Тадж-Махал: «Войди в мой рай»
Побывать в Индии и не увидеть её главного мавзолея – значит, ничего не увидеть. Тадж-Махал содержит в себе не только роскошные архитектурные изыски, но и богатую историю. Более того, история создания великого мавзолея является одной из самых романтичных в мире. Что же больше всего пленяет в этом древнем сооружении? Что западает в душу?
Три моря было у нас на пути. Палатки, гадания по огромным звездам в ночном небе, доселе неизвестные фрукты.
Гекконы (ящерицы) на стенах - неотъемлемая часть любого индийского дома. И уже никакого страха подхватить какую-то заразу - из-за полной антисанитарии. Еда и чай со специями теперь казались вкуснейшими, а жгучий перец придавал пикантность любой еде.
В общем, мы освоились в Индии. Но, как водится, отпуск заканчивался. И мы решили, что последним будет путешествие, затмевающее все. И отправились в Агру, к мавзолею Тадж-Махал - в одно из легендарнейших мест планеты, к символу вечной любви и вечной печали.
На пути к главному чуду
Агру основали в XV в. У нее непростая судьба. Захватнические набеги Бабура в 1526 г., который поставил там первые укрепления. Разрушения, принесенные джатами, персами, афганами во второй половине XVI в. Частая смена правителей, захват англичанами в 1803 г. Потом город стал важным торговым центром, соединился железными дорогами с Калькуттой, Дели и Бенаресом. А сегодня это крупный транспортный узел, центр легкой и пищевой промышленности, металлообработки, кустарных промыслов. Там даже есть университет.
Мы прибыли из Дели на поезде, каким нас было уже не удивить. Мы ехали в тамбуре, заваленном банановой кожурой, обрывками газет, шелухой от семечек, грязным рисом. Еще там мирно спала женщина в сари в обнимку с тюками и детьми. Израильтяне, вошедшие на одной из остановок, пристегнули свои рюкзаки на цепочку и закрыли их ключом. «Здесь очень воруют», - объяснили они. Эти туристы уже полгода кочевали по стране. У нас, впрочем, ничего не украли.
Мы уже исколесили страну в поездах разного класса. И как «белые люди» - на полках с бельем и кондиционером в вагоне; и сидя вместе на одном сиденье; и в тамбуре, радуясь, что вообще едем в ту Индию, где туристов не бывает.
На такси приехали из Агры в Тадж-Махал. Увидели длиннющую очередь - толпы людей все шли и шли к красным воротам. Ворот трое: Восточные, Южные и Западные. Для индусов Тадж-Махал - святыня, прикосновение к красоте, своеобразное причастие. И ничего, что огромные двери, символизирующие вход в рай, когда-то были целиком из серебра, и на них тысячами серебряных гвоздиков был выложен тонкий рисунок. Эти двери украдены, и сегодня мы войдем через медные. Меньше, чем прежде, драгоценных камней на фасаде и внутри, нет золотого парапета, жемчужного покрывала...
Но все это не мешает мавзолею оставаться по-прежнему одним из самых посещаемых в мире.
Все кажется невесомым
В стенах Тадж-Махала появились трещины. Как считают ученые, из-за обмеления реки Ямуны. Так что мавзолей в скором времени может начать оседать и разрушаться. Также он стал терять свою первозданную белизну из-за грязного воздуха - в Агре вовсю дымят трубы.
За Тадж-Махал борется местная исламская община, пытаясь его присвоить. Индуисты отвечают, что это место - древнейшая святыня, и тоже претендуют на него. Постоянно отыскиваются потомки Великих Моголов. А власти Индии слушают, но вежливо отклоняют претензии. И вот мы имеем доступ к чуду света.
Мы ступаем босыми пятками по горячему мрамору - к сердцу мавзолея ведет лестница. Доступ к минаретам закрыт - несчастные влюбленные бросались с них вниз.
Беломраморные стены, искуснейшие мозаики, орнаменты из растений и суры из Корана. Изящная резьба, ажурные решетки, драгоценные цветные камешки, арабская вязь... В центре - резная мраморная ширма, за которой две ложные гробницы (кенотафы). Сами склепы под полом.
Вокруг тихо-тихо. Все кажется невесомым. Может быть, эта воздушность достигается непривычными пропорциями, когда высота и ширина фасада равны, и он прорезан огромными полукруглыми нишами, а главный купол уносит ввысь 4 минарета и купола. Архитектура Тадж-Махала основана на арабской концепции абсолютной симметрии, и каждый элемент стоит на своем месте, совершенно вписываясь в главную структуру. Все кратно четырем.
Тадж-Махал располагается в конце сада, являясь его венцом. Озера, прекрасные фонтаны, искусственные каналы, вдоль которых посажены кипарисы. И, как зачарованные, мы останавливаемся в разных местах парка и пытаемся представить воочию легенду, во имя которой был сотворен этот шедевр.
Памятник любви
Моголы правили Индией уже более двух веков. Страна находилась на пике своего могущества. Принц Кхурам знал свою будущую жену с детства - Арджуманд Бано Бегум была его двоюродной сестрой. Дети рано полюбили друг друга: девочке было 14, а мальчику 15 лет, но путь соединения их тел и сердец был долгим. По преданию, принц, уже будучи женатым, снова встретил свою сестру - уже невероятно красивую девушку - на базаре и с тех пор не замечал ничего вокруг. Он твердо решил не разлучаться больше со своей избранницей.
В 1612 г. девушке исполнилось 19 лет, что считалось по индийским меркам уже серьезным возрастом. Но астрологи разрешили сыграть свадьбу только через год - чтобы дождаться благословения небес. Принц стал императором - теперь его называли Шах-Джахан - и наконец взял девушку в жены. При коронации невеста получила имя Мумтаз Махал - «избранница двора».
Супруги нежно любили друг друга. Мумтаз Махал сопровождала императора в военных походах - ей единственной он доверял. За 17 лет супружества у них родились 13 детей. Тяжелых родов 14-го ребенка Мумтаз Махал не пережила. Ей было уже 36 лет...
В лагере, разбитом под Бурханпуром, умирающая Мумтаз обратилась к мужу и попросила построить для нее красивый мавзолей.
Шах-Джахан - «повелитель мира», покровитель искусств, подаривший стране за время своего правления политический и культурный расцвет - был сражен судьбой любимой жены наповал. Несколько месяцев безутешный император просидел в походной палатке над ее забальзамированным телом. Затем объявил о двухлетнем трауре в стране: запрещались музыка, яркая одежда, украшения, благовония.
И вскоре началось более чем 20-летнее строительство мраморного памятника любви, символизирующего сказочную красоту избранницы императора.
Судьба императора
На строительство мавзолея были приглашены более 20 тыс. мастеров и подмастерьев со всех концов Индии, Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. Главный архитектор, ширазский мастер Иса Кхан, получил неограниченные полномочия. Правитель денег не жалел. Белый джодхпурский мрамор везли за 30 км из уникальной каменоломни, малахит - из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Китая, рубины и сапфиры - из Сиама.
Финансовые расходы - 32 млн рупий - были непосильны для страны, разоренной многочисленными войнами. Но император отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого - копии первого, только из черного мрамора.
Короля Моголов сверг его же сын. Заточил в башне Красного форта в Агре, и целых 9 лет, до самой своей смерти, потерявший власть и свободу император смотрел в маленькое окно на Тадж-Махал - сияющий образец совершенной гармонии. А потом его похоронили в одном склепе с женой.
Мы долго не могли выйти из мавзолея - сказочное пространство не отпускало. Потом мы сидели на берегу и вбирали его красоту глазами.
Остались на ночь - чтобы увидеть его серебристым волшебным замком в свете луны. А на заре Тадж-Махал вдруг стал розовым. Он как будто парил в предрассветном тумане...
Цитата из Корана на воротах в парковый комплекс заканчивается словами: «Войди в мой рай». Теперь я там побывала.
Справка «ВМ»
Тадж-Махал находится в Агре, древней столице империи Великих Моголов (Центральная Индия). Это мавзолей Мумтаз, супруги императора Шах-Джахана.
Название Тадж-Махал - вариант имени Мумтаз Махал, что означает «избранница двора». Время строительства - 1630-1652 гг.
Высота сооружения - 74 м.
Оно включает в себя две мечети, 4 минарета, парк в 18 га - с фонтанами, озерами, каналами, садом и бассейном.
Занесено ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества.
Кстати
Регулярно Тадж-Махал чистят при помощи компрессов из белой глины, закрывая его на время от посетителей. Покрытые резьбой мраморные арки мавзолея обмазывают добываемой в Северной Индии грязью («мултани митти») с высоким содержанием извести.
Эту «маску» из глины, крупы, земли и молока оставляют на ночь, а когда она начинает подсыхать, удаляют.
Операция предназначена для сохранения белизны мрамора, который желтеет в тех местах, куда не попадает дождевая вода. Работы эти стоят $115 тыс.
Ныне итальянские специалисты переняли этот рецепт для очищения архитектурных памятников Рима и Флореции.
Гекконы (ящерицы) на стенах - неотъемлемая часть любого индийского дома. И уже никакого страха подхватить какую-то заразу - из-за полной антисанитарии. Еда и чай со специями теперь казались вкуснейшими, а жгучий перец придавал пикантность любой еде.
В общем, мы освоились в Индии. Но, как водится, отпуск заканчивался. И мы решили, что последним будет путешествие, затмевающее все. И отправились в Агру, к мавзолею Тадж-Махал - в одно из легендарнейших мест планеты, к символу вечной любви и вечной печали.
На пути к главному чуду
Агру основали в XV в. У нее непростая судьба. Захватнические набеги Бабура в 1526 г., который поставил там первые укрепления. Разрушения, принесенные джатами, персами, афганами во второй половине XVI в. Частая смена правителей, захват англичанами в 1803 г. Потом город стал важным торговым центром, соединился железными дорогами с Калькуттой, Дели и Бенаресом. А сегодня это крупный транспортный узел, центр легкой и пищевой промышленности, металлообработки, кустарных промыслов. Там даже есть университет.
Мы прибыли из Дели на поезде, каким нас было уже не удивить. Мы ехали в тамбуре, заваленном банановой кожурой, обрывками газет, шелухой от семечек, грязным рисом. Еще там мирно спала женщина в сари в обнимку с тюками и детьми. Израильтяне, вошедшие на одной из остановок, пристегнули свои рюкзаки на цепочку и закрыли их ключом. «Здесь очень воруют», - объяснили они. Эти туристы уже полгода кочевали по стране. У нас, впрочем, ничего не украли.
Мы уже исколесили страну в поездах разного класса. И как «белые люди» - на полках с бельем и кондиционером в вагоне; и сидя вместе на одном сиденье; и в тамбуре, радуясь, что вообще едем в ту Индию, где туристов не бывает.
На такси приехали из Агры в Тадж-Махал. Увидели длиннющую очередь - толпы людей все шли и шли к красным воротам. Ворот трое: Восточные, Южные и Западные. Для индусов Тадж-Махал - святыня, прикосновение к красоте, своеобразное причастие. И ничего, что огромные двери, символизирующие вход в рай, когда-то были целиком из серебра, и на них тысячами серебряных гвоздиков был выложен тонкий рисунок. Эти двери украдены, и сегодня мы войдем через медные. Меньше, чем прежде, драгоценных камней на фасаде и внутри, нет золотого парапета, жемчужного покрывала...
Но все это не мешает мавзолею оставаться по-прежнему одним из самых посещаемых в мире.
Все кажется невесомым
В стенах Тадж-Махала появились трещины. Как считают ученые, из-за обмеления реки Ямуны. Так что мавзолей в скором времени может начать оседать и разрушаться. Также он стал терять свою первозданную белизну из-за грязного воздуха - в Агре вовсю дымят трубы.
За Тадж-Махал борется местная исламская община, пытаясь его присвоить. Индуисты отвечают, что это место - древнейшая святыня, и тоже претендуют на него. Постоянно отыскиваются потомки Великих Моголов. А власти Индии слушают, но вежливо отклоняют претензии. И вот мы имеем доступ к чуду света.
Мы ступаем босыми пятками по горячему мрамору - к сердцу мавзолея ведет лестница. Доступ к минаретам закрыт - несчастные влюбленные бросались с них вниз.
Беломраморные стены, искуснейшие мозаики, орнаменты из растений и суры из Корана. Изящная резьба, ажурные решетки, драгоценные цветные камешки, арабская вязь... В центре - резная мраморная ширма, за которой две ложные гробницы (кенотафы). Сами склепы под полом.
Вокруг тихо-тихо. Все кажется невесомым. Может быть, эта воздушность достигается непривычными пропорциями, когда высота и ширина фасада равны, и он прорезан огромными полукруглыми нишами, а главный купол уносит ввысь 4 минарета и купола. Архитектура Тадж-Махала основана на арабской концепции абсолютной симметрии, и каждый элемент стоит на своем месте, совершенно вписываясь в главную структуру. Все кратно четырем.
Тадж-Махал располагается в конце сада, являясь его венцом. Озера, прекрасные фонтаны, искусственные каналы, вдоль которых посажены кипарисы. И, как зачарованные, мы останавливаемся в разных местах парка и пытаемся представить воочию легенду, во имя которой был сотворен этот шедевр.
Памятник любви
Моголы правили Индией уже более двух веков. Страна находилась на пике своего могущества. Принц Кхурам знал свою будущую жену с детства - Арджуманд Бано Бегум была его двоюродной сестрой. Дети рано полюбили друг друга: девочке было 14, а мальчику 15 лет, но путь соединения их тел и сердец был долгим. По преданию, принц, уже будучи женатым, снова встретил свою сестру - уже невероятно красивую девушку - на базаре и с тех пор не замечал ничего вокруг. Он твердо решил не разлучаться больше со своей избранницей.
В 1612 г. девушке исполнилось 19 лет, что считалось по индийским меркам уже серьезным возрастом. Но астрологи разрешили сыграть свадьбу только через год - чтобы дождаться благословения небес. Принц стал императором - теперь его называли Шах-Джахан - и наконец взял девушку в жены. При коронации невеста получила имя Мумтаз Махал - «избранница двора».
Супруги нежно любили друг друга. Мумтаз Махал сопровождала императора в военных походах - ей единственной он доверял. За 17 лет супружества у них родились 13 детей. Тяжелых родов 14-го ребенка Мумтаз Махал не пережила. Ей было уже 36 лет...
В лагере, разбитом под Бурханпуром, умирающая Мумтаз обратилась к мужу и попросила построить для нее красивый мавзолей.
Шах-Джахан - «повелитель мира», покровитель искусств, подаривший стране за время своего правления политический и культурный расцвет - был сражен судьбой любимой жены наповал. Несколько месяцев безутешный император просидел в походной палатке над ее забальзамированным телом. Затем объявил о двухлетнем трауре в стране: запрещались музыка, яркая одежда, украшения, благовония.
И вскоре началось более чем 20-летнее строительство мраморного памятника любви, символизирующего сказочную красоту избранницы императора.
Судьба императора
На строительство мавзолея были приглашены более 20 тыс. мастеров и подмастерьев со всех концов Индии, Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. Главный архитектор, ширазский мастер Иса Кхан, получил неограниченные полномочия. Правитель денег не жалел. Белый джодхпурский мрамор везли за 30 км из уникальной каменоломни, малахит - из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Китая, рубины и сапфиры - из Сиама.
Финансовые расходы - 32 млн рупий - были непосильны для страны, разоренной многочисленными войнами. Но император отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого - копии первого, только из черного мрамора.
Короля Моголов сверг его же сын. Заточил в башне Красного форта в Агре, и целых 9 лет, до самой своей смерти, потерявший власть и свободу император смотрел в маленькое окно на Тадж-Махал - сияющий образец совершенной гармонии. А потом его похоронили в одном склепе с женой.
Мы долго не могли выйти из мавзолея - сказочное пространство не отпускало. Потом мы сидели на берегу и вбирали его красоту глазами.
Остались на ночь - чтобы увидеть его серебристым волшебным замком в свете луны. А на заре Тадж-Махал вдруг стал розовым. Он как будто парил в предрассветном тумане...
Цитата из Корана на воротах в парковый комплекс заканчивается словами: «Войди в мой рай». Теперь я там побывала.
Справка «ВМ»
Тадж-Махал находится в Агре, древней столице империи Великих Моголов (Центральная Индия). Это мавзолей Мумтаз, супруги императора Шах-Джахана.
Название Тадж-Махал - вариант имени Мумтаз Махал, что означает «избранница двора». Время строительства - 1630-1652 гг.
Высота сооружения - 74 м.
Оно включает в себя две мечети, 4 минарета, парк в 18 га - с фонтанами, озерами, каналами, садом и бассейном.
Занесено ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества.
Кстати
Регулярно Тадж-Махал чистят при помощи компрессов из белой глины, закрывая его на время от посетителей. Покрытые резьбой мраморные арки мавзолея обмазывают добываемой в Северной Индии грязью («мултани митти») с высоким содержанием извести.
Эту «маску» из глины, крупы, земли и молока оставляют на ночь, а когда она начинает подсыхать, удаляют.
Операция предназначена для сохранения белизны мрамора, который желтеет в тех местах, куда не попадает дождевая вода. Работы эти стоят $115 тыс.
Ныне итальянские специалисты переняли этот рецепт для очищения архитектурных памятников Рима и Флореции.
Написать комментарий