Исландцы уже отказались отвечать за долги банкиров
Нынешние акции под лозунгом «Захвати Уолл-стрит!» не принесли пока сколь-нибудь ощутимых результатов. Между тем, еще в начале 2010 г. события в Исландии показали, что народ вполне может отстоять свое право не платить по чужим долгам. Как такое удалось исландцам? И что теперь будет с самой Исландией?
1. Банки – источник процветания
Крохотная северная Исландия с населением всего в 320 тыс. человек стала одной из первых жертв мирового финансового кризиса. Начиная с 1990-х, практически вся исландская экономика жила за счет валютных спекуляций. Система банков с мощной филиальной сетью за рубежом, которые по размерам были сопоставимы с банками крупнейших европейских государств, привлекала местных и иностранных вкладчиков высокими процентными ставками (в среднем около 6% годовых). Постоянный приток капитала способствовал росту исландской кроны и расцвету исландской экономики. Частные лица и компании просто брали кредиты в долларах, иенах, евро или в швейцарских франках и покупали то, что в противном случае не могли себе позволить – поскольку с легкостью выплачивали 2–3% годовых в иностранных валютах и продолжали накупать в долг "только дорожающие" исландские активы.
Начиная с 1990-х, ВВП страны рос в среднем на 4% в год, ВВП на душу населения к концу 2000-х уступал только Люксембургу, Норвегии и Ирландии (среди европейских стран). Уровень безработицы был одним из самых низких в мире – около 1%. Всемирный экономический форум 2006–2007 гг. поставил Исландию в своем рейтинге конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) на 14-е место среди 125 стран. А по индексу человеческого развития ООН (UN Human Development Index) Исландия обошла Норвегию и вышла в 2007 году на первое место. Впрочем, все эти оценки довольно условны. В силу малочисленности населения и суровости климата страна оставалась все же на периферии европейской цивилизации, а Рейкъявик, в котором живет половина населения Исландии, больше напоминает ухоженную деревню, чем европейскую столицу.
2. Пузырь лопнул
Три крупнейших исландских банка – Glitnir, Kaupthing и Landsbanki – всего за 8 лет (с 2000 по 2008 гг.) ухитрились удесятерить объем своих активов, так что к началу кризиса он составлял 900% ВВП Исландии. Число зарубежных вкладчиков этих банков в разы превышало население Исландии. К 2008 году у Landsbanki только в одной Великобритании скопилось более 300 тыс. клиентов с депозитами объемом в 5 млрд. евро, в Нидерландах Icesave привлек более 125 тыс. вкладчиков с депозитами в 1,7 млрд. евро. Филиал Kaupthing – Kaupthing Edge – также имел десятки тысяч клиентов в Финляндии, Норвегии, Австрии и Германии.
После начала финансового кризиса в США, обвала исландской кроны и местных активов – акций и недвижимости – банки оказались не в состоянии расплатиться со вкладчиками и были национализированы. При этом все исландские активы и пассивы старого Landsbanki были переведены на баланс нового государственного банка Nэi Landsbanki, активы которого в итоге превысили пассивы на 4 млрд. евро. Однако депозиты зарубежного филиала Landsbanki – Icesave остались на балансе старого Landsbanki, обязательства которого (22,2 млрд. евро) превышали активы более чем на 10 млрд. евро. Таким образом, гарантировав все депозиты Kaupthing и Landsbanki на территории Исландии, правительство страны фактически "развело руками" перед иностранными вкладчиками.
3. Противостояние с Европой
Власти Нидерландов и Великобритании выплатили своим гражданам, вложившим средства в Icesave, около 3,8 млрд. евро в качестве компенсации, и потребовали от властей Исландии возместить эту сумму. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун объявил о замораживании активов Landsbanki и центрального банка Исландии на территории Великобритании. Легально обосновать этот беспрецедентный шаг он смог, только сославшись на антитеррористический закон (Anti-terrorism, Crime and Security Act 2001, Part 2), так что пришлось ему объявить исландцев террористами.
Исландцы, разумеется, не хотели отвечать за долги банкиров. В стране не прекращались митинги и беспорядки, правительство вынуждено было уйти в отставку.
После мучительных переговоров, длившихся почти год, новое исландское правительство согласилась на выплату долга в 2016–2024 годах при условии экономического роста и не более 6% ВВП в год, а Великобритания и Нидерланды согласились предоставить Исландии займы для скорейшей выплаты денег своим гражданам-вкладчикам (2,6 и 1,3 млрд. евро соответственно). В канун 2010 г. исландский парламент, альтинг, с перевесом всего в три голоса принял закон о выплатах зарубежным вкладчикам Icesave. Долг в 3,8 млрд. евро (5,7 млрд. долл.; около 40% ВВП Исландии) для такой маленькой страны как Исландия с населением, как уже было сказано, всего в 320 тыс. человек – это очень тяжелое бремя. Принятие закона означало, что каждый гражданин, включая стариков и младенцев, оказывался должен в среднем чуть меньше 12 тыс. евро.
4. Куба? Гаити? Исландия!
Решение о том, что за долги банкиров, ошибки исландских (и британских, и голландских) регуляторов и надзорных органов и за действия банков должны расплачиваться простые граждане, вызвало новую волну протестов. Оппозиция требовала вынести вопрос о выплате долга на референдум, президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон (между прочим, бывший министр финансов) с этим согласился. При этом давление международного сообщества на Исландию постоянно усиливалось. МВФ угрожал лишить страну любой своей помощи, Великобритания грозилась заморозить сбережения и текущие счета исландцев. "Нам говорили, что если мы не примем условия международного сообщества, то станем северной Кубой. Но если бы мы согласились, то стали бы северным Гаити", – вспоминает Гримссон.
По итогам референдума в марте 2010 года 93% населения проголосовало против выплаты долгов. МВФ немедленно заморозил кредитование. Правительство под напором разгневанных граждан возбудило гражданские и уголовные расследования в отношении лиц, ответственных за финансовый кризис. Интерпол выдал международный ордер на арест бывшего президента банка Kaupthing Сигурдура Эйнарссона, а другие банкиры, также причастные к краху, бежали из страны.
Раззадоренные исландцы решили принять новую конституцию, чтобы обезопасить себя в будущем от подобных катаклизмов. Для ее написания выбрали 25 самых достойных граждан из числа 522 взрослых, не принадлежащих ни к какой политической партии, которых рекомендовали как минимум 30 человек. Проект главного документа страны обсуждался в Интернете. Для этого были созданы специальная группа в Facebook, аккаунт в Twitter, а также канал на YouTube и страница на фотохостинге Flickr. Именно на этих социальных площадках, а не на специально запущенном сайте все желающие могли оставлять свои комментарии и пожелания. Однако, хотя все замечания, безусловно, учитывались, это вовсе не означает, что те или иные статьи конституции были написаны полностью под диктовку сетевой общественности страны. Новая конституция будет представлена в парламент на утверждение после следующих выборов.
Примечательно, что несмотря на отказ Исландии от выплаты долга, переговоры о вступлении этой страны в Евросоюз продвигаются довольно успешно, и могут быть завершены уже в 2012 г, хотя голландцы и англичане и пригрозили в свое время блокировать заявку Исландии. Вступление в ЕС и присоединение к еврозоне стало одной из приоритетных целей нового исландского правительства, сформированного в мае 2009 г. Самой сложной проблемой при этом является сохранение квот на рыболовство, основную отрасль экономики страны.
Написать комментарий