-gaza-iz-za-k): "Кто сколько платит за российский газ (долларов за 1 тыс. куб. м) Македония 564, Польша 528, Босния 515, Чехия 503, Болгария 501, Дания 495, Словения 486, Греция 477, Сербия 457, Швейцария 442, Италия 440, Румыния 432, Словакия 429, Украина 426, Турция 407, Австрия 397, Франция 394, Финляндия 385, Германия 379, Голландия 371, Великобритания 313, Приднестровье 240, Армения 189, Белоруссия 186" Тариф за транзит газа через Украину - "2,73 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 километров, сообщалось в проспекте евробондов Украины, опубликованном в феврале 2014 года". Протяжённость трассы транспотировки порядка 1200 км. Непонятно, из чего складываеися цена на газ для Англии -331 долларов за 1000 кубометров, а для Польши - 528 долларов - разве Англия ближе Польши к России ( "Газпрому")? Рынок...
Интересно, что специалисты говорят о "рыночной" цене на газ, поставляемый "Газпромом", но не хотят посмотреть глубже: как же эта цена образовалась, и нет ли в ней монополистической сперхприбыли. Дело в том, что себестоимость добычи 1000 кубометров газа в России - 50 долларов. Например, в США - в два раза больше. Сланцевый газ в полтора разха дороже, не говоря об экологии - но ведь приходится уродовать планету из-за монополистов. Ясно, что цена в 350 долларов за 1000 кубометров вовсе не "рыночая", а продиктованная монополистом. Как и на нефть - при себестоимости подъёма барреля на поверхность в 3-4 доллара (в США - 12). Не случайно идут разговоры о продаже в Европу сжиженного газа из США по близким к газпромовским ценам, хотя к добыче добавляется дорогое сжижение и дальняя морская транспортировка. Т.е. в газовом вопросе нет рыночной экономики, есть монополизм и политика. Контракт с Китаем это подтверждает (в "Капитале страны" он подробно анализировался). То, что Ураина получала скидку за счёт базы Черноморского флота - показатель нерыночности "Газпрома": Черноморский флот не имеет экономического отношения к продаже газа, цена продиктована политикой государства, и неизвестно, компенсировало государство экономически то, что терял от этой скидки "Газпром" (государство ли, или военные?). Если говорить о рынке, то принимая стратегию России, Украина может повысить тарифы за транзит так же, как "Газпром" превратил экономическую стоимость добычи и транспортировки газа в "рыночную цену". Но и Европа может поступиться политикой и покупать газ у "нежелательных" продавцов, например, у Ирана. А судя по позициям эмиратов, они готовы, например, нефть продавать чуть не вдвое дешевле - они тоже на подъём барреля тратят 3 доллара, но в отличие от России, не тратят до десятка долларов на транспортировку более вязкой нефти на громадные расстояния. Политики могут спекулировать словами о рынке, но не экономисты. Отмечу, что а общепланетном смысле резкое завышение цены на нефть и газ (являющиеся "общепланетным богатством") весьма негативно сказывается на экономике мира: поиск технических решений по экономии топлива отнял у человечества миллионы рабочих мест, только из-за энергетической "некономичности" уничтожены миллионы вполне пригодных автомобилей, а за "эфективность" давно расплачиваются потребители (галлон бензина в США с 90-х подорожал вчетверо, не говоря о самих автомобилях). Тут не рынок - тут политика. Человечество могло бы с успехом использовать "сэкономленное" от переплаты монополистам для улучшения жизни, и даже на борьбу с всемирным потеплением. Не говоря о дорогой экологии аккумуляторных автомобилей.