Мегастадионы вместо самолетов и ракет. Почему никак не достроят «Зенит-Арену»?
Российское правительство секвестирует бюджет, оптимизирует расходы на науку, образование и здравоохранение, но неизменно щедро финансирует проведение пафосных международных мероприятий и реализацию мегапроектов. В чем тут секрет? Что принесет такой курс экономике страны?
Развитие или «престиж»?
Судя по политике, проводимой отечественным правительством в последнее десятилетие, курс на развитие экономики государства уступил место заботам о поддержании его престижа на международной арене. Причем престижа исключительно внешнего – не благодаря реальным достижениям в той или иной сфере, а «всего лишь» за счет проведения международных мероприятий и необычайно щедрого хлебосольства. Огромные суммы из федерального бюджета идут не на развитие реального сектора экономики, не на создание новых предприятий или модернизацию старых – нет, на эти деньги возводятся мегастадионы и суперарены, обеспечивается охрана, питание и развлечение дорогих (в прямом смысле слова) гостей. Правда, попутно строится и кое-какая транспортная инфраструктура, но совсем не обязательно именно та, которая нужна местному населению в первую очередь – ведь вовсе не о населении заботится при этом правительство.
В качестве оправдания своей вопиющей щедрости оно, конечно, заверяет, что очередной чемпионат или саммит повысит инвестиционную привлекательность того или иного региона. Но никаких комплексных и профессиональных оценок не делается. Почему, например, зимнюю Олимпиаду проводят в субтропическом Сочи, а не в Башкирии или на Алтае? В чем польза для страны от того, что она в период стагнации экономики вбухает 250 млрд рублей в подготовку чемпионата мира по футболу? Стадионы нам гораздо нужнее заводов и ферм? Отдача от уже реализованных мегапроектов пока не впечатляет. Зато расходы заставляют задуматься о действительных приоритетах правительства – особенно с учетом предложенного Минфином сокращения финансирования тех статей бюджета, которые явно необходимы для развития страны – науки, образования, транспорта.
Вот небольшое сопоставление:
Годы |
Повод |
Израсходовано |
На что пошло |
2006 |
Саммит G20 в Петербурге |
10,7 млрд руб. |
Взлетно-посадочная полоса в «Пулково», строительство автодорог и развязок Непосредственно на саммит – 3,2 млрд руб. (2,9 млрд руб – из госбюджета) |
2009 |
Конкурс «Евровидения» в Москве |
1 млрд руб. |
Большая часть средств потрачена на грандиозное шоу с созданием уникальной сцены, декораций, звука и света |
2007-2014 |
Всего 1,526 трлн руб. На 1.01.2013г. затраты составили 1,136 трлн руб., из них 737 млрд руб. – деньги инвесторов |
Строительство дорог, электростанций, очистных сооружений, модернизация порта и аэропорта. На собственно спортивные объекты и само проведение игр – 100 млрд руб. из госбюджета |
|
2007-2012 |
219 млрд руб. из федерального бюджета, 34 млрд руб. – из краевого, 425 млрд руб. внебюджетных средств |
Два супермоста, несколько дорог и развязок, Дальневосточный Федеральный университет, медицинский центр, создание системы канализации и очистных сооружений во Владивостоке, оперный театр и т.д. |
|
2008-2013 |
75,3 млрд руб. из федерального и республиканского бюджетов |
64 объекта транспортной инфраструктуры, в том числе 22 железнодорожные платформы, реконструирован международный аэропорт Казань, отремонтированы фасады (!) 240 домов, расположенных на улицах, включенных в маршруты Универсиады |
|
2013 |
Председательство России в G20 |
Всего 6,5 млрд руб. |
На все официальные мероприятия за год |
Из них 2 млрд руб. |
Саммит G20 в Петербурге: дорога от «Пулково» до КАД (1,7 млрд руб.), остальные 0,3 млрд руб. – мебель, обслуживание, еда, фейерверк и т.д. |
А вот лишь некоторые из направлений, на которых в ближайшие 2-3 года правительство намерено экономить:
Образование |
|
Уменьшение числа студентов среди молодежи 17-30 лет |
28,6 млрд руб. к 2016 году |
Сокращение вузов с 571 до 500 к 2016 году |
4,2 млрд руб. в 2016 году |
Транспорт |
|
Отмена или реструктуризация субсидий на перелеты |
11,5 млрд руб. в 2014-2016 гг. |
Переход к модели частного сервисного морского порта |
на 10-20% бюджетных средств |
Здравоохранение |
|
Перевод финансового обеспечения медорганизаций в систему ОМС |
34,2 млрд руб. – 2014 год, 51,6 млрд руб. – 2015 год, 64,3 млрд руб. – 2016 год |
При общем секвестировании бюджета финансирование «всенародных» стадионов правительство сокращать не планирует.
Мегапроекты за мегаденьги
При этом стоимость всех объектов, построенных в рамках реализации того или иного мегапроекта, возрастает от первоначально заявленной в разы – а вместе с ней растут и госрасходы. Мало того, что в кризис строятся объекты далеко не первоочередные для города, региона, да и для страны в целом – так еще и тратятся на них такие деньги, что на них вполне можно было бы значительно улучшить жизнь в регионе и положение в экономике. При этом до сих пор никто конкретно не понес никакой ответственности за постоянное увеличение смет, неэффективные траты и некомпетентные решения.
В качестве примера можно привести «Зенит-Арену» на Крестовском острове в Петербурге. Для ее строительства был снесен стадион имени Кирова – уникальный памятник архитектуры, поражавший дерзостью инженерного решения. Трибуны стадиона имени Кирова располагались на склонах специально насыпанного кольцевого холма и вмещали 100 тыс. зрителей. Функционально стадион соответствовал самым высоким требованиям проведения спортивных мероприятий, а футбольное поле размерами 105 на 70 метров полностью отвечало установленным мировым стандартам. За пятьдесят пять лет своего существования стадион пережил две реконструкции: к Олимпиаде 1980 года и к Играм Доброй Воли 1994-го. В результате реконструкций вместимость его уменьшилась до 72 тыс. зрителей. В конце 90-х был проведен конкурс на очередную реконструкцию, выбраны и награждены победители.
Однако затем, вопреки протестам общественности и специалистов, в 2005 году реконструкция была объявлена нецелесообразной, вместо этого решено было снести стадион и построить на его месте новый. «ЛенНИИпроект» в сотрудничестве с немецкими партнерами предложил вариант, при котором уникальный насыпной холм предполагалось оставить, трибуны немного «приблизить» к футбольному полю. Внутри, под этими трибунами, задумывались помещения для бани, тренажерного зала, бассейна, парковки машин и гостиницы — инфраструктуры, необходимой для приема гостей и зрителей. Но глава города Валентина Матвиенко высказалась в пользу гораздо более сложной и трудоемкой концепции японского архитектора Кисе Курокавы (проект на тот момент еще не был разработан) – с раздвижной крышей и выкатным полем. Строительство планировалось завершить к 2009 году, затратив 6,7 млрд руб. Предполагалось, что возведение домашней арены питерского футбольного клуба «Зенит» частично профинансирует сам клуб и его главный спонсор компания «Газпром».
С тех пор сроки неоднократно переносились, проект менялся, финансирование осуществляется только за счет бюджета города, и за 6 лет стоимость строительства возросла почти в 7 раз. В феврале 2010 года в связи с заявкой России на чемпионат мира по футболу решено было увеличить вместимость стадиона на 5000 мест, а официальная смета выросла до 43,8 млрд руб. В мае 2013 года по итогам проверки сметы Счетной палатой стоимость стадиона была официально сокращена до 34 млрд руб., а сдачу объекта наметили на конец 2016 – начало 2017 года.
Вместимость стадиона на футбольных матчах составит от 68 тыс. зрителей, а в дни концертов, за счет выкатного поля – 84 тыс. человек.
Мегапроекты и инфраструктура
На примере все той же «Зенит-Арены» отлично видно, как реализация мегапроектов стимулирует развитие инфраструктуры. Раньше к стадиону имени Кирова болельщики приезжали на трамвае. После того, как было решено снести «старый» стадион и построить новый, трамвайные пути демонтировали. То есть мысль о том, как будут добираться до стадиона 68 тысяч болельщиков, не озаботила тогдашнее руководство города?
Дорог для подъезда к стадиону почти нет. Парковок предусмотрено две. В километре от стадиона по рекомендации ФИФА и УЕФА будет оборудована плоскостная стоянка на полторы-две тысячи автомобилей. Основная стоянка, на 15 тыс. машиномест будет размещена подальше, в семиэтажном паркинге вблизи Гребного канала. Планируется, что основная масса зрителей будет прибывать общественным транспортом. Для этого будет организовано поворотное кольцо автобусов, которые будут вывозить пассажиров с Крестовского острова, и созданы дополнительные пешеходные пути.
К 2015 году планируется построить крытый двухуровневый пешеходный мост, который соединит западную часть Крестовского острова с Приморским районом. Параметры путепровода впечатляют. Длина составит примерно 420 м, ширина – 28 м (самое широкое место – на втором уровне), высота – 15 м, над уровнем моря – 17 м (по информации проектировщиков высота ЗСД на данном участке аналогичная). Стоимость проекта – примерно 1,5 млрд рублей. Однако сумма может варьироваться в зависимости от функционального назначения территории. На первом уровне моста предполагается разместить горизонтальные траволаторы, дорожки для велосипедистов и роллеров, а также пешеходные зоны. На втором уровне – общественно-рекреационную зону с открытыми террасами. Пока не решено, будет ли этот проект реализован только за счет инвесторов или же в рамках государственно-частного партнерства. Кроме того, обсуждается проект водной переправы, а также двухполосной канатной дороги от парка 300-летия в Приморском районе до нового стадиона. Заявлено, что пропускная способность канатной дороги составит около 8 тыс. пассажиров в час.
Специально для болельщиков будет построена станция метро Новокрестовская. Ради этого чуть было не отложили на неопределенное время строительство новой ветки метро Красносельско-Калининской. Только многочисленные протесты и митинги горожан заставили городскую власть все же учесть интересы жителей Петербурга. При этом Новокрестовскую придется возводить на намывной территории, два новых перегона вместе с этой станцией обойдутся почти в половину стоимости всей Красносельско-Калининской ветки, на которой до 2020 года собираются ввести в строй шесть станций. Намывные работы предварительно оцениваются в 1,2–1,3 млрд рублей – и это для станции, которая, скорее всего, будет востребована лишь в дни футбольных матчей. Но, самое интересное, что именно в эти дни после окончания матча Новокрестовскую, согласно сложившейся практике, скорее всего, будут закрывать для входа, так что толпа болельщиков повалит к другой ближайшей станции, Крестовский остров, которая совсем не рассчитана на такой наплыв: у нее три эскалатора и один выход. Подсчитано, что метро будет способно за час вывезти с острова только 24 тыс. человек.
Можно рассчитать, сколько времени понадобится, чтобы все 68 тыс. болельщиков покинули остров. По словам гендиректора петербургского центра транспортного планирования Рубена Тертеряна, планируется также «существенно увеличить проходной поток через ЦПКиО им. Кирова на соседнем Елагином острове. «Мы очень боимся притока людей в ЦПКиО, проходящих с Крестовского через Елагин остров в Приморский район, – заявил директор парка Павел Селезнев. – Елагин остров – это федеральный памятник, ЦПКиО – особо охраняемая территория. Это не особо совмещается с большим наплывом людей в парк. А деревянный мост и вовсе не отвечает требованиям безопасности при таком потоке. Также отсутствует и входная зона в ЦПКиО со стороны Крестовского острова. И надо как можно быстрее начать прорабатывать эти вопросы».
Впрочем, некоторую пользу от строительства «Зенит-арены» город все же получит. Компания Олега Дерипаски, занимающегося строительством стадиона, пообещали построить в Петербурге ряд социальных объектов. В том числе, восемь километров четырехполосной дороги в районе Юнтолова, десять общеобразовательных школ и восемнадцать детских садиков.
Максимум финансирования – минимум ответственности
При реализации проекта и проверке Счетной палаты выяснился целый ряд удивительных вещей.
Согласование проекта затягивалось всеми способами – вплоть до того, что на одном из этапов на рассмотрение комиссии был подан не тот проект. Несколько раз обнаруживались инженерные недоработки: не обеспечена была прочность конструкций, не учитывались климатические особенности.
Оборудование, демонтированное при сносе стадиона им. Кирова, исчезло в неизвестном направлении, так же, как щебень, грунт, металлоконструкции на общую сумму 18 млн рублей. Между тем, эти материалы предполагалось использовать при строительстве «Зенит-Арены». В 2007 году, на самой начальной стадии строительства (!), были закуплены 63 тыс. пластиковых сидений для нового стадиона на 287 млн рублей. С тех пор они так и лежат под открытым небом. Вполне вероятно, что когда, наконец, придет пора их устанавливать, выяснится, что они уже непригодны. При возведении фундамента стадиона 960 млн рублей было потрачено на установку 11 тыс. свай – по цене вдвое выше рыночной. Это лишь некоторые из обнаруженных случаев некомпетентного расходования бюджетных средств.
Никто не понес ответственности ни за перенос сроков, ни за увеличение сметы, ни за нерациональное использование бюджетных денег. Счетная палата сочла все это не криминалом, а головотяпством. Однако до тех пор, пока непрофессионализм и бесхозяйственность будут оставаться безнаказанными и масштабы, и уровень их будут расти. При таком подходе становится очевидным, что цели всех этих мегапроектов совсем не те, что внушаются широкой публике. Если бы целью был именно стадион и за его строительство отвечали бы конкретные люди, проект уже давно был бы реализован.
Впрочем, не исключено, что беда не только в выборе нужных целей, но и в грамотном руководстве. Недостаток профессионализма в последнее время все острее ощущается на самых разных уровнях, и потому даже те проекты, на которые правительство не жалеет средств – все то же Сколково, например, – фактически не приносят ощутимых результатов.
Далее читайте:
Не пора ли перестать пускать пыль в глаза?
Космос – сложнее, чем горнолыжный курорт
Сочи-2014: Во что бы то ни стало
Написать комментарий