В.Шанцев: иногда конкуренция между регионами приводит к нежелательным явлениям
Как оказывается, конкуренция между регионами может приводить к нежелательным последствиям. Об этом редакции «Капитала страны» рассказал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев в ходе очередного закрытого заседания Делового клуба на Тверской, проводимом РИА «Новости». Какова специфика межрегиональных отношений?
К.С.: Приволжский федеральный округ наиболее успешен, по количеству инвестиционно активных регионов. Это и Ульяновская область, и Татарстан... Это результат общей инвестиционной стратегии регионов внутри федерального округа или причина в чем-то ином?
В.Ш.: Нормальное руководство любого региона просто обязано развивать инвестиционный климат, активно работать на инвестиционном поле, проводить активную инвестиционную политику, иначе никаких проблем не решить. Поэтому и успехи Татарстана, и успехи Ульяновской области зависят именно от этого. Если хочешь, чтобы были ресурсы, прежде всего, финансовые, надо модернизировать действующие предприятия и строить новые, создавать новые производительные силы, то есть создавать новую налогооблагаемую базу. Если ты хочешь строить новые школы, новые детские сады, поликлиники, дома культуры, спортивные объекты, тебе нужны деньги, и их нужно заработать. Заработать можно как? 50% заработанных налогов идет в российский бюджет, а 50% остается на территории. Нам ни разу не давали меньше 50%. И стоит задача как можно больше наполнить рублями наши 50%. Для этого служат только инвестиции - другого способа нет.
Формат инвестиционных форумов - как Вы оцениваете его эффективность, и есть ли в регионе такой формат? Представляете ли вы как-то свои проекты?
Инвестиционные форумы у нас проводятся, последний форум мы проводили совсем недавно, в конце сентября. Форум назывался бизнес-саммит и был посвящен как раз развитию бизнеса в России, в том числе и в Нижнем Новгороде. Там представлены были самые амбициозные проекты. 5 тысяч участников, среди них много молодежи. В форуме приняли участие представители 15 стран. Из некоторых стран, например, из Италии приехало больше 50 деловых людей, возглавлял их руководитель Ассоциации итальянских предпринимателей "Александрит". Они, когда поездили, побеседовали, сказали, что в ближайшее время планируют разместить в нашем регионе не менее 20 итальянских предприятий.
Всего на этом саммите было подписано 17 соглашений на 13 млрд. рублей в самых различных отраслях: это и стройиндустрия, и автокомпоненты, и нефтехимия, и авиационный кластер - все это проекты с очень серьезной капитализацией, которая исчисляется миллиардами рублей. Так что польза от этого форума большая.
Если увеличивается поток туристов, выдержит ли инфраструктура региона большее количество туристов? Учитывает ли региональная комплексная программа по развитию туризма вопросы экологии? Предусматривается ли участие малого предпринимательства?
У нас, действительно, есть проблемы с инфраструктурой, особенно в Нижнем Новгороде. По нашим расчетам, нам сейчас в городе не хватает около 4,5 тысяч мест в гостиницах. Когда мы проводим крупные форумы, то сталкиваемся с проблемой размещения участников. Сейчас мы выиграли право проведения у себя предварительных игр Чемпионата мира по футболу 2018 года и, естественно, вместе с российским бюджетом и вместе с частным бизнесом мы сейчас должны развивать всю инфраструктуру, в том числе и гостиничную. Сейчас мы очень серьезно занимаемся также дорогами и транспортным сообщением. Нижний Новгород - единственный, кроме Санкт-Петербурга, из всех российских городов, который связан с Москвой скоростным сообщением. Сейчас разрабатывается высокоскоростной железнодорожный маршрут. Мы провели уже две конференции: одну - в Нижнем, другую - в Токио, с японскими фирмами. Этот проект включен сейчас в программу развития транспорта России. Существующие железнодорожные пути не рассчитаны на этот маршрут. Высокоскоростная трасса будет проложена отдельно, на быках, вдоль автомобильной трассы. Поезда будут приходить тоже на три вокзала. Маршрут уже согласован с соседними областями и Москвой. Скорость поезда будет 380 кмч, путь от Нижнего до Москвы займет 1 час 10 минут.
По каждому конкретному месту мы смотрим, как и что тут можно развить. Например, Гагинский район, где есть Пешеланский гипсовый завод и большие разработки, шахты гипсовые. Это удивительное место: там постоянная температура. Мы там сделали Пещеру Ужасов, не хуже Диснейленда. Туда приезжает масса народа. Везде нужно находить свою изюминку и, конечно, необходимо развивать гостиницы, дороги, производство сувенирной продукции.
То есть основная ставка делается на малое предпринимательство?
Малое предпринимательство у нас - одно из развитых направлений. Около 30% занятого населения работает в сфере малого бизнеса. Мы хотим поднять этот показатель до 50%. Сейчас строятся бизнес-инкубаторы, их уже восемь, а планируется довести их количество до 24. Туда как раз может прийти человек с идеей, молодой, у которого нет еще ни офиса, ни бухгалтерии, ни юристов, и он не может себе их еще позволить, потому что не имеет начального капитала. Он приходит к нам в бизнес-инкубатор, и мы его инкубируем: даем ему это все за скромную плату. Он реализует свой проект, зарабатывает деньги и уже уходит в "большое плаванье". А на его место приходит новый начинающий бизнесмен.
Российские регионы вынуждены конкурировать между собой за инвестиции. Наверное, это правильно, но существует и другая точка зрения: возможно, должна быть общегосударственная стратегия распределения инвестиций по регионам, учитывающая особенности регионов. Должен ли быть какой-то координирующий центр, который все-таки как-то распределяет инвестиции?
Несомненно, должен быть какой-то координирующий центр, который бы занимался вопросами рационального размещения производительных сил на нашей территории. Иногда конкуренция между регионами приводит к совершенно нежелательным явлениям. Например, у нас на консультациях находился концерн Volkswagen. Мы им создали все условия, у них не было ни трудностей, ни вопросов. Потом им кто-то посоветовал идти в Калугу. В итоге на завод, который они там построили, моментально перешла работать половина людей с Липецкого автобусного завода. Там, наверное, уже некому работать, потому что в Калужской области людей, которые могли бы специализироваться в этой сфере, нет, там исторически не было автомобилестроения. Теперь туда вынуждены уже идти инвестиции на инфраструктуру: строительство жилья для приезжающих специалистов, школ, детских садов и т.д. У нас же есть готовые специалисты. Volkswagen построил в Калужской области на 300 с чем-то тысяч мощностей, и сегодня опять пришел к нам и на площадке ГАЗа начинает развивать мощности по производству 325 тыс. автомобилей. То есть они не хотят больше там развиваться, потому что условий нет. В итоге два завода друг другу будут возить комплектацию, дороги, и без того загруженные, будут заполнены коммерческими перевозками, встречными причем - в этом нет никакого смысла. Очень часто инвесторы считают, что они получают выгодные условия, а на поверку ожидаемой выгоды не оказывается, бизнес становится дороже. На территории многих регионов уже исторически сложилась какая-то специализация. Необходимо, чтобы все это учитывалось - наличие производительных сил, трудовых ресурсов, природных ресурсов и т.д. Этой задачей должно, видимо, заниматься Министерство экономического развития.
В.Ш.: Нормальное руководство любого региона просто обязано развивать инвестиционный климат, активно работать на инвестиционном поле, проводить активную инвестиционную политику, иначе никаких проблем не решить. Поэтому и успехи Татарстана, и успехи Ульяновской области зависят именно от этого. Если хочешь, чтобы были ресурсы, прежде всего, финансовые, надо модернизировать действующие предприятия и строить новые, создавать новые производительные силы, то есть создавать новую налогооблагаемую базу. Если ты хочешь строить новые школы, новые детские сады, поликлиники, дома культуры, спортивные объекты, тебе нужны деньги, и их нужно заработать. Заработать можно как? 50% заработанных налогов идет в российский бюджет, а 50% остается на территории. Нам ни разу не давали меньше 50%. И стоит задача как можно больше наполнить рублями наши 50%. Для этого служат только инвестиции - другого способа нет.
Формат инвестиционных форумов - как Вы оцениваете его эффективность, и есть ли в регионе такой формат? Представляете ли вы как-то свои проекты?
Инвестиционные форумы у нас проводятся, последний форум мы проводили совсем недавно, в конце сентября. Форум назывался бизнес-саммит и был посвящен как раз развитию бизнеса в России, в том числе и в Нижнем Новгороде. Там представлены были самые амбициозные проекты. 5 тысяч участников, среди них много молодежи. В форуме приняли участие представители 15 стран. Из некоторых стран, например, из Италии приехало больше 50 деловых людей, возглавлял их руководитель Ассоциации итальянских предпринимателей "Александрит". Они, когда поездили, побеседовали, сказали, что в ближайшее время планируют разместить в нашем регионе не менее 20 итальянских предприятий.
Всего на этом саммите было подписано 17 соглашений на 13 млрд. рублей в самых различных отраслях: это и стройиндустрия, и автокомпоненты, и нефтехимия, и авиационный кластер - все это проекты с очень серьезной капитализацией, которая исчисляется миллиардами рублей. Так что польза от этого форума большая.
Если увеличивается поток туристов, выдержит ли инфраструктура региона большее количество туристов? Учитывает ли региональная комплексная программа по развитию туризма вопросы экологии? Предусматривается ли участие малого предпринимательства?
У нас, действительно, есть проблемы с инфраструктурой, особенно в Нижнем Новгороде. По нашим расчетам, нам сейчас в городе не хватает около 4,5 тысяч мест в гостиницах. Когда мы проводим крупные форумы, то сталкиваемся с проблемой размещения участников. Сейчас мы выиграли право проведения у себя предварительных игр Чемпионата мира по футболу 2018 года и, естественно, вместе с российским бюджетом и вместе с частным бизнесом мы сейчас должны развивать всю инфраструктуру, в том числе и гостиничную. Сейчас мы очень серьезно занимаемся также дорогами и транспортным сообщением. Нижний Новгород - единственный, кроме Санкт-Петербурга, из всех российских городов, который связан с Москвой скоростным сообщением. Сейчас разрабатывается высокоскоростной железнодорожный маршрут. Мы провели уже две конференции: одну - в Нижнем, другую - в Токио, с японскими фирмами. Этот проект включен сейчас в программу развития транспорта России. Существующие железнодорожные пути не рассчитаны на этот маршрут. Высокоскоростная трасса будет проложена отдельно, на быках, вдоль автомобильной трассы. Поезда будут приходить тоже на три вокзала. Маршрут уже согласован с соседними областями и Москвой. Скорость поезда будет 380 кмч, путь от Нижнего до Москвы займет 1 час 10 минут.
По каждому конкретному месту мы смотрим, как и что тут можно развить. Например, Гагинский район, где есть Пешеланский гипсовый завод и большие разработки, шахты гипсовые. Это удивительное место: там постоянная температура. Мы там сделали Пещеру Ужасов, не хуже Диснейленда. Туда приезжает масса народа. Везде нужно находить свою изюминку и, конечно, необходимо развивать гостиницы, дороги, производство сувенирной продукции.
То есть основная ставка делается на малое предпринимательство?
Малое предпринимательство у нас - одно из развитых направлений. Около 30% занятого населения работает в сфере малого бизнеса. Мы хотим поднять этот показатель до 50%. Сейчас строятся бизнес-инкубаторы, их уже восемь, а планируется довести их количество до 24. Туда как раз может прийти человек с идеей, молодой, у которого нет еще ни офиса, ни бухгалтерии, ни юристов, и он не может себе их еще позволить, потому что не имеет начального капитала. Он приходит к нам в бизнес-инкубатор, и мы его инкубируем: даем ему это все за скромную плату. Он реализует свой проект, зарабатывает деньги и уже уходит в "большое плаванье". А на его место приходит новый начинающий бизнесмен.
Российские регионы вынуждены конкурировать между собой за инвестиции. Наверное, это правильно, но существует и другая точка зрения: возможно, должна быть общегосударственная стратегия распределения инвестиций по регионам, учитывающая особенности регионов. Должен ли быть какой-то координирующий центр, который все-таки как-то распределяет инвестиции?
Несомненно, должен быть какой-то координирующий центр, который бы занимался вопросами рационального размещения производительных сил на нашей территории. Иногда конкуренция между регионами приводит к совершенно нежелательным явлениям. Например, у нас на консультациях находился концерн Volkswagen. Мы им создали все условия, у них не было ни трудностей, ни вопросов. Потом им кто-то посоветовал идти в Калугу. В итоге на завод, который они там построили, моментально перешла работать половина людей с Липецкого автобусного завода. Там, наверное, уже некому работать, потому что в Калужской области людей, которые могли бы специализироваться в этой сфере, нет, там исторически не было автомобилестроения. Теперь туда вынуждены уже идти инвестиции на инфраструктуру: строительство жилья для приезжающих специалистов, школ, детских садов и т.д. У нас же есть готовые специалисты. Volkswagen построил в Калужской области на 300 с чем-то тысяч мощностей, и сегодня опять пришел к нам и на площадке ГАЗа начинает развивать мощности по производству 325 тыс. автомобилей. То есть они не хотят больше там развиваться, потому что условий нет. В итоге два завода друг другу будут возить комплектацию, дороги, и без того загруженные, будут заполнены коммерческими перевозками, встречными причем - в этом нет никакого смысла. Очень часто инвесторы считают, что они получают выгодные условия, а на поверку ожидаемой выгоды не оказывается, бизнес становится дороже. На территории многих регионов уже исторически сложилась какая-то специализация. Необходимо, чтобы все это учитывалось - наличие производительных сил, трудовых ресурсов, природных ресурсов и т.д. Этой задачей должно, видимо, заниматься Министерство экономического развития.
Написать комментарий