Построение и обновление региональных матриц социальных счетов
В статье рассматривается задача построения матрицы социальных счетов (МСС) для регионов на примере данных Краснодарского края. Исследованы существующие подходы и направления в развитии системы региональных счетов. Одной из областей применения матриц социальных счетов являются модели общего экономического равновесия (CGE-модели). Приводится пример расчёта статической CGE-модели, в которой была использована МСС, полученная для Краснодарского края.
Сегодня как со стороны федеральных, так и региональных властей РФ существует потребность в оценке институциональных изменений, эффективности внедряемых проектов особенно на региональном уровне, так как различия между регионами Российской Федерации высоки. В связи с этим необходим способ информационного обеспечения принятия решений в различных регионах. Такой способ существует, и более того, широко применим уже полвека на западе, и только недавно стал развиваться в России – это так называемые модели «вычислимого равновесия» (известные в зарубежной литературе как Computable General Equilibrium models (CGE models)). Равновесие в моделях достигается путем итеративного пересчета с помощью специализированных прикладных пакетов. Этот вид анализа очень важен потому, что он учитывает взаимозависимость и сбалансированность отношений между секторами экономики.
Основой для таких моделей служит матрица социальных счетов. В литературе встречаются следующие названия этого инструмента — матрица СНС (SNA matrices), матрица социальных счетов (social accounting matrices — SAM, МСС), матрица региональных счетов (МРС).
МСС – это квадратная матрица, которая отражает структуру социально-экономической системы за определенный год. МСС фактически является расширением межотраслевого баланса, путём добавления в неё финансовых результатов других экономических агентов - потребителей и правительств.
Особенность данного подхода состоит ещё и в том, что в зависимости от поставленной цели, в состав МСС может быть различное число счетов, отражающих разные аспекты деятельности, с разной степенью их детализации.
Основная сложность при построении МСС – это соединение и согласование данных из различных источников, включая данные за предыдущие годы. Очень часто выявляются несоответствия между данными, взятыми из различных источников даже по одним и тем же показателям. Разные источники дают разные значения, порой отличающиеся в 2-3 раза, чаще всего возможно просто отсутствие необходимых данных.
Очевидно, что доходы потребителей с учетом сбережений должны равняться их расходам, а так как сбережения также записаны в матрице социальных счетов, то сумма всех элементов по столбцу должна равняться сумме всех элементов соответствующей строки. Таким образом, сумма элементов по строкам должна равняться сумме элементов по столбцам, это и есть главное математическое условие, налагаемое на матрицу социальных счетов. Так как данные поступают из разных источников, то насколько бы точную статистику не предоставляло национальное статистическое агентство, сумма расходов и доходов не совпадет. Поэтому важный этап в построении матрицы социальных счетов - её балансировка, а именно, некая корректировка элементов матрицы так, чтобы было выполнено условие равенства суммы элементов по столбцам и по строкам.
Метод RAS хорошо известен, как метод для обновления таблиц затраты-выпуск из работ Deming и Stephen 1961 года. Известно, что RAS «не работает» для нулевых и отрицательных значений, поэтому в 2010 году впервые представлен был «обобщённый метод RAS» - GRAS для обновления матриц, который разрешает данную проблему. В данной работе для балансировки матрицы применён метод RAS, так как все значения оказались положительными.
Методы используемые Евростатом: EUKLEMS метод и метод Евро предполагают пропорциональное изменение всех отраслей экономики, т.е. предполагается нахождение соответствующих коэффициентов (темпов роста) и с их помощью осуществляется построение прогноза. Полученные показатели темпов роста считаются постоянными на всём прогнозируемом периоде. Эти методы ещё называют-«so-called fixed commodity sales» моделями. Степень близости полученных результатов к реальной действительности зависит от исходной информации, содержащейся в национальных счетах. Данные методы, применяемые Евростатом, подразумевают наличие высокого уровня статистики, что затрудняет использование этих методов на практике для регионов РФ.
Сегодня построение МСС затруднено ограниченностью, а во многих случаях и отсутствием достоверной информации. Нельзя однозначно утверждать, что национальная и региональная экономики равны по своим функциям.
Поэтому из-за недоступности большого объёма данных о финансовых потоках региона приходилось делать косвенные оценки, позволяющие сформировать матрицу по имеющимся текущим и прошлым данным на основе прогноза и согласования её элементов друг с другом. Например, было принято предположение, что соотношение выпуска Краснодарского края к добавленной стоимости то же, что и по стране в целом, а за основу структуры финального потребления взята структура финального потребления Южного ФО за 2006 год.
Виды деятельности, для которого строится МСС Краснодарского края, приведены ниже (см.Табл.1).
№ | Код ОКВЭД | Название вида деятельности |
---|---|---|
1 | Раздел A | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2 | Раздел B | Рыболовство, рыбоводство |
3 | Раздел CA | Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
4 | Раздел CB | Добыча полезных ископаемых, кроме топливно- энергетических |
5 | Раздел DA | Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
6 | Раздел DB, DC | Текстильное и швейное производство; Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви. |
7 | Раздел DD | Обработка древесины и производство изделий из дерева |
8 | Раздел DE | Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
9 | Раздел DF | Производство кокса,нефтепродуктов |
10 | Раздел DG, DH | Химическое производство; Производство резиновых и пластмассовых изделий |
11 | Раздел DI | Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
12 | Раздел DJ | Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
13 | Раздел DK, DL, DM | Производство машин и оборудования |
14 | Раздел DN | Прочие производства |
15 | Раздел E | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
16 | Раздел F | Строительство |
17 | Раздел G | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
18 | Раздел H | Гостиницы и рестораны |
19 | Раздел I | Транспорт и связь |
20 | Раздел J | Финансовая деятельность |
21 | Раздел L, O | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
22 | Раздел K | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
23 | Раздел M | Образование |
24 | Раздел N | Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
Выбор списка видов деятельности определен ограничениями в статистических данных. Объем отгруженной продукции для вида деятельности «Обрабатывающие производства» за 2010 год опубликован в Центральной Базе Статистических Данных.
Оценка объема отгруженных товаров собственного производства по разделам A, B, F, G, H, I, J, L, O, K, M, N была произведена на основе данных о структуре ВРП Краснодарского края и счета производства по видам экономической деятельности для страны в целом за 2010 год.
За основу приняли предположение, что соотношение выпуска Краснодарского края в 2010 к величине добавленной стоимости то же, что и в стране в целом. Если применить доли добавленной стоимости в совокупном выпуске, соответствующие России в целом, это в сумме превосходит величину добавленной стоимости отраслей CA, CB и всех отраслей раздела D. Было принято решение скорректировать величины добавленной стоимости по данным разделам.
Выпуск, промежуточное потребление и добавленная стоимость по отраслям, выделенным для представления в матрице социальных счетов Краснодарского края, представлены ниже (Табл.2), также в этой таблице есть информация о доли добавленной стоимости для страны в целом и для Краснодарского края, с учетом корректировки. Промежуточное потребление определяется как разница между выпуском и валовой добавленной стоимостью.
# | NACE | Выпуск | Промежуточное потребление | Валовая добавленная стоимость | Доля добавленной стоимости для КК, % | Доля добавленной стоимости для РФ, % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Раздел А | 235 257,9 | 112 197,5 | 123 059,9 | 52,31% | 52,31% |
2 | Раздел B | 2 465,8 | 1 362,4 | 1 103,4 | 44,75% | 44,75% |
3 | Раздел CA | 11 932,4 | 5 829,9 | 6 102,5 | 51,14% | 64,51% |
4 | Раздел CB | 4 989,9 | 2 907,7 | 2 082,3 | 41,73% | 52,64% |
5 | Раздел DA | 156 464,9 | 105 404,8 | 51 060,1 | 32,63% | 29,33% |
6 | Раздел DB, DC | 2 771,1 | 1 547,5 | 1 223,6 | 44,16% | 39,69% |
7 | Раздел DD | 2 067,3 | 1 212,8 | 854,4 | 41,33% | 37,15% |
8 | Раздел DE | 7 443,2 | 4 617,5 | 2 825,6 | 37,96% | 34,12% |
9 | Раздел DF | 37 665,4 | 26 684,6 | 10 980,8 | 29,15% | 26,20% |
10 | Раздел DG, DH | 16 360,7 | 10 811,1 | 5 549,7 | 33,92% | 30,49% |
11 | Раздел DI | 30 389,1 | 19 965,3 | 10 423,9 | 34,30% | 30,83% |
12 | Раздел DJ | 20 519,1 | 14 230,7 | 6 288,3 | 30,65% | 27,55% |
13 | Раздел DK, DL, DM | 31 209,3 | 20 954,3 | 10 255,1 | 32,86% | 29,54% |
14 | Раздел DN | 5 268,1 | 3 325,2 | 1 942,8 | 36,88% | 33,15% |
15 | Раздел E | 83 964,1 | 58 218,6 | 25 745,5 | 30,66% | 36,58% |
16 | Раздел F | 385 584,2 | 220 773,6 | 164 810,6 | 42,74% | 42,74% |
17 | Раздел G | 267 675,9 | 99 282,4 | 168 393,5 | 62,91% | 62,91% |
18 | Раздел H | 56 374,2 | 28 642,8 | 27 731,4 | 49,19% | 49,19% |
19 | Раздел I | 316 918,9 | 157 187,4 | 159 731,6 | 50,40% | 50,40% |
20 | Раздел J | 6 317,8 | 1 896,7 | 4 421,1 | 69,98% | 69,98% |
21 | Раздел L, O | 141 457,1 | 68 176,6 | 73 280,4 | 51,80% | 64,77% |
22 | Раздел K | 108 022,7 | 38 052,1 | 69 970,7 | 64,77% | 51,77% |
23 | Раздел M | 43 348,8 | 11 320,3 | 32 028,4 | 73,89% | 73,89% |
24 | Раздел N | 78 571,6 | 30 284,6 | 48 287,0 | 61,46% | 61,46% |
2 053 39,1 | 1 044 88,6 | 1 008 152 ,5 |
Для оценки объёма закупок различных товаров и услуг было сделано предположение, что на долю Краснодарского края приходится тот же процент расхода федерального бюджета что и % ВРП Краснодарского края от общего значения ВРП в текущих ценах. Данные по зарплате, прибыли и смешанному доходу по видам деятельности взяты с Росстата –сборники «Национальные счета» и «Регионы России» за 2011 год. Данные о налогах, трансфертах, сбережениях, доходов и расходов регионального правительства были взяты с сайта Федерального козначейства России. Данные об инвестициях, экспорте в регионы и за границу, импорте из регионов и импорта из-за рубежа были взяты с сайта Федеральной службы государственной статистики- сборник «Торговля России».
Полученная матрица позволяет расчитывать основные макроэкономические показатели и оценивать воздействие различных факторов на экономику Краснодарского края. Для оценки результатов была рассмотрена простая статическая CGE-модель влияния уменьшения издержек в сельском хозяйстве (код по ОКВЕД-А) и в производстве ранспортных средств и машиностроения (код по ОКВЕД-DM,DK) на выпуск в сельском хозяйстве.
В предлагаемой нами модели поведение экономических агентов согласуется с гипотезой о максимизации ими своей полезности и не нарушении ими своего бюджетного ограничения. В модели рассмотрено равновесие по Вальрасу, т.е. предполагается вектор цен, при котором нет положительного избыточного спроса, и все товары востребованы потребителями, это означает, что в равновесии нет избыточного предложения.
Условия нулевой прибыли существуют для всех отраслей. Они заключаются в том, что издержки производства с учетом налогов равны объему выпускаемой продукции, выраженной в денежном исчислении. Условия равновесия каждого рынка представляют собой тот факт, что сумма выпуска данной продукции и ее первоначальных запасов равна промежуточному и конечному спросу на эту продукцию.
Нахождение численных значений результатов экономического моделирования с использованием метода общего равновесия в значительной степени зависит от значений параметров функций, использованных в аналитической структуре модели. Процедура подбора значений параметров получила название “калибровки”.
Исходя из данных базового года, в процессе калибровки ищутся параметры модели. В процессе вычислений используются параметры экономики, определенные в процессе калибровки. Калибровка описанной выше модели осуществляется на основе матрицы социальных счетов.
В рамках данной модели было рассмотрено влияние на выпуск сельскохозяйственной продукции уменьшение производственных издержек на 1% в сферах деятельности сельское хозяйство и машиностроение. (см. Табл.3).
% изменение выпуска при уменьшении издержек на 1% в сельском хояйстве (код по ОКВЕД-А) | % изменение выпуска при уменьшении издержек на 1% в производстве транспортных средств и машиностроении (код по ОКВЕД-DM,DK) | % изменение экспорта при уменьшении издержек на 1% в сельском хозяйстве (код по ОКВЕД-А) | |
---|---|---|---|
Сельское хозяйство (код по ОКВЕД- А) | 1.207 | 0,1054 | 0,203 |
Все остальные виды деятельности | 0.0398 | 0.265 | Без изменений |
Уменьшение издержек на 1% в сфере деятельности сельское хозяйство приводит к росту выпуска на 1,2%, и росту экспорта на 0,2%, уменьшение издержек в машиностроении на 1% приводит к росту выпуска на 0,1 % в сельском хозяйстве. Аналогично можно оценить влияние уменьшения издержек в различных видах деятельности на выпуск в сельском хозяйстве, что позволит выявить на какие сферы производства необходимо воздействовать для увеличения выпуска и экспорта сельскохозяйственной продукции.
Сегодня в России нет официальных разработок МСС для регионов. В целом расчеты по региональным и межрегиональным моделям проводятся немногочисленными исследовательскими коллективами, которые оценивают региональные таблицы в экспериментальном режиме на базе всей доступной статистической информации. Использование матрицы социальных счетов даже в простейшей ее форме позволяет получить ответы на ряд важных для экономического анализа вопросов.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-02-00493).
товары | отрасли | капитал | труд | дом. хозяйс- тва |
региональ- ное пр-во |
федераль- ное пр-во |
налоги | инвести- ции |
экспорт в регионы | экспорт за границу | ВСЕГО | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
товары | 1 | 1 143 211 | 554 753 | 37 030 | 253 283 | 219 276 | 2 207 553 | ||||||
отрасли | 2 | 1 440 423 | 442 825 | 183 859 | 2 067 107 | ||||||||
капитал | 3 | 385 082 | 385 082 | ||||||||||
труд | 4 | 446 950 | 446 950 | ||||||||||
дом.хозяйства | 5 | 385 082 | 446 950 | 6 161 | 5 215 | 843 408 | |||||||
региональное пр-во | 6 | 42 148 | 97 288 | 139 436 | |||||||||
федеральное пр-во | 7 | 359 182 | 359 182 | ||||||||||
налоги | 8 | 159 597 | 91 864 | 205 009 | 456 470 | ||||||||
сбережения | 9 | 288 655 | 96 245 | 58 536 | 443 436 | ||||||||
импорт из регионов | 10 | 487 237 | 487 237 | ||||||||||
импорт из-за рубежа | 11 | 120 296 | 41 596 | 161 892 | |||||||||
ВСЕГО | 12 | 2 207 553 | 2 067 107 | 385 082 | 446 950 | 843 408 | 139 436 | 359 182 | 456 470 | 260 872 | 442 825 | 388 868 | 7 997 753 |
Написать комментарий
Скоро дело докатится до сочинений "Как я провёл лето"...