Управленческий ресурс нового времени
В сентябре 2011 года на III Международном конгрессе по Эмоциональному интеллекту в Хорватии 400 участников из 17 стран собрались, чтобы вместе с «отцом-основателем» этого направления, профессором Йельского университета Питером Саловеем обсудить, куда и как оно движется. Каковы же тенденции этого движения?
Почти двадцать лет назад впервые появился термин «Эмоциональный интеллект». За это время новая роль эмоций признана в экономике, политике, корпоративных и межличностных коммуникациях. Сама научная концепция, созданная профессором Йельского университета П.Саловеем и профессором Нью-Гемпширского университета Д.Майера, активно развивается и используется на практике во многих странах, в том числе в России. В сентябре на третьем Международном конгрессе по Эмоциональному интеллекту в Хорватии 400 участников из 17 стран собрались, чтобы вместе с «отцом-основателем» Эмоционального интеллекта (ЭИ) – профессором Йельского университета Питером Саловеем обсудить, куда и как развивается это перспективное междисциплинарное направление. Мне довелось возглавить одну из секций – «EQ in Workplace». По моему мнению, развитие ЭИ определяют четыре основные тенденции.
Прежде всего, я бы отметила главную тенденцию: научный интерес к Эмоциональному интеллекту растет, этот новый ресурс изучают специалисты в области экономики и психологии. С докладами на третьем конгрессе, в частности, выступили Фабрицио Герли – доктор наук, профессор факультета бизнеса и экономики Univercita CaFoscari Venezia (Италия); Йохан Менгес – доктор наук, преподаватель курса управления человеческими ресурсами Бизнес-школы University of Cambridge (Англия); Кармен де Мендоза – доктор наук, профессор Universidad Complutensede Madrid (Испания). Наша компания представила на Конгрессе итоги первого в России исследования связи между степенью достижения ключевых показателей эффективности (KPI), включенных в систему сбалансированных показателей организации, согласно модели Д.Нортона и Р.Каплана (R.Kaplan, D.Norton), и уровнем развития Эмоционального интеллекта руководителей.
Автор концепции ЭИ профессор П.Саловей в приветственном выступлении отметил: межпредметные исследования на стыке экономики и психологии становятся трендом третьего тысячелетия. Официальной датой рождения этого глобального научного мейнстрима можно считать 2002 год. Тогда впервые за всю историю Нобелевских премий, самая престижная награда – премия по экономике, была присуждена за исследования в области психологии. Ее лауреатом стал Дэниэл Канеман, который ввел в экономику понятие человеческого фактора и предложил объединить в единую науку психологию и экономику. Впрочем, Шведская королевская академия была далеко не первой в мире авторитетной структурой, которая признала новую роль эмоций в современной экономике. Сам автор концепции Эмоционального интеллекта профессор П.Саловей в содружестве с учеными-экономистами выполнил ряд исследовательских проектов, показавших влияние эмоций на поведение инвесторов.
Тенденция вторая: интерес к ЭИ выходит на новый качественный уровень. Увлеченность упрощенной и далекой от науки конструкции, созданной журналистом Д.Гоулменом, проходит. Что совсем неудивительно. Понимание «что есть что» приходит быстро, а вместе с ним возникает потребность в настоящем. П.Саловей, обращаясь ко всем, кто занимается темой ЭИ, пожелал исследователям делать открытия, собирать факты, но при этом не отходить от оригинальной научной концепции, чтобы время опять не было потрачено впустую.
В научном сообществе за последние годы в понимании и изучении ЭИ сделано немало полезных открытий. Так, Лиза Фельдман из Канады в своем выступлении представила результаты, подтверждающие тот факт, что визуально проявляется только 20% общей эмоциональной активности человека. Мартин Килдоф (Кембриджский университет) исследовал «Темную сторону ЭИ в жизни организации». Понимая «Темную сторону» как использование эмоций в манипулировании в межличностных и межгрупповых коммуникациях, Мартин отметил: имея высокий ЭИ, важно соблюдать экологию человеческих отношений.
Тенденция третья: связь науки с практикой бизнеса. Международный центр «Консалтинг. Тренинг. Коучинг». представил исследование связи эмоционального интеллекта руководителей со степенью достижения заданного уровня ключевых показателей эффективности. Исследование было проведено на базе нескольких предприятий и организаций Москвы и Московской области в прошлом году. В нем приняли участие 166 руководителей организаций в возрасте от 32 до 47 лет. Итог нашего исследования: выявлена существенная зависимость уровня развития ЭИ и достижения KPI. Наш доклад о результатах исследования связи ЭИ и ключевых компетенций российских топ-менеджеров вызвал большой интерес и продолжительную многоязычную дискуссию. В итоге участники секции «EQ in Workplace» предложили провести аналогичные исследования в рамках международного сотрудничества в разных странах.
Тенденция четвертая: ЭИ становится новым ресурсом в бизнесе. Исследования ресурса ЭИ представляют особый интерес для бизнес-практики. В современном мире жесткой конкуренции именно ЭИ может стать одним из основных ресурсов развития компании. В первую очередь это касается тех персон, чьи решения напрямую влияют на экономическую эффективность организации. Участники конгресса приводили много примеров, когда ЭИ реально влияет на различные бизнес-процессы. Так, Рай Девид из Австралии рассказал в своем выступлении о том, как развитие Эмоционального интеллекта помогает в работе Австралийского департамента скорой помощи. Сара Бонессо и Фабрицио Герли (университет Венеции, Италия) рассказали, как ЭИ реально помог в создании инновации на примере итальянского производителя обуви класса люкс.
Швейцарские специалисты представили на конгрессе опыт реализации обучающей программы (PATHS) для детей и родителей, а также преподавателей школ и детских садов. С дошкольного возраста юных швейцарцев учат распознавать и анализировать эмоции – сначала наиболее простые, а затем более сложные. Эта ветвь ЭИ (распознавание и анализ эмоций) в Швейцарии считается базовым навыком успешного социального существования. Любопытно, что именно эта ветвь Эмоционального интеллекта оказалась наименее развитой у российских топ-менеджеров! И это значит, что именно в этом направлении нам предстоит работать.
Переговоры и контакты в рамках конгресса показали возможность создания и развития не только российских, но и международных проектов в сфере ЭИ. Существенно повысить эффективность своей работы можно, превратив эмоции в новый мощный ресурс. И этот ресурс все активнее используется в самых разных странах.
Написать комментарий