Не сохранять любой ценой. Ждет ли Россию высокая безработица?
На сочинском форуме в сентябре 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев впервые сказал о необходимости отказаться от искусственного сохранения рабочих мест. В пятницу, выступая перед студентами МИСиС, премьер еще раз напомнил об этом. Как это отразится на уровне безработицы?
Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что высвобождение трудовых ресурсов и их мобильность в перспективе позволят создать инновационную экономику. В частности, повышение уровня безработицы связывается с выполнением правительственной программы по созданию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Согласны ли вы с утверждением, что сокращения позволят повысить производительность труда и станут предпосылкой для создания высокопроизводительных рабочих мест?
Дмитрий Журавлев, Директор Института региональных проблем РФ: Думаю, что сокращения никак не могут помочь созданию каких-нибудь рабочих мест, в том числе и высокотехнологичных. Обратная логика возможна – при создании высокотехнологичных рабочих мест возможны сокращения. Логика авторов идеи понятна. При сокращениях с одной стороны высвободятся средства для модернизации, а с другой увеличение безработицы усилит давление на рынок труда и заставит трудящихся повышать свою квалификацию. Но реальный доход предприятий идет от труда, поэтому сокращения не принесут прибыли, если, конечно, предприятие реально работает.
Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе: Российская экономика сейчас испытывает проблемы с нехваткой трудовых ресурсов для высокотехнологичных производств. Уровень безработицы находится близко к минимуму за всю историю и составляет 5,4%. Получается, что на рынке просто нет необходимого количества свободной рабочей силы. Между тем, учитывая вялый спрос на российское сырье в только выходящем из рецессии ЕС, сырьевой сектор не может обеспечить приемлемых темпов роста ВВП. Без высвобождения рабочей силы с низкотехнологичных производств фактически невозможно добиться роста производительности труда и ускорения темпов роста экономики РФ. В целом, я считаю политику правительства в данном вопросе рациональной.
Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари»: В России действительно актуальна проблема искусственного сохранения рабочих мест. Прежде всего это видно по раздутым штатам госкомпаний. Однако говорить о том, что сокращения позволят повысить производительность труда и станут предпосылкой для создания высокопроизводительных рабочих мест, было бы не совсем корректно. В идеале последовательность действий должна быть иной: сначала создание высокопроизводительных рабочих мет, затем увольнение и переобучение сотрудников с последующим трудоустройством в другие отрасли.
Артем Аветисян, директор направления «Новый Бизнес» Агентства Стратегических Инициатив: Мы можем говорить о том, что в России действительно надо повышать производительность труда, и это особенно ощущается при замедлении экономического роста, которое мы сейчас наблюдаем. У нас в стране сейчас на госкомпании приходится больше половины экономики, поэтому на примере РЖД можно говорить и о создании искусственной занятости. Если бы правительство не поддерживало тот же АвтоВАЗ, то сокращения на заводе могли бы произойти намного раньше. Высокие цены на нефть позволяют правительству проводить достаточно мягкую политику в отношении занятости, чтобы избежать социальной напряженности. Мы считаем, что новые рабочие места можно создать за счет поддержки малого и среднего бизнеса, создания доступного кредитования и снижения бюрократических препон для частной инициативы. Наша цель – сместить вектор внимания правительства в сторону малого и среднего бизнеса, который в развитых странах занимает до 50-60% ВВП.
Станут ли заявленные сокращения сотрудников в ВТБ Капитал (15% персонала) и на АвтоВАЗе (11%) сигналами для других предприятий и компаний о том, что в целях оптимизации и повышения эффективности можно начинать массовые увольнения? Стоит ли ожидать взрывного роста безработицы в 2014 году, и какие отрасли она больше всего коснется?
Дмитрий Журавлев: Сокращения в ведущих компаниях станут сигналом того, что сокращать можно, власть не обидится и не накажет за увеличение безработицы. Далее безработица может резко возрасти либо нет, в зависимости от того являются ли работники избыточными. То, что у нас на частных предприятиях держат лишних людей – не верю.
Тимур Нигматуллин: Я не думаю, что увольнения приобретут массовый характер. Скорее можно говорить о том, что правительство будет постепенно повышать эффективность госкомпаний. В первую очередь сокращениям подвергнутся те компании, которые планируется приватизировать в ближайшие годы. Оптимизация количества сотрудников будет положительно воспринята потенциальными инвесторами, и продажа активов принесет больше доходов в федеральный бюджет. В итоге безработица вполне может достигнуть 6%, но вряд ли превысит данный уровень.
Дарья Желаннова: Группа ВТБ заявляла о сокращении ФОТ на 15%. Конкретных планов по увольнению определенного количества сотрудников не разглашалось. Сокращение ФОТ можно обеспечить за счет сокращения бонусных программ и т.п. Что касается АвтоВАЗа, то компания пока не уведомила Минтруд РФ и службы занятости о планах по уменьшению числа работников, что свидетельствует о том, что окончательное решение еще не принято, по словам министра труда и социального развития Максима Топилина.
В последнем докладе ОЭСР о российской экономике акцент сделан на низкой производительности труда. В пример приводится госкомпания РЖД, которая при возникновении экономических сложностей перевела треть сотрудников на неполную рабочую неделю. РЖД считается крупнейшим работодателем в стране с общим числом рабочих мест около 1 млн. В ОЭСР посчитали, что такой маневр руководства монополии может говорить о неэффективной организации труда внутри РЖД. Можно ли согласиться с этим выводом? Если занятость в России поддерживается искусственно, то какой должен быть уровень безработицы при повышении эффективности и оптимизации в ключевых секторах экономики? Уместны ли тогда сравнения главы правительства текущего уровня безработицы в России и развитых странах – США и Евросоюза?
Дмитрий Журавлев: Занятость если и поддерживается искусственно, то делать это могут только такие монополии как РЖД, у основной массы просто не хватит ресурсов. Оптимального уровня безработицы не может быть. Для развития экономики нужно увеличивать загрузку предприятий, а не уменьшать число сотрудников.
Тимур Нигматуллин: РЖД действительно очень неэффективна с точки зрения производительности труда, но это общая проблема всех госкомпаний, так как помимо финансовых показателей для них важным является исполнение социальной политики. Я думаю, что по мере подготовке к приватизации эффективность госкомпании будет постепенно повышаться.
На мой взгляд, естественный уровень безработицы для РФ находится между 5,5-6%. Примерно такой же уровень безработицы мы видим сейчас в развивающихся странах – Мексике (5%) и Бразилии (5,4%). Сравнение с США (7%) и еврозоной (12,1%) некорректно, так как в развитых странах совершенно иная структура экономики и механизмы социальной поддержки.
Дарья Желаннова: В 2014 году мы увидим рост безработицы, но критичным его называть не стоит – прирост, вероятно, будет в рамках 2-3%. В наибольшей степени сокращения коснутся как раз естественных монополий и их поставщиков. Не стоит забывать о том, что уровень безработицы – важнейший фактор социальной стабильности государства. Для невоюющей экономики нормальный уровень – 6%, с учетом российской специфики можно говорить о 8%. На текущий момент уровень безработицы в России едва превышает 5%.
Написать комментарий
Болтологи зачирикаили о работе. Что то будет?