Заложники ЖКХ
На днях волгоградские СМИ обнародовали сенсационное сообщение: депутаты городской думы проголосовали за передачу в банковский залог собственного здания. В залог пойдут также здания мэрии, районных администраций, комитетов мэрии и помещения, занятые федеральными службами, правоохранительными и надзорными органами.
Цель всех этих беспрецедентных мер городской власти одна – получение крупного кредита для расчета с ресурсоснабжающими компаниями. Одному «Волгоградрегионгазу» местные предприятия коммунального комплекса на 1 марта этого года задолжали 2, 5 миллиарда рублей, 300 миллионов должны «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго». Отключение городских котельных, ограничение подачи электроэнергии – этим в городе-герое уже никого не удивишь. Как же волгоградская «коммуналка» дошла до жизни такой?
История вопроса
Как и в большинство российских регионов, город Волгоград вошел в XXI век с изрядно обветшалой жилищно-коммунальной инфраструктурой и миллиардными долгами энергетикам. Долги накапливались годами и причин тут несколько. Первое и главное: при формировании тарифов государство не учитывает тот факт, что население никогда не оплачивает 100% начисленных сумм, – по статистике сборы составляют около 93-94%, и это при четкой и налаженной работе. Норма прибыли, разрешенная государством, никак не прокрывает кассовый разрыв, возникающий из-за системных неплатежей населения. Соответственно у города возникает долг за газ и электричество. Ситуация усугубляется еще и тем, что в городских муниципальных предприятиях существует низкая эффективность управления. К тому же, в сфере ЖКХ процветает банальное воровство. Для кого это секрет?
Курс на перемены
Как известно, власть – неэффективный собственник. Именно эта аксиома легла в основу эксперимента, который состоялся в Волгограде в начале «нулевых» годов. Именно в городе-герое было создано первое в России ОАО «Волгоградские коммунальные системы», консолидировавшее жилищно-коммунальные активы города. Идея заключалась в том, чтобы объединить в одних руках все коммунальные бизнесы, прибыльные и убыточные. Далее, за счет перекрестного субсидирования (а попросту за счет таких прибыльных направлений как водоснабжение и транзит электричества) закрыть убытки теплоснабжения. Вновь созданная компания взяла в аренду у города все коммунальное хозяйство, а совет директоров компании возглавил Дмитрий Синюков.
Фото: Александр Домовец
Дмитрий хорошо известен в Волгограде как предприниматель и политик. К 33 годам он уже был владельцем «Нокссбанка» и крупнейшей в городе торговой сети «Пятерочка».
А в 2000 году создал и возглавил одно из лучших, наиболее активных в России волгоградское региональное отделение «Союза правых сил». Именно благодаря политическому влиянию этой партии в Волгограде и удалось договориться с мэрией города, которая во многом была сформирована при поддержке СПС.
Работа во главе «ВгКС» была и ответственной, и масштабной, и трудной – уж очень провальная отрасль. Однако у Синюкова была энергия, понимание ситуации и своя стратегия подъема волгоградского ЖКХ.
При всех проблемах начало работы «ВгКС» обнадеживало. Консолидация волгоградского жилищно-коммунального бизнеса в рамках одной структуры дало компании возможность маневра. Войдя в ритм, компания «ВгКС» начала своевременно оплачивать газ и электроэнергию и даже получать прибыль, не забывая про налоги. И, к слову, была номинирована на звание лучшего налогоплательщика Южного Федерального округа.
Главное же, − началось выделение средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры города. А модернизация волгоградского ЖКХ и была фундаментальной задачей, ради решения которой создавалась компания.
И вдруг ОАО «ВгКС» рушится – буквально в одночасье. В 2006 году был арестован и отстранен от должности мэр города. Анализировать справедливость предъявленных обвинений и вынесенного ему приговора не будем – это другая, совершенно отдельная тема. Но дело мэра породило другие дела, фигурантами которых стали близкие к бывшему градоначальнику люди. В частности, Дмитрия Синюкова обвинили в хищениях, которые он якобы совершил в «ВгКС».
Кому мешал?
Спустя семь лет отчетливо видны странности дела Синюкова. И, может быть, главная из них заключается в том, что в хищениях обвинили не просто руководителя – владельца компании. Никого не смутило, что, по логике следствия, собственник крал у самого себя. Дело, конечно, было сфабриковано, словно под копирку с дела «Юкоса». Масштабы разные, но аналогия вполне уместна. В обоих случаях судят предпринимателей, похожи предъявленные обвинения, а также инкриминируемый состав преступления.
Фото: Региональное отделение СПС
Нельзя не заметить, что Синюков был неудобен. Организуя, может быть, первые в стране (задолго до Болотной площади) масштабные акции протеста населения, лидер волгоградского СПС, что называется, «намозолил» глаза региональным властям. А возглавив «ВгКС», практически отнял кормушку у немалого числа жилищно-коммунальных чиновников и прикрывавших их силовиков. Они лишились контроля над большими финансовыми потоками в сфере ЖКХ, утратили возможность завышать сметы, списывать деньги.
Так что враги у Дмитрия Синюкова были, и влиятельные. Как и в случае с Ходорковским в деле Синюкова были использованы «проверенные» методы – аресты сотрудников и давление на родственников.
После того, как дело предпринимателя поступило в Волгоградский суд, Дмитрию в течение одного дня был вынесен приговор (3 года условно). Уехав в Москву, то есть, фактически сменив место жительства и адрес регистрации, Синюков со временем обратился в московский суд. Он надеялся, что инстанция, далекая от Волгограда с его делами и политикой, подойдет к повторному рассмотрению дела объективно. Так и произошло. Московский суд снял с Синюкова судимость. Таким образом, честное имя предпринимателя было восстановлено. Но коммунальный эксперимент, так удачно начавшийся в Волгограде, не успев достичь главной цели, бесславно завершился.
Без хозяина
Волгоградская коммуналка тем временем пошла старым путем. Компания «ВгКС» давно была расформирована, жилищно-коммунальные объекты вернулись в муниципальные руки. О состоянии дел в ЖКХ Волгограда лучше слов говорит катастрофический объем коммунальных долгов, упомянутый в начале статьи.
Фото: Региональное отделение СПС
Удалось дозвониться до Дмитрия Синюкова, который давно проживает в Москве и о политике больше не вспоминает. Его комментарий был лаконичен: «Ситуация очевидна. Долги поставщикам энергоресурсов образовались исключительно из-за неэффективного управления муниципальными предприятиями. Хозяина-то нет, воруют…»
— Виктор Демьянов
Написать комментарий