Кризис в экономике России уже позади?
Пересмотр Росстатом поквартальной динамики ВВП позволяет говорить о том, что в 2012-2013 годах не происходило постепенного затухания экономического роста. Более того, к концу 2013 года российская экономика резко разогналась. Почему такая оценка представляется странной в 2014 году?
Росстат опубликовал вторую оценку ВВП за 2013 год и первую оценку за четвертый квартал, также пересмотрев данные за предыдущие годы. В этот раз ежегодная процедура уточнения оценок была совмещена с учетом изменения весов в промышленности, правда, только за 2013 год. Годовая динамика ВВП осталась неизменной: в 2013 году рост экономики замедлился до 1,3% с 3,4% в 2012 году и 4,5% в 2011 году (рис. 2). Зато квартальная разбивка преподнесла настоящий сюрприз! За счет понижения оценки первого и второго кварталов 2013 года (с 1,6% до 0,8% и с 1,2% до 1,0%, соответственно – рис. 1).
Рис. 1. Квартальная динамика ВВП до пересмотра (тонкие линии) и после (толстые линии)
Росстату удалось продемонстрировать мощный разгон экономики России: отныне в первом квартале прошлого года фиксируется спад (минус 0,3% к предыдущему кварталу), зато последующие три квартала темпы роста неуклонно шли вверх (0,5%, 0,8% и 1% в квартальном выражении, соответственно). Получается, что во втором полугодии прошлого года экономика росла с темпом почти 4% годовых. Только вот почему-то настроения это никому из правительственных чиновников не добавило.
Рис. 2. Структура годового прироста ВВП методом использования, в п.п.
Анализ данных Росстата позволяет выявить несколько спросовых факторов, которые привели к столь замечательному и (самое главное) беспроблемному преодолению спада в экономике России. Во-первых, вырос внешний спрос на российские газ и нефтепродукты, что во втором и третьем квартале добавило к ВВП 0,5 и 1,0 п.п. соответственно (табл. 1). Во-вторых, согласно Росстату, валовое накопление основного капитала перестало падать, после чего восстанавливалось все второе полугодие (впрочем, статистика по инвестициям (не СНС) говорит о том, что инвестиции снижались и во втором квартале, после чего восстанавливались во втором полугодии 2013 года).
В-третьих, слабость внутреннего спроса и желание бизнеса сократить запасы продукции привели к прекращению роста импорта; более того, в среднем за последние три квартала он даже сокращался. В силу этих трех факторов, наблюдалось улучшение ситуации в «пострадавших» в первом квартале промышленности, строительстве и транспорте связи (табл. 2). Важную роль в улучшении ситуации в экономике сыграл также хороший урожай, который прибавил к росту ВВП за весь год 0,15 п.п.
Однако при более широком взгляде на результаты прошлого года статистика Росстата вызывает некоторое недоумение. С одной стороны, рост экономики в 2013 году был практически полностью обеспечен экспортом (1,2 п.п. вклада в прирост ВВП при росте ВВП на 1,3%, рис. 2). При этом в 2011-2012 годах экспорт рос не более чем на 1,5%, а в 2013 году его темп роста резко повысился до 4,2% (преимущественно за счет увеличения поставок газа и нефтепродуктов). Но, с другой стороны, основным бенефициаром роста экономики в прошлом году стал финансовый сектор (0,44 п.п. из 1,3 п.п. роста ВВП, рис. 3), в то время как промышленность, которая, казалось бы, должна была выиграть от роста экспорта, сильно снизила вклад в прирост ВВП – до 0,17 п.п. против 0,53 п.п. в 2012 году. Аналогичная ситуация и в транспорте (вклад упал до 0,07 п.п. против 0,28 п.п. в 2012 году). Но больше всего нас удивляет, что, согласно Росстату, произошло то, чего весь экономический блок правительства пытался добиться на протяжении всего прошлого года – а именно, переломить негативный конъюнктурный тренд! (Можем предположить, что одной из причин столь странной динамики ВВП мог стать, возможно, не лучший выбор базисного года для расчета весов в промышленности. Росстат сместил базис с 2008 на 2010 год, однако 2010 год – первый год восстановления после кризиса, и 2008 год здесь выглядит даже лучшим кандидатом на роль базы. Из посткризисных лет логичнее было бы выбрать 2011 или 2012 годы).
Главный вопрос сегодняшнего дня, конечно же, не относится к году прошлому – кого он теперь волнует? Всех беспокоит, что год текущий нам готовит! Вряд ли можно надеяться на продолжение роста внешнего спроса на российские энергоресурсы, как на устойчивый источник хотя бы среднесрочного роста. Тем более что цены на газ для Украины улетели в заоблачную высь, а соседняя (уже не братская) страна является третьим по величине экспортным рынком для Газпрома. То же самое относится и к видам на урожай. А вот внешнеполитическое обострение вокруг Крыма, несомненно, ударило по инвестициям и заставило Минэкономразвития и Банк России понизить прогнозы роста на текущий год до примерно 1% годовых. МЭР оценивает рост ВВП в первом квартале текущего года на уровне 0,8% к началу 2013 года. В терминах текущих темпов это де-факто означает падение, как минимум, на 1,0% (к четвертому кварталу 2013 года).
Рис. 3. Структура прироста ВВП в 2012-2013 годы (методом производства), в п.п.
Дальнейшая динамика российского ВВП будет определяться преимущественно тремя факторами. Во-первых, динамикой инвестиций. Даже простого завершения сочинской стройки хватило бы для их негативной динамики: совокупные инвестиции могут продолжить снижаться даже в случае прекращения оттока капитала, по итогам первого квартала составившего около 70 млрд долларов. Во-вторых, динамикой экспорта, который после нестандартно сильного роста в 2013 году должен взять паузу.
В-третьих, динамикой запасов, которая из-за сохранения несколько понижательного тренда в розничном товарообороте ухудшалась на протяжении всего 2013 года. С учетом такого количества неопределенностей наш прогноз на 2014 год формируется в достаточно широком диапазоне: от полного отсутствия роста (0,0%) до достаточно сильного падения (до -1,5%). Но никаких возможностей для продолжения прошлогоднего конъюнктурного роста мы не видим.
Написать комментарий
"Расчёты Института" (C) О_о