Соционика: на уровне науки и производства
Повысить производительность труда помогают не только новые технологии, но и грамотная расстановка сил. Кто из сотрудников лучше справится с той или иной задачей? Как подобрать команду для "мозгового штурма"? Как заинтересовать и мотивировать работников? На эти и многие другие вопросы обещает дать ответ модная в последние годы наука соционика. Насколько достоверны ее рекомендации? Можно ли считать соционику наукой?
Что изучает соционика?
Соционика появилась на стыке психологии и социологии. В ее основе лежит теория о том, что разные психологические типы людей и особенности взаимоотношений между ними во многом определяются разницей в способах восприятия, обработки и выдачи информации, которые присущи этим людям. Очень упрощенно - кто-то подсознательно пропускает все многообразие внешнего мира сквозь призму неких этических представлений, кто-то так же подсознательно выстраивает логические схемы, кто-то представляет картину мира, скорее, интуитивно, а для кого-то важнее всего сенсорные ощущения - вкус, осязание и т.д.
Основательница соционики литовский социолог Аушра Аугустинавичюте в конце 70-х годов XX века остроумно назвала разницу в способах восприятия и обработки информации типом информационного метаболизма - по аналогии с биохимическим метаболизмом, т.е. обменом веществ в организме. Опираясь на классификацию психологических типов, разработанную в начале XX в. Карлом Густавом Юнгом, она предложила 8 разных дихотомических признаков, с помощью которых выделила 16 типов информационного метаболизма (в соционике их называют ТИМ или социотип).
Для того чтобы определить, какой тип обработки информации характерен для данного человека, аспекты используемой им информации классифицируют по признаку: "рациональные - иррациональные". Далее "рациональные" аспекты делятся на "логические - этические", а "иррациональные" - на "сенсорные - интуитивные". Кроме того, используется также дополнительный признак "экстраверсия - интраверсия". Для экстравертов при построении картины мира важнее объективные факторы, а для интравертов - субъективные.
Каждому из 16 основных ТИМов присущи характерные именно для него склонности и особенности поведения. Это отражается и в названиях этих ТИМов. Аушра Аугустинавичюте нарекла их именами выдающихся исторических персонажей (причем не только реальных, но и вымышленных), которые являются наиболее типичными их представителями (Штирлиц, Жуков, Достоевский, Дон Кихот и т.д.). Многие соционики возражают против таких названий, но достаточно удачной альтернативы им пока не создано. В американской типологии большее внимание уделяется профессиональной направленности социотипов - что отражено и в их названиях (менеджер, журналист, политик и т.д.).
Взаимоотношения между различными социотипами также подчиняются определенной закономерности. Таким образом, соционика утверждает, что взаимоотношения между людьми зависят не только от их стремлений и желаний, но и от их социотипов, т.е., способов восприятия и обработки информации. [1] Поскольку ТИМов существует 16, то и возможных вариантов отношений между ними столько же. [2]
Конечно, возникает некоторое сомнение, что все многообразие уникальных личностей и отношений можно свести к ограниченному набору типов. На это соционики приводят два основных возражения. Во-первых, внутри каждого из основных 16 социотипов можно выделить еще несколько подтипов, так что классификация становится более детальной.
Во-вторых, соционика вовсе не утверждает, что люди с одинаковыми ТИМами в схожих ситуациях ведут себя непременно одинаково. Это весьма упрощенное представление бытует лишь среди социоников-любителей. Добросовестные же профессионалы, избегающие профанации и шарлатанства, подчеркивают, что, определяя социотип конкретного человека, соционика говорит вовсе не о том, что этот человек в таких-то ситуациях будет непременно поступать таким-то образом. В реальности на одинаковый способ обращения с информацией накладываются индивидуальные особенности психики и, кроме того, нередко реальные условия заставляют человека вести себя совершенно не так, как свойственно его социотипу. Поэтому принадлежность к тому или иному социотипу указывает лишь на "особенности имеющейся у данного человека системы обработки информации, на которую он привычно опирается в своей деятельности в соответствии с внутренним "устройством" этой системы обработки". [2]
Чем Штирлицы отличаются от Габенов?
В качестве примера сравним два разных ТИМа: логико-сенсорных экстравертов (ЛСЭ), которых соционики называют Штирлицами, и сенсорно-логических интравертов (СЛИ) - Габенов. [2]
У первых самой главной и наиболее развитой психологической функцией является экстравертная логика, в соционике ее называют деловой логикой. Поэтому Штирлицы способны легче других проанализировать факты с точки зрения их полезности или целесообразности, разобраться в методиках, технологиях, экономических факторах, деловых качествах окружающих их людей. Именно деловая логика определяет основные цели Штирлицев. Основным же инструментом при воплощении этих целей для ЛСЭ служит интровертная сенсорика, или "сенсорика ощущений". Поэтому Штирлицы обладают талантом в обустройстве всяческих форм уюта и комфорта (а при необходимости - и дискомфорта) для себя и окружающих. Но обустраивать этот комфорт они будут лишь постольку, поскольку сочтут это практически необходимым.
У Габенов все наоборот. Цели у них определяются сенсорикой ощущений, поэтому такие люди настроены на комфорт (как телесный, так и душевный), гармонию (в первую очередь собственную - поскольку они интраверты), удобство, уют. Они легче других замечают любые изменения в самочувствии (как своем, так и окружающих), нюансы цвета, вкуса, запаха. Им, например, легко оценить качество того или иного материала с точки зрения удобства и комфорта при сенсорном контакте. Воплощать же это стремление к комфорту (в самом широком смысле) им помогает деловая логика.
Отношения между двумя этими ТИМами называются зеркальными. Если их интересы близки, то сотрудничество может быть весьма плодотворным, прежде всего, в профессиональной области. Однако в остальных сферах отношения между этими ТИМами уже не столь благоприятны. Так, в непривычной ситуации (например, при знакомстве с новыми людьми) Штирлицы обычно стремятся воздействовать на эмоциональное состояние окружающих - пошутить, рассказать смешную или, наоборот, грустную историю и т.д. Габенов же излишняя эмоциональность очень напрягает. При этом они в непривычных ситуациях слишком большое внимание уделяют пунктуальности - что, в свою очередь, весьма нервирует Штирлицев. У ЛСЭ довольно натянутые отношения со временем: они не переносят срыва намеченных планов, опозданий и вообще всяческой непунктуальности, переноса сроков, суеты. Если срыв сроков или опоздание происходит по их вине, они обычно сильно переживают, хотя и вряд ли покажут свои переживания окружающим. Поэтому любой упрек за опоздание воспринимается ЛСЭ весьма болезненно.
Не приводя здесь более подробного анализа, можно сделать вывод, что в зеркальных отношениях возможно плодотворное сотрудничество по двум самым сильным психологическим функциям (которые отвечают за выбор цели и их достижение), но практически отсутствует поддержка по слабым. Это способно вызвать разочарование в партнере в тех сферах человеческих взаимоотношений, в которых есть ожидание такой поддержки - прежде всего это относится к брачным и детско-родительским отношениям. [2]
Где пригодится соционика?
Ценность соционики, прежде всего, в том, что она довольно убедительно объясняет, что все люди разные. Поведение наших родственников, друзей, сослуживцев, начальников или подчиненных нередко вызывает у нас раздражение - и все потому, что мы мерим их своими мерками. Между тем, несуразные, с нашей точки зрения, поступки для них могут быть вполне естественными. Соционика описывает сильные и слабые стороны каждого социотипа, помогая принять и оценить их по достоинству. Таким образом, она позволяет уладить или даже избежать конфликтов как в семье, так и на производстве. [3]
Особенности социотипа полезно учитывать при выборе профессии. В идеале, и обучение в школе или вузе тоже должно строиться с учетом социотипа учащихся - тогда нагрузка на психику будет меньше, а материал будет усваиваться лучше.
Соционические технологии позволяют оптимальным образом распределять задачи между сотрудниками компании и формировать группы, между членами которых возникает своего рода резонанс, так что сложные задачи удается решать в разы быстрее.
Знание соционики поможет лучше оценить деловых партнеров, спрогнозировать их поведение и выбрать верную стратегию ведения деловых переговоров.
Наконец, соционика может пригодиться при разработке политтехнологий, проведении всевозможных реформ и создании брендов. В этом случае учитывается соционический тип отдельных групп людей или целых этносов. Например, в статье директора Международного института соционики (основан в 1991 г. в Киеве) А.В. Букалова приводятся социотипические характеристики российского, украинского и американского этносов. По его мнению, "соционика может дать прямые рекомендации по взаимодействию с конкретным государством и его лидерами, прогноз их действий... Соционика также позволяет описать психоинформационную структуру корпораций и международных организаций, таких как Международный Валютный Фонд (МВФ). Это позволяет сразу оценить приемлемость рекомендаций подобных организаций для той или иной страны: ведь не секрет, что большинство проектов МВФ в развивающихся странах были неудачными из-за игнорирования особенностей национальной ментальности и культуры". [4]
Можно ли считать соционику наукой?
Однако все эти перспективы остаются до некоторой степени прожектерскими. Соционика еще не стала самостоятельной наукой. Разные соционические школы еще не пришли к полному согласию и не выработали единого языка.
Не существует еще четкой методики, позволяющей определять социотип со 100%-ной точностью. Чаще всего для диагностики используются тесты. Однако сами по себе они довольно поверхностны, необходимо грамотно их составить, грамотно интерпретировать, но даже тогда они могут служить лишь дополнительным подспорьем при диагностике, а никак не основным инструментом. Еще менее надежные результаты дает диагностика лишь по характерным особенностям внешности - чертам лица, строению тела, особенностям мимики, характеру движений и т.д. Этот метод также может служить лишь вспомогательным, но никак не основным инструментом.
Наиболее надежные результаты дает системный подход, когда в ходе беседы с человеком учитывается и смысл его реплик, и интонация, и жесты, и мимика, и внешние данные. [2] Но даже тогда совпадение результатов типирования одного и того же человека у независимых исследователей зачастую не превышает 20%. Эксперимент с типированием Владимира Путина, проведенный "Соционической газетой" в 2003 году, сделал тогдашнего президента России счастливым обладателем сразу 9 соционических типов. [5]
Для надежного типирования необходимы четкие и объективные критерии, хорошая психологическая база и большой опыт. Если последние два компонента пусть не у всех адептов соционики, но все же встречаются, то об объективных критериях выделения социотипов говорить пока не приходится - тут все зависит от опыта и мастерства исследователя. [6]
Поэтому безоговорочно доверяться рекомендациям социоников - дело рискованное, ведь цена ошибки там, где речь идет о выборе профессии, сохранении или расторжения брака, взаимоотношениях с детьми, может быть довольно высока. [2]
Чтобы стать наукой, соционике еще предстоит накопить и обработать обширную статистическую базу. Надежные результаты и адекватные описания разных социотипов могут быть получены лишь в результате многолетнего и кропотливого труда. Тем не менее, уже сегодня советы социоников в сфере улаживания конфликтов и расстановки сил на производстве приносят неплохие результаты. А перспектива ее использования в самых разных сферах, несомненно, поддержит творческий энтузиазм исследователей.
Литература
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Соционика
2. Кривошеев Е.М. Соционика глазами психолога. М.: Доброе слово, 2005
3. Прокофьева Т.Н. "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений" // http://socionics.org/theory/Default.aspx?load=../test/algebra.html
4. Букалов А.В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI века // http://socionics.ibc.com.ua/t/2000.html
5. http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2003-13/index.html
6. Чекалова Т. А. HR-соционика (Соционика человеческих ресурсов) // http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2003-13/index.html
Соционика появилась на стыке психологии и социологии. В ее основе лежит теория о том, что разные психологические типы людей и особенности взаимоотношений между ними во многом определяются разницей в способах восприятия, обработки и выдачи информации, которые присущи этим людям. Очень упрощенно - кто-то подсознательно пропускает все многообразие внешнего мира сквозь призму неких этических представлений, кто-то так же подсознательно выстраивает логические схемы, кто-то представляет картину мира, скорее, интуитивно, а для кого-то важнее всего сенсорные ощущения - вкус, осязание и т.д.
Основательница соционики литовский социолог Аушра Аугустинавичюте в конце 70-х годов XX века остроумно назвала разницу в способах восприятия и обработки информации типом информационного метаболизма - по аналогии с биохимическим метаболизмом, т.е. обменом веществ в организме. Опираясь на классификацию психологических типов, разработанную в начале XX в. Карлом Густавом Юнгом, она предложила 8 разных дихотомических признаков, с помощью которых выделила 16 типов информационного метаболизма (в соционике их называют ТИМ или социотип).
Для того чтобы определить, какой тип обработки информации характерен для данного человека, аспекты используемой им информации классифицируют по признаку: "рациональные - иррациональные". Далее "рациональные" аспекты делятся на "логические - этические", а "иррациональные" - на "сенсорные - интуитивные". Кроме того, используется также дополнительный признак "экстраверсия - интраверсия". Для экстравертов при построении картины мира важнее объективные факторы, а для интравертов - субъективные.
Каждому из 16 основных ТИМов присущи характерные именно для него склонности и особенности поведения. Это отражается и в названиях этих ТИМов. Аушра Аугустинавичюте нарекла их именами выдающихся исторических персонажей (причем не только реальных, но и вымышленных), которые являются наиболее типичными их представителями (Штирлиц, Жуков, Достоевский, Дон Кихот и т.д.). Многие соционики возражают против таких названий, но достаточно удачной альтернативы им пока не создано. В американской типологии большее внимание уделяется профессиональной направленности социотипов - что отражено и в их названиях (менеджер, журналист, политик и т.д.).
Взаимоотношения между различными социотипами также подчиняются определенной закономерности. Таким образом, соционика утверждает, что взаимоотношения между людьми зависят не только от их стремлений и желаний, но и от их социотипов, т.е., способов восприятия и обработки информации. [1] Поскольку ТИМов существует 16, то и возможных вариантов отношений между ними столько же. [2]
Конечно, возникает некоторое сомнение, что все многообразие уникальных личностей и отношений можно свести к ограниченному набору типов. На это соционики приводят два основных возражения. Во-первых, внутри каждого из основных 16 социотипов можно выделить еще несколько подтипов, так что классификация становится более детальной.
Во-вторых, соционика вовсе не утверждает, что люди с одинаковыми ТИМами в схожих ситуациях ведут себя непременно одинаково. Это весьма упрощенное представление бытует лишь среди социоников-любителей. Добросовестные же профессионалы, избегающие профанации и шарлатанства, подчеркивают, что, определяя социотип конкретного человека, соционика говорит вовсе не о том, что этот человек в таких-то ситуациях будет непременно поступать таким-то образом. В реальности на одинаковый способ обращения с информацией накладываются индивидуальные особенности психики и, кроме того, нередко реальные условия заставляют человека вести себя совершенно не так, как свойственно его социотипу. Поэтому принадлежность к тому или иному социотипу указывает лишь на "особенности имеющейся у данного человека системы обработки информации, на которую он привычно опирается в своей деятельности в соответствии с внутренним "устройством" этой системы обработки". [2]
Чем Штирлицы отличаются от Габенов?
В качестве примера сравним два разных ТИМа: логико-сенсорных экстравертов (ЛСЭ), которых соционики называют Штирлицами, и сенсорно-логических интравертов (СЛИ) - Габенов. [2]
У первых самой главной и наиболее развитой психологической функцией является экстравертная логика, в соционике ее называют деловой логикой. Поэтому Штирлицы способны легче других проанализировать факты с точки зрения их полезности или целесообразности, разобраться в методиках, технологиях, экономических факторах, деловых качествах окружающих их людей. Именно деловая логика определяет основные цели Штирлицев. Основным же инструментом при воплощении этих целей для ЛСЭ служит интровертная сенсорика, или "сенсорика ощущений". Поэтому Штирлицы обладают талантом в обустройстве всяческих форм уюта и комфорта (а при необходимости - и дискомфорта) для себя и окружающих. Но обустраивать этот комфорт они будут лишь постольку, поскольку сочтут это практически необходимым.
У Габенов все наоборот. Цели у них определяются сенсорикой ощущений, поэтому такие люди настроены на комфорт (как телесный, так и душевный), гармонию (в первую очередь собственную - поскольку они интраверты), удобство, уют. Они легче других замечают любые изменения в самочувствии (как своем, так и окружающих), нюансы цвета, вкуса, запаха. Им, например, легко оценить качество того или иного материала с точки зрения удобства и комфорта при сенсорном контакте. Воплощать же это стремление к комфорту (в самом широком смысле) им помогает деловая логика.
Отношения между двумя этими ТИМами называются зеркальными. Если их интересы близки, то сотрудничество может быть весьма плодотворным, прежде всего, в профессиональной области. Однако в остальных сферах отношения между этими ТИМами уже не столь благоприятны. Так, в непривычной ситуации (например, при знакомстве с новыми людьми) Штирлицы обычно стремятся воздействовать на эмоциональное состояние окружающих - пошутить, рассказать смешную или, наоборот, грустную историю и т.д. Габенов же излишняя эмоциональность очень напрягает. При этом они в непривычных ситуациях слишком большое внимание уделяют пунктуальности - что, в свою очередь, весьма нервирует Штирлицев. У ЛСЭ довольно натянутые отношения со временем: они не переносят срыва намеченных планов, опозданий и вообще всяческой непунктуальности, переноса сроков, суеты. Если срыв сроков или опоздание происходит по их вине, они обычно сильно переживают, хотя и вряд ли покажут свои переживания окружающим. Поэтому любой упрек за опоздание воспринимается ЛСЭ весьма болезненно.
Не приводя здесь более подробного анализа, можно сделать вывод, что в зеркальных отношениях возможно плодотворное сотрудничество по двум самым сильным психологическим функциям (которые отвечают за выбор цели и их достижение), но практически отсутствует поддержка по слабым. Это способно вызвать разочарование в партнере в тех сферах человеческих взаимоотношений, в которых есть ожидание такой поддержки - прежде всего это относится к брачным и детско-родительским отношениям. [2]
Где пригодится соционика?
Ценность соционики, прежде всего, в том, что она довольно убедительно объясняет, что все люди разные. Поведение наших родственников, друзей, сослуживцев, начальников или подчиненных нередко вызывает у нас раздражение - и все потому, что мы мерим их своими мерками. Между тем, несуразные, с нашей точки зрения, поступки для них могут быть вполне естественными. Соционика описывает сильные и слабые стороны каждого социотипа, помогая принять и оценить их по достоинству. Таким образом, она позволяет уладить или даже избежать конфликтов как в семье, так и на производстве. [3]
Особенности социотипа полезно учитывать при выборе профессии. В идеале, и обучение в школе или вузе тоже должно строиться с учетом социотипа учащихся - тогда нагрузка на психику будет меньше, а материал будет усваиваться лучше.
Соционические технологии позволяют оптимальным образом распределять задачи между сотрудниками компании и формировать группы, между членами которых возникает своего рода резонанс, так что сложные задачи удается решать в разы быстрее.
Знание соционики поможет лучше оценить деловых партнеров, спрогнозировать их поведение и выбрать верную стратегию ведения деловых переговоров.
Наконец, соционика может пригодиться при разработке политтехнологий, проведении всевозможных реформ и создании брендов. В этом случае учитывается соционический тип отдельных групп людей или целых этносов. Например, в статье директора Международного института соционики (основан в 1991 г. в Киеве) А.В. Букалова приводятся социотипические характеристики российского, украинского и американского этносов. По его мнению, "соционика может дать прямые рекомендации по взаимодействию с конкретным государством и его лидерами, прогноз их действий... Соционика также позволяет описать психоинформационную структуру корпораций и международных организаций, таких как Международный Валютный Фонд (МВФ). Это позволяет сразу оценить приемлемость рекомендаций подобных организаций для той или иной страны: ведь не секрет, что большинство проектов МВФ в развивающихся странах были неудачными из-за игнорирования особенностей национальной ментальности и культуры". [4]
Можно ли считать соционику наукой?
Однако все эти перспективы остаются до некоторой степени прожектерскими. Соционика еще не стала самостоятельной наукой. Разные соционические школы еще не пришли к полному согласию и не выработали единого языка.
Не существует еще четкой методики, позволяющей определять социотип со 100%-ной точностью. Чаще всего для диагностики используются тесты. Однако сами по себе они довольно поверхностны, необходимо грамотно их составить, грамотно интерпретировать, но даже тогда они могут служить лишь дополнительным подспорьем при диагностике, а никак не основным инструментом. Еще менее надежные результаты дает диагностика лишь по характерным особенностям внешности - чертам лица, строению тела, особенностям мимики, характеру движений и т.д. Этот метод также может служить лишь вспомогательным, но никак не основным инструментом.
Наиболее надежные результаты дает системный подход, когда в ходе беседы с человеком учитывается и смысл его реплик, и интонация, и жесты, и мимика, и внешние данные. [2] Но даже тогда совпадение результатов типирования одного и того же человека у независимых исследователей зачастую не превышает 20%. Эксперимент с типированием Владимира Путина, проведенный "Соционической газетой" в 2003 году, сделал тогдашнего президента России счастливым обладателем сразу 9 соционических типов. [5]
Для надежного типирования необходимы четкие и объективные критерии, хорошая психологическая база и большой опыт. Если последние два компонента пусть не у всех адептов соционики, но все же встречаются, то об объективных критериях выделения социотипов говорить пока не приходится - тут все зависит от опыта и мастерства исследователя. [6]
Поэтому безоговорочно доверяться рекомендациям социоников - дело рискованное, ведь цена ошибки там, где речь идет о выборе профессии, сохранении или расторжения брака, взаимоотношениях с детьми, может быть довольно высока. [2]
Чтобы стать наукой, соционике еще предстоит накопить и обработать обширную статистическую базу. Надежные результаты и адекватные описания разных социотипов могут быть получены лишь в результате многолетнего и кропотливого труда. Тем не менее, уже сегодня советы социоников в сфере улаживания конфликтов и расстановки сил на производстве приносят неплохие результаты. А перспектива ее использования в самых разных сферах, несомненно, поддержит творческий энтузиазм исследователей.
Литература
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Соционика
2. Кривошеев Е.М. Соционика глазами психолога. М.: Доброе слово, 2005
3. Прокофьева Т.Н. "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений" // http://socionics.org/theory/Default.aspx?load=../test/algebra.html
4. Букалов А.В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI века // http://socionics.ibc.com.ua/t/2000.html
5. http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2003-13/index.html
6. Чекалова Т. А. HR-соционика (Соционика человеческих ресурсов) // http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2003-13/index.html
Написать комментарий
Огромное спасибо за ценное замечание. Лучше поздно, чем никогда: конечно, СЛИ - это Габен. Жуков - это совсем другое.
Автору неплохо было бы для начала изучить соционику, прежде чем что-то писать. А то СЛИ - Жуков... Это круто! :(