Правовое регулирование статуса транснациональных корпораций
Что такое транснациональная корпорация? Чем она отличается от простой компании, ведущей деятельность в нескольких странах? Какой критерий идентификации ТНК существует? И можно ли вообще определить статус ТНК? И как регулировать их деятельность? Какой видится выход из создавшегося положения?
В период глобализации мировой экономики и усиления экономической интеграции между государствами значительно возрастает роль транснациональных корпораций (ТНК) как участников международных экономических отношений. Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства и обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются. ТНК имеют обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимают ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара1. В условиях укрепления международного правопорядка правовой статус транснациональных корпораций должен быть надлежащим образом урегулирован. Однако специфика ТНК такова, что имея отделения на территории многих стран, ТНК в целом не подпадает под юрисдикцию какой-либо отдельной страны и ее деятельность как единого образования не может быть урегулирована национальным правом какого-либо государства. Это возможно лишь в рамках международного права.
Под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) были созданы специальные структуры, деятельность которых концентрировалась на комплексном изучении ТНК: с 1974 г. функционировал Центр ООН по ТНК. Например, в рекомендации Группы экспертов ООН по ТНК в 1974 году была предложена общая норма: как только филиал многонациональной корпорации создается в другой стране, законы страны базирования прекращают свое регулирующее воздействие и применяются законы принимающей страны.
С 1993 г. над проблемой ТНК работает соответствующее подразделение ЮНКТАД. С их деятельностью связано появление ключевых источников информации по ТНК, в том числе ежегодных докладов по мировым инвестициям. В самом начале работы Центра ООН по ТНК основной целью международного сотрудничества в этой сфере было установление контроля за корпорациями. Начиная с 1980-х гг. фокус работы Центра сместился в сторону исследования положительных результатов деятельности ТНК, а также привлечения прямых иностранных инвестиций и максимального извлечения из них выгоды2 .
В 1974 г. по инициативе так называемой "Группы 77" развивающихся стран образована Комиссия ООН по ТНК со своим Секретариатом – Центром по ТНК, которому было поручено, в частности, подготовить проект Кодекса поведения транснациональных корпораций, а также осуществлять изучение политических, экономических и социальных последствий деятельности ТНК, организовать всеобъемлющую систему информации и т.п. Центр (с 1993 г. действующий под эгидой ЮНКТАД) вел большую информационно-аналитическую работу, оцениваемую как полезную в практическом плане: были подготовлены сотни информационных докладов и иных документов по разнообразным аспектам деятельности ТНК. Был разработан и подготовлен проект Кодекса поведения ТНК. Кодекс этот изначально предусматривался не для оформления в конвенционном порядке, но лишь для принятия в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Однако проект так и не был окончательно согласован. В этой связи, естественно, проект Кодекса юридически не обладает какой-либо правовой силой, не имеет он даже и рекомендательного характера, не говоря об императивности3.
В.В.Наталуха считает основной причиной того, что Кодекс поведения ТНК не принят, выступали «расхождения между позициями основных групп участников переговоров по вопросам определения ТНК, соотношения между обязательствами ТНК и государств; возможности предоставления национального режима филиалам иностранных ТНК, применения т.н. обычного международного права в отношении деятельности ТНК, правил национализации имущества ТНК и юрисдикции при урегулировании споров»4.
В исследованиях, проводимых в рамках ООН, используется понятие ТНК, содержащееся в ряде последних ежегодных докладов ЮНКТАД по мировым инвестициям. Для характеристики ТНК в рамках ЮНКТАД применяются определенные экономические показатели. В 1990 г. было введено понятие «индекс транснациональности компании», который определяется как сумма доли зарубежных активов компании, доли зарубежных продаж и занятости работников за рубежом в общем числе занятых5. С 2002 г. ЮНКТАД публикует «индекс распространенности сети», который рассчитывается, исходя из числа стран, в которых компания имеет свои отделения (филиалы). Однако данные показатели не являются определяющими для ТНК признаками, так как не установлены их нижние границы, значения которых позволили бы определить, относится ли группа компаний к ТНК или нет. Таким образом, не были выработаны универсальные общеобязательные критерии для определения ТНК.
С учетом рассмотренных проблем правового регулирования статуса ТНК представляется правильным вывод о перспективности использования международно-правовой унификации норм совместно с нормами национального права, регулирующими создание и деятельность ТНК. Унифицированные нормы постепенно имплементируются в национальные правовые системы. Таким образом, без ломки устоявшихся принципов удается органично подключить к правовому регулированию статуса ТНК как систему международного права, так и национальные правовые системы.
Написать комментарий
Я,Наталуха Валентин Васильевич, написал комментарий на статью, в которой упоминается моя книга, хранящаяся в крупнейших библиотеках мира, включая Ленинку. Не думаю, что это реклама книги-она в этом не нуждается. К сожалению, комментарий не появился, хотя я использовал вполне нормативную в советское и нынешнее время лексику. Интересно, почему молчаниие по очень важному для мира вопросу? В.В.Наталуха
Спасибо,Екатерина, за ссылку на мою работу, которую можно получить в библиотеках Конгресса США, Колумбийского университета (2шт), Ленинки, МГУ, Дипакадемии (я оттуда), Бауманки и всего света. Я ведь писал не только в книге, но и в журналах, включая "Государство и право", Кодекс поведения не может быть принят ..;. и далее Вы цитируете. Хочу добавить, что со времени написания книги она не потеряла значения, диссертации пишутся, но главное упускается. Решения Бильдербергского клуба об установлении Нового Мирового, Международного Порядка, остаются в силе. Его базой являются крупнейшие ТНК, прежде всего США, а там-группы Рокефеллеров и Ротшильдов, оказывающие решающее влияние на всю политику глобального капитализма (читайте Чарлз Хайэм. Торговля с врагом-с Гитлером еще). Комиссия ООН или иное образование бессильно перед напором ТНК, отсюда находят "положительные результаты их деятельности", и призывы извлекать "максимальные выгоды" из их деятельностьи, что равносильно игре в рулетку- невозможно..., как говорит известный россиянам Рыжий. Очевидно, что помимо ООН работа по регулированию деятельности ТНК должна вестись и в таких объединениях как БРИКС, ЕВРАЭС, которые могли бы также поддержать усилия отдельных принимающих государств в их борьбе с засильем ТНК, которые не гнушаются вести постоянные войны во имя сохранения своего господства: в Ливии, Сирии, Ираке, на Украине. Читайте меморондум Госдепа США от 1974 г., подготовленный Нельсоном Рокфеллером в 1973 г. и обнародованный почетными академиком РАН Г.Киссинджером о сокращении населения Земли. Все это в силе. Более того. Шум в связи с попытками тайно протащить TTIP и TPP говорит о том, что в документах этих якобы разных договоров содержится нечто, взрывающее существующий мировой порядок и ведущее к подчинению суверенных государств воле ТНК. Готов продолжить разговор в случае, если Вы сделаете такое открытие. С уважением, В.Наталуха
Глобализация... везде и во всем. Скоро будет мировое правительство и воздух подорожает. Малому бизнесу никакого развития..