Новый экономический центр России на Дальнем Востоке. Есть ли предпосылки?
Экономика Дальнего Востока составляет менее 5% российского ВВП или менее 90 млрд долларов. При этом в правительстве часто говорят о необходимости создания в регионе нового экономического центра страны. Что думает о такой перспективе губернатор края Вячеслав Шпорт?
В ходе выездного заседания правительственной комиссии по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории ДФО заместитель председателя Правительства РФ, полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поручил министру по развитию Дальнего Востока Александру Галушке сформировать новую модель экономического развития макрорегиона. Какой вам видится эта модель?
Сегодня интересы России и стран АТР направлены на Дальний Восток. Руководством страны заявлено, что одним из приоритетов государственной экономической политики страны является ускоренное социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Сибири. Для этого есть все основания: Дальний Восток – это 12,7% территории всей России, является форпостом страны на восточных рубежах. По сути, это зона контакта России и АТР. Особо эта роль возрастает благодаря увеличению межрегионального грузооборота и развитию экспортно-импортных связей со странами АТР. Этот колоссальный потенциал может и должен реализовать Дальний Восток, и Хабаровский край в частности.
Вместе с тем проблемы ДФО связаны с многолетними диспропорциями: большими пространствами и их малой населенностью, инфраструктурными ограничениями, низкими реальными доходами, оттоком населения. Снять эти проблемы за счет накачки региональных бюджетов трансфертами из центра невозможно. Именно поэтому разрабатывалась новая концепция федеральной целевой программы развития Дальнего Востока.
В качестве важной меры поддержки инвестиций на Дальнем Востоке в конце сентября президент Владимир Путин подписал закон о налоговых льготах инвесторам Дальнего Востока и Забайкалья. На наш взгляд, приоритеты и ограниченные ресурсы государственной поддержки должны в первую очередь концентрироваться на реализации комплексных инвестиционных проектов (КИП), имеющих мультипликативный эффект для развития региона и сопредельных территорий. В этом – вектор развития региона. Определяющим механизмом управления КИПов федерального и межрегионального значения должна выступать специализированная агентская структура под координацией министерства по развитию Дальнего Востока.
На фоне сложившейся ситуации с недавним наводнением краевая целевая программа «Повышение привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012–2015 годов» будет кардинально пересматриваться. Добавятся ли новые направления для инвестирования, дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса, который также пострадал от наводнения? Будет ли дана новая экспертная оценка инвестиционным проектам, реализуемым в сфере строительства нефтепровода на территории края?
Мы идем по пути ускоренного развития своей территории, и нет других рецептов, кроме привлечения крупных инвестиций. В крае определены четыре «точки роста», или, точнее сказать, зоны развития. Это хабаровская агломерация, промышленный район «Комсомольск – Амурск – Солнечный», транспортно-промышленный узел «Ванино – Советская Гавань», верхнебуреинский энергопромышленный комплекс. Здесь создаются условия – своеобразные магниты для инвестиций. Наша цель – привлечение и закрепление инвесторов в регионе, создание инфраструктуры инвестиционной деятельности, формирование и использование механизмов эффективного инвестиционного процесса.
Мероприятия программы будут скорректированы в связи с переходом на режим работы по принципу «одного окна», созданием специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. К концу октября завершится разработка инвестиционной стратегии края на период до 2020 года. Для поддержки малого и среднего бизнеса мы дополнительно привлекли из федерального бюджета 60 млн рублей. Предприниматели края, чей бизнес пострадал во время паводка, могут получить субсидии в размере 600 тыс. рублей. Деньги предназначаются на возобновление предпринимательской деятельности.
В этом году общий объем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в крае составит 368,7 млн рублей. Проводится работа по пересмотру распределения бюджетных средств в связи с ЧС. Больших затрат требует обеспечение пострадавших жильем, восстановление дорожной инфраструктуры, ремонт объектов коммунального хозяйства. Только на восстановление жилья требуется около 6 млрд рублей, на восстановление дорог – 4,1 млрд рублей, на ликвидацию последствий паводка на объектах инженерной инфраструктуры – 313,4 млн рублей.
Нам надо защищаться от природных рисков. Для этого необходимо построить 157 км защитных сооружений. По предварительной оценке, затраты составят 20,26 млрд рублей. Вместе с федеральным центром мы ищем возможности для решения этих вопросов. При этом оценить истинные масштабы последствий наводнения мы сможем только весной 2014 года.
Перспективы развития трубопроводного транспорта в Хабаровском крае в связи с паводковым наводнением 2013 года не изменились. Срок окончания работ и ввода в эксплуатацию отвода «ВСТО – Хабаровский НПЗ» планируется на 2015 год. На начальном этапе пропускная способность нефтепровода составит 4,5 млн тонн нефти в год с последующим развитием до 6 млн тонн к 2018 году. Общая протяженность отвода – 27 км. ОАО «НК Роснефть» проводит мероприятия по возобновлению строительства нефтепровода – отвода «ВСТО – Комсомольский НПЗ» ввиду отказа ОАО «Транснефть» от проработки реализации проекта.
По предварительным оценкам, стоимость строительства трубопровода Комсомольского НПЗ «Роснефти» к нефтепроводу ВСТО составляет 53 млрд рублей, из которых 27 млрд рублей необходимо на линейную часть, а остальное – на ЛЭП и нефтеперекачивающие станции, а также на прокладку автодорог. Общая протяженность отвода составляет около 330 км. В среднесрочной перспективе на 2016–2020 годы ОАО «НК Роснефть» планирует строительство продуктопровода «КНПЗ – Де-Кастри» для экспорта 5–6 млн тонн в год светлых нефтепродуктов с замещением поставок продукции железнодорожным транспортом в порты Ванино и Находка.
Есть мнение о необходимости создания на Дальнем Востоке нового центра экономического развития Российской Федерации. Готов регион стать таким центром?
По объективным данным, Хабаровский край является центром Дальнего Востока. Так сложилось исторически, отсюда шли казаки-первопроходцы «встреч солнцу», концентрировались силы для закрепления дальневосточных рубежей. Географически территория края находится в центре Дальнего Востока, занимает свыше 788 тыс. квадратных километров – это более 12% территории Дальнего Востока, в масштабе страны – почти 5%.
У края выгодное геостратегическое положение. Здесь пересекаются автомобильные, железнодорожные, речные, воздушные и морские пути субъектов Дальнего Востока, Сибири и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По сути, Хабаровский край является контактной зоной, как в самой России, так и со странами АТР. Эта роль возрастает по мере увеличения межрегионального грузооборота и развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами АТР. Край имеет хорошие социально-экономические показатели. В целом индекс промышленного производства в крае за 9 месяцев увеличился на 4,9% (по ДФО – на 3,3%). При этом обрабатывающий сектор производства дал нам максимальный показатель роста – 7,1%.
Говоря проще, мы больше построили самолетов, кораблей и оборудования. Здесь сосредоточены крупные промышленные центры авиа-, судостроения, добычи драгоценных металлов, рыбозаготовки и переработки. Комсомольский-на-Амуре филиал ОАО «Компания «Сухой» (КнААЗ) даже в период наводнения продолжал работать. Предприятие дало рост производства в 1,4 раза к прошлому году. 13 самолетов SSJ-100 передано заказчикам. КнААЗ выполняет и заказы Минобороны, экспортные контракты, работает над опытными образцами самолетов пятого поколения. В судостроении загрузка производств выросла в 1,9 раза: Амурский судостроительный завод» строит два корабля типа «Корвет», ремонтирует дизельную подводную лодку. В мае было спущено на воду судно снабжения по заказу «Газфлота». Хабаровский судостроительный завод строит два морских буксира и два судна для пассажирских перевозок. По добыче руд цветных металлов прирост производства составил 3,8%. Добыли золота 13,5 тонны – рост 11,2%. Серьезным событием стал запуск горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении Белая Гора в Николаевском районе, который в будущем году выйдет на проектную мощность и будет давать 3 тонны золота.
Это лишь несколько примеров, которые определяют лицо края в промышленном производстве. Но есть еще много других. Вместе мы и обеспечиваем региональный рост. Мы всецело поддерживаем государственную политику создания нового экономического центра Российской Федерации – центра экономического развития. Это придаст импульс жизнедеятельности нашего региона, а значит, будет способствовать повышению качества жизни дальневосточников.
Материал ТПП-Информ
Написать комментарий