Семь причин испанской безработицы
Безработица – не новое явление для испанской экономики. На протяжении десятилетий уровень безработицы в Испании превосходит показатели остальных европейских стран почти вдвое. Какие причины стоят за традиционно высоким уровнем безработицы, что с этим можно сделать и какие выводы для себя мы можем извлечь из испанского опыта?
По данным статистики, на начало 2012 года более 4,7 миллионов испанцев не имеют постоянной работы и получают пособие по безработице. Это 20,5% населения. С другой стороны, до кризиса эта цифра редко опускалась ниже 10%, что подтверждает теорию: причина высокого уровня безработицы в Испании – совсем не финансовый кризис.
До начала кризиса среднестатистический испанец мог без труда найти «хоть какую» работу – в магазине, в баре или на стройке. Уволили – не беда, через неделю найдется другой магазин, готовый принять на работу, еще и за бóльшие деньги. А если не найдется – можно спокойно получать пособие по безработице, пока не появится удобное во всех смыслах предложение о
работе. К слову, начальное пособие по безработице в Испании – 70% от средней зарплаты за последние рабочие полгода. Кризис ударил особенно сильно по странам, зависящим от недвижимости и туризма. Те, кто хорошо жил за счет работы на стройке, остались без
работы. Но с пособием. Излишняя экономическая защищенность граждан не только угрожает стабильности пенсионной системы, увеличивает дефицит бюджета, мешает свободной конкуренции, но и приводит к большей безработице.
Испанский экономист Хуан Карлос Альварес первым выдвинул теорию о причинах такого уровня безработицы в стране, а последующие исследования экономистов только подтверждают его выводы.
Причина 1.
Молодежь без опыта работы никому не нужна
Существует «разрыв» между тем, чему нужно учить, и тем, чему учат на самом деле будущих профессионалов. Для испанской молодежи профессиональное образование всегда было гарантией трудоустройства.
Рынок труда изменился, учебные программы – нет. В результате вместо «последующего трудоустройства» студенты покидают стены профессиональных училищ ни с чем. Таким образом, безработица среди молодежи достигла в 2011 году 50%. Но в то время, когда оставшиеся 50% ищут возможности, безработная молодежь не работает и не учится. Явление «не-не» переживает уже второе поколение. Это непрофессиональная рабочая сила, люди, которым никто и не собирается давать работу, так как их практическая полезность ниже стоимости их найма.
Причина 2.
Пособие по безработице больше новой зарплаты
Уверенность большинства граждан в том, что, даже не имея работы, они все равно будут получать деньги от государства, существенно замедляет процесс поиска работы. Во всем мире «безработный» – человек, желающий работать, которого никто не берет на работу. В Испании же «безработный» – это человек, не имеющий работы, который ищет место получше и зарплату побольше на протяжении нескольких лет.
Испанский безработный может отклонить неограниченное число предложений, пока не найдет то, чего он, по его мнению, достоин. На сумму пособия это не влияет никоим образом. Огромное количество людей делают дорогие покупки, путешествуют, ходят на вечеринки каждый четверг, пятницу и субботу, живут полной жизнью и при этом не работают. К тому же зарплата, предлагаемая на новых вакансиях, значительно меньше «старого» пособия по безработице, рассчитанного согласно зарплатам 2006 года. Зачем работать за 500 евро, если можно получать 900 просто так?
Причина 3.
Сложное и не допускающее изменений трудовое законодательство
Существовавшее до недавнего времени трудовое законодательство строго определяло, как, на какой срок и на каких условиях можно принять человека на работу. Контракт должны были заверить не только начальник и «начальник начальника», но и синдикат, и министерство.
Найм – дело сложное, увольнение еще сложнее. Такое законодательство было направлено в основном на «устранение социальных конфликтов», а не на увеличение числа рабочих мест. Новое законодательство упростило процесс увольнения и предоставило ряд возможностей для увеличения производительности, но это скорее временные меры для борьбы с последствиями, а не с причиной.
Причина 4.
«Черный» бизнес
Малый бизнес старается снизить расходы за счет найма «нелегальной» рабочей силы. И речь не только о нелегальных иммигрантах, которым дают работу. Большинство официантов, уборщиков и домработников работают за «черные» деньги и не имеют никаких прав. Виной тому, по словам Альвареса, формальный контроль налоговых органов за соблюдением законодательства и отсутствие социальной ответственности.
Причина 5.
Неэффективность центров занятости
Центры занятости (INEM) превратились в «центры незанятости», посвящающие все свое время бюрократии. Большинство центров работают исключительно для обработки документов и выдачи пособий, а не для поиска предложений компаний. В связи с кризисом была проведена реформа: вместо ежемесячного визита в офис безработные получили возможность подтверждать свой статус через Интернет. По идее это должно было снизить нагрузку на персонал центров, чтобы те могли спокойно заняться поиском вакансий, но на деле привело к несколько иным результатам. Иностранцы, ыпроживающие в Испании в течение многих лет, наконец смогли уехать в родные страны и найти там работу – продолжая получать испанское пособие по безработице! Также реформа позволила «совмещать пособие по безработице с другими видами пособий», как то: пособия для молодежи, арендующей жилье, пособие по инвалидности, пособие для семей с одним кормильцем и т.д. В результате многие получили приятные «бонусы» к пособию по безработице и окончательно перестали искать работу.
Причина 6.
Испанский менталитет
По словам Альвареса, низкая производительность труда – результат «отличной от англосаксонской рабочей культуры и недостаточного технического развития». Сами испанцы подтверждают сказанное: рабочий день с 10 до 20 прерывается на «сиесту» с 14 до 17. Некоторые религиозные праздники считаются национальными выходными, а если они выпадают на вторник или четверг, то понедельник или пятница объявляются нерабочими. Помимо официального отпуска в августе, испанцы имеют еще две «праздничные» недели в год – рождественские и пасхальные каникулы – и пять или шесть выходных с нерабочими понедельниками или пятницами.
Причина 7.
Во всем виноваты иностранцы
До 2011 года Испания выдавала разрешения на проживание в стране всем приезжающим иностранцам, африканским и марроканским беженцам, раз в четыре года «легализовывала» уже имеющихся нелегалов. Таким образом появилось большое количество неквалифицированной рабочей силы, не говорящей по-испански. В какой-то степени повторилась история Франции – отработав год, иностранец переходил на пособие по безработице и приглашал в гости семейство, которое поступало точно так же. Социальная политика не позволяет ограничить получение пособий иностранцами: во-первых, они безработные, во-вторых – иностранцы, а значит, найти работу им гораздо сложнее.
Испанцы негодуют: при получении любого вида пособий преимуществом обладают иностранцы как менее защищенные слои населения. Другой известный экономист Пабло Молина в своем блоге рассказывает еще об одной причине испанской безработицы: за годы экономического подъема испанцы неверно расставили приоритеты. Молодежь решила, что получение высшего образования – потеря времени, все мечтали стать госслужащими, владельцы бизнеса приняли на работу «лишних» людей – «менеджеров по...», – не имея ни малейшего понятия для чего нужны
эти должности, какие они предполагают обязанности и кто их должен исполнять. Кризис расставил все по своим местам: лишние должности сократились, а в описании любой вакансии появилось требование к образованию соискателей.
Текст: Валентина Ринкон, The World Economic Journal
Написать комментарий
По некоторым пунктам статьи прослеживается аналогия с ситуацией в России. Например пункт 1 отражает полное совпадение ввиду того, что в России колличество вакансий по различным специальностям не соответствует колличеству выпускников вузов по тем же специальностям. Это связано с тем, что система образования не менялась уже многие годы, хотя в свою очередь бизнес-среда непрерывно меняется. По пункту 2 прослеживается аналогия с США, и западной Европой, где мигранты живут на пособия по безработице.