22 ДЕК, 10:55 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Кубань: вчера, сегодня, завтра

24 Августа 2010 9708 2 Экономика
Кубань: вчера, сегодня, завтра

Юг России – край щедрого солнца, богатых урожаев и ласкового моря. И поистине жемчужиной юга можно назвать Краснодарский край, расположенный на широте северной Италии и южной Франции и занимающий площадь 76 тыс. кв. км. Каковы же экономические достижения этого региона России?

Кубанская область - XIX век

До революции 1917 года большая часть территории края входила в Кубанскую область, столицей которой был Екатеринодар. Освоение этих земель Россией началось после русско-турецких войн в конце 18 века, когда царское правительство переселило сюда запорожских казаков.

clip_image002_03



 

 

 Особенно большим поток переселенцев стал после 1868 г., когда здесь разрешено было селиться и приобретать землю лицам неказачьего сословия. Большинство жителей Кубани занимались земледелием: выращивали пшеницу и рожь, ячмень и овес, кукурузу и гречиху, картофель и подсолнечник.

 

clip_image004_01



 

 В 1913 по валовому сбору зерна Кубанская область вышла на 2-е место в России, а по производству товарного хлеба - на 1-е место. Кроме того, кубанцы занимались табаководством и скотоводством, разводили пчел, выращивали виноград и фрукты. В западной части области очень доходным делом был рыбный промысел - здесь ловилось много красной рыбы (севрюга, осетр, стерлядь, белуга, сом, сельдь, чебак, сула и т.д.), богатейшие рыбные промыслы - Ачуевские - находились при впадении реки Кубань в Азовское море.

Наряду с сельским хозяйством развивалась и перерабатывающая промышленность: в области было много фабрик, заводов и мельниц (паровых, водяных и ветряных). Из заводов существовали винокуренные, пивоваренные, маслобойные, кожевенные, кирпичные, инструментальные, канатные, гончарные, чугунолитейные, свечные и т.д.

Добывали в области и полезные ископаемые - в основном, нефть, месторождения которой были открыты около станиц Кабардинской, Хадыжинской, Ширванской и Нефтяной. Это старейший нефтедобывающий район России. Добыча нефти здесь начата с 1864 года.

Как сообщает энциклопедический словарь т-ва " Бр.А.и И. Гранатъ и К" 1913 г., около Ширванской станицы ее добывали «до 15000 ведер в год, а около Нефтяной - до 30000».

 

clip_image005



 

Богатые залежи нефти были обнаружены на Таманском полуострове. Однако «добывание нефти, начавшееся здесь в 1866 г.», к 1913 году было почти оставлено, но довольно много продолжало добываться ее около станицы Ильской. В 5 верстах от Хадыжинской станицы были обнаружены также залежи горного воска.

Кроме того, на Кубани было открыто несколько месторождений минеральных грязей и минеральных вод. Открытие Мацестинской сероводородной воды в Сочи послужило толчком к развитию в регионе лечебного туризма. В 1902 г. по инициативе министра А.С. Ермолова было построено первое ванное здание. В 1909 г. был введен в строй гостиничный комплекс «Кавказская Ривьера».

 

 

В последней четверти XIX началась прокладка сети основных железных дорог, которая завершилась лишь в 1942 г. - с вводом участка Адлер-Сухуми Транскавказской дороги. Порты края служили морскими воротами России. Наиболее важными из них были Новороссийск, Ейск, Анапа, Темрюк и Тамань.

 

Кубань советская

В советское время Кубань называли всесоюзной житницей, и ее агитбрендом стал фильм «Кубанские казаки». С 1913 по 1972 посевные площади здесь выросли с 3,8 до 4,3 млн. га, а соотношение выращиваемых культур существенно изменилось. Пшеницы стали сеять в 1,7 раза меньше, зато посевы сахарной свёклы увеличились почти в 66 раз, кормовых культур в 28 раз, овощей в 2,4 раза и подсолнечника в 1,4 раза. Широкое развитие получило рисоводство, а также выращивание чая и эфирномасличных культур. По-прежнему славилась Кубань своими садами и виноградниками. Продолжало развиваться животноводство. С 1940 по 1972 год поголовье крупного рогатого скота увеличилось больше чем вдвое, свиней - почти в 4 раза, а овец и коз - в 1,2 раза.

Успешное и разноплановое сельское хозяйство предоставляло превосходную базу для развития разнообразной пищевой промышленности, традиционной для этого края. В начале 1970-х гг. пищевая отрасль давала почти 50% промышленной продукции региона. На юго-востоке Краснодарского края, в районах возделывания подсолнечника, действовало более 50 маслозаводов и производств, перерабатывавших в общей сложности свыше 700 тыс. т подсолнечника и клещевины в год. В крупных городах и других населенных пунктах работало более 20 мясо- и птицекомбинатов. Молочную продукцию производили свыше 100 предприятий - молокозаводы, маслодельные заводы, сыродельные комбинаты, маслосырозаводы, молочноконсервные комбинаты, заводы по первичной обработке молока. Сахарная промышленность была представлена 16 заводами.

clip_image007



 

 

Важное место занимала плодоовощная отрасль (заводы Абинский, Славянский-на-Кубани, Динской, Кропоткинский, Армавирский, Лабинский, Сочинский, Крымский, Курганинский и др.). В прибрежных городах развивалась рыбная отрасль. Рыбозаводы на Азовском побережье (Ейский, Ахтарский, Ачуевский и Темрюкский) обрабатывали, в основном, осетровые, крупночастиковые виды рыб, тарань, бычка; на Черноморском побережье (Новороссийский, Туапсинский, Адлерский) - ставриду, кефаль, камбалу, хамсу. Благоприятный климат края способствовал развитию виноделия. Старейшим и главным его центром был Абрау-Дюрсо, специализировавшийся на производстве высококачественных лёгких столовых вин, шампанского и коньяков.

Наряду с пищевой отраслью в Краснодарском крае успешно развивалась и легкая промышленность - в начале 1970-х гг. на ее долю приходилось 16% промышленной продукции региона. Наиболее развиты были шерстяная, хлопчатобумажная, швейная, кожно-меховая и обувная отрасли. Краснодарский камвольно-суконный комбинат считался одним из крупнейших в РСФСР.

Общий объем валовой продукции промышленности региона за 30 лет - с 1940 по 1972 г. увеличился в 7,4 раза, за период с 1960 по 1972 г. - более чем в 2 раза. Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение и металлообработка. В начале 1970-х гг. предприятия этих отрасли производили 12% всей промышленной продукции региона. Наиболее крупные центры - производившие приборы, станки и инструменты, электротехническое и насосно-компрессорное оборудование, сельскохозяйственную технику - находились в Краснодаре, Новороссийске, Армавире, Тихорецке, Туапсе, Ейске, Хадыженске.

Выросла доля электроэнергетики, химической, нефтехимической и горнодобывающей промышленности. Электроэнергией край обеспечивали, в основном, тепловые станции, работавшие на природном газе (Краснодарская, Новороссийская, Армавирская и др.), и ГЭС (Белореченская на р. Белая, Краснополянская на р. Мзымта и др.). Топливная промышленность была представлена добычей и переработкой нефти и газа на месторождениях Прикубанской равнины. Основная часть добываемого газа направлялась по газопроводу в другие районы страны. Газоконденсатное сырьё перерабатывалось на Афипском газоперерабатывающем заводе. Нефтеперерабатывающие предприятия были созданы в Туапсе и Краснодаре. В районе Шедока были открыты богатые запасы каменной соли; в районе Туапсе - ртуть.

Развивалось производство стройматериалов, в частности, крупный центр по производству цемента был создан в районе Новороссийска.

Большое развитие получила также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Предприятия края, крупнейшие из которых действовали в Краснодаре, Новороссийске, Армавире, производили мебель, строительные детали, деревянную, бумажную и картонную тару.

В приморских районах края, в особенности на Черноморском побережье, развивалась туристическая отрасль. Сочи вскоре после революции 1917 г. был объявлен курортом общегосударственного значения, а с 1933 г. - Всесоюзной ударной стройкой. Здесь возводились здания и дворцово-парковые ансамбли по проектам ведущих инженеров того времени. Через Черноморское побережье было проложено более половины всех плановых всесоюзных маршрутов.

 

Кубань сегодня

Туризм остается одним из приоритетных направлений развития экономики края и в наши дни. После распада Советского Союза всероссийской здравницей называют уже не Крым, а курорты Краснодарского края. Для этого есть все основания. Это самый теплый регион страны, погода здесь бывает солнечной 2300 часов в год. Здешний климат - один из самых благоприятных в России. Территория края омывается Азовским и Черным морями, и больше половины ее границы проходит вдоль моря. Благодаря месторождениям минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром. В пик сезона курорты края ежедневно принимают 450-480 отдыхающих. Санаторно-курортная и туристская отрасль является одной из ведущих по объему привлекаемых инвестиций.

 

clip_image009



Динамично развивается и сельское хозяйство, что также обусловлено климатическими и природными условиями. Площадь черноземных почв в крае составляет 4805 тысяч гектаров - это более 4% российских и около 2% мировых запасов. Сегодня Краснодарский край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе - по производству семян подсолнечника и меда, а также яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), и третье место - по производству молока и овощей. В сельском хозяйстве занято свыше 25% населения края.

В общем объеме валового регионального продукта, по оценке 2000 года, доля сельского хозяйства составила 16,3 %, промышленности - 16,4 %, строительства - 12,3 %, торговли и общественного питания - 11,7%, транспорта и связи - 19,9 %.

Промышленные показатели края несколько снизились, по сравнению с советским периодом. Ведущее место по-прежнему занимает пищевая отрасль, на долю которой приходится 42,8% всего объёма промышленной продукции. На Кубани производится треть российского сахаpa и растительного масла.

А вот объемы легкой промышленности сократились многократно - теперь она производит всего 1,3% всей промышленной продукции региона: текстиль, обувь, швейные, кожевенные и меховые изделия, фарфор и фаянс. Наиболее крупные предприятия этой отрасли находятся в Краснодаре.

Доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции края уменьшилась в 1,2 раза - до 9,5%. Машиностроительную продукцию выпускают свыше 100 предприятий края: металлорежущие и деревообрабатывающие станки, приборы и средства автоматизации, различные сельскохозяйственные машины и запасные части к ним, электродвигатели, насосы, нефтепромысловое, геологоразведочное оборудование, компрессоры, продукцию для нужд железнодорожного транспорта. При этом Краснодарский край является монополистом в России по производству токарных карусельных станков; машин для отвинчивания, смазки и завинчивания гаек, клеммных и закладных болтов; унифицированного оборудования для путеукладчиков. Наиболее крупные предприятия этой отрасли расположены в Краснодаре, Армавире, Тихорецке, Новороссийске, Ейске и Кропоткине.

Свыше 20% объема промышленной продукции приходится на топливно-энергетический комплекс. В крае функционируют три нефтеперерабатывающих завода. Собственная добыча нефти составляет 1,6 млн тонн (2000), общий объем переработки нефти - 4,9 млн тонн.

 

Существенную роль в экономике края играют электроэнергетика (13,5%), топливная отрасль (10,5%), промышленность строительных материалов, в особенности цемента и сборного железобетона (8%). Производство строительных материалов осуществляют около 90 предприятий.

Немаловажны также химический и лесной комплексы (почти 3-4%). Предприятия химической и нефтехимической промышленности производят фосфорные минеральные удобрения, серную кислоту, лакокрасочные материалы, йод кристаллический, резинотехнические изделия.

В состав лесной и деревообрабатывающей отраслей края входят 174 предприятия, осуществляющие глубокую переработку древесины. Они производят пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, паркет, мебель для офисов и жилых помещений. Кубанский лес является основным источником древесины ценных пород России. Общая площадь лесов Краснодарского края - свыше 1,8 млн га. Почти половину их составляют дубовые массивы, имеющие промышленное значение, 19% составляют буковые леса.

Перспективными отраслями являются транспорт и связь - не случайно они занимают ведущие позиции по объемам привлекаемых инвестиций. Основу транспортной системы края составляют морские порты, Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги, система магистральных трубопроводов ОАО «Черномортранснефть» и ЗАО «КТК», нефтеперевалочные базы, судоходные компании, автотранспортные и автодорожные предприятия, экспедиторские, агентские и многие другие компании, обеспечивающие работу единого транспортного комплекса. По территории края проходит международный нефтепровод "Тенгиз - Новороссийск" и газопровод "Россия - Турция" ("Голубой поток"). Восемь морских портов края открыты для международного сообщения и обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути. Более 40% внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через порты Российской Федерации, перерабатываются в портах Краснодарского края. Крупнейшие в России порты Новороссийск и Туапсе обеспечивают перевалку более 100 млн. тонн внешнеторговых грузов России, обслуживая треть российского нефтеэкспорта. Здесь расположены крупнейшие в стране нефтяные и зерновые терминалы. Развивающиеся порты Кавказ, Темрюк и Ейск обрабатывают суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Порты Сочи, Анапа, Геленджик расположены в санаторно-курортной зоне и, в основном, обеспечивают обслуживание пассажирских перевозок. Концепция развития морских портов Краснодарского края предусматривает увеличение их грузооборота до 155 млн. тонн в год, в том числе по наливным грузам до 95 млн. тонн, сухим - до 60 млн. тонн.

Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес-сообществе весьма высок: агентством "Standard & Poor's" региону присвоен международный инвестиционный рейтинг на уровне "BB" (прогноз "позитивный"). Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций.

 

clip_image011



 

 

Российская Флорида

Кубань продолжает динамично развиваться. Это один из немногих регионов России, население которого в постсоветский период значительно увеличилось: на 0,4 млн (почти на 10 %) по данным переписей постоянного населения, и на один миллион - фактически наличного населения (с учётом незарегистрированных и временных гастарбайтеров). По числу жителей Краснодарский край занимает сегодня 3-е место среди регионов Российской Федерации - после Москвы и Московской области. По данным 2010 г., плотность населения в крае составляет 67,9 чел./км². При этом удельный вес городского населения составляет 52,5 %, а сельского - 47,5 %.

В последние годы Кубань привлекает не только людей, мигрирующих ради заработков, но и обеспеченных граждан из других регионов, которые приобретают здесь жилье. Стоит отметить, что по объемам жилищного строительства Краснодарский край на сегодняшний день занимает второе место после Московской области.

 

 

По материалам сайтов: http://krasnodar.ru, http://www.krasnodarkr.ru, http://bse.sci-lib.com, http://www.turbooks.ru, http://org23.ru/, http://www.morskayakollegiya.ru,  а также Энциклопедического словаря т-ва " Бр.А.и И. Гранатъ и К " 1913г.


Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
С
13.09.2010 1 0
Сергей:

Ты,как ни странно прав...

А
13.09.2010 1 0
Андрей:

Смешно читать перепечатки кубаноидских агиток. Уже лет 5 рассказывают, как хорошо на Кубани (имея в виду Сочи), но молчат о том, когда это "хорошо" наступит. Этим летом проехал на машине от порта Кавказ (паром в Крым) до Веселого (поселок за Адлером, на границе с Абхазией) вдоль берега моря. И чем ближе к Сочи подъезжал, тем хуже становилось впечатление от увиденного. Апофеозом вселенской гадости стал "гостеприимный" Сочи, который встретил полуторачасовой пробкой, а проводить вообще не удосужился - машины в город не пускали и заворачивали на объездную. Конечной целью была Красная Поляна, поэтому на Сочи было наплевать и мы не особо расстроились. Западная часть Кубани (равнинно-сельскохозяйственная) порадовала природой, ее дарами, спокойствием и радушием жителей. А также довольно низкой концентрацией отдыхающих (кроме Анапы, Геленджика и т.п.) В общем-то, все сказанное выше, относится к районам западнее Джубги. За исключением Новороссийска. Это совсем не курорт, а просто индустриальный город на Черном море. От Джубги до Туапсе еще более-менее интересно, правда по числу газпромовских, алмазороссийских и им подобных баз отдыха можно сделать вывод, что простым смертным там делать нечего, если только они не работники "кормильцев России". Этот участок проезжается на одном дыхании. Вдохновляет только громадный красный факел у лагеря "Орленок". Дальше Туапсе вообще соваться не стоит. Жуткие дороги, стада шляющихся отдыхающих, ради которых перекрывают федеральную трассу (надо же им как-то до моря добраться), сервис как при социализме, какие-то личности, предлагающие жилье, постоянные попытки продать отдыхающим любую копеечную ерунду за рубль... Сервиса нету! Нигде и никакого. Если кто-то начнет возмущаться, что сервис есть, но дорого, то пусть напряжет мозги и подумает, что сервис есть лучший и гораздо дешевле - примерно через 500 километров к югу в Турции. Про Сочи скажу только одно слово - ужас... Не поеду туда ни за какие деньги. Даже если эти деньги заплатят мне. Город-пробка с шевелящимся пляжем, покрытым человеками в несколько слоев. Считать Сочи курортом может только тот, кто не был ни на одном курорте. На каком еще курорте есть, до которого нужно продираться примерно с полкилометра. Подобный дебилизм наблюдался только в Дивноморском, где никуда нельзя проехать и нигде нельзя припарковаться. Немного порадовала Красная Поляна. Вот только страшно подумать о том, что станет с ней после Олимпиады-2014. Наверное, там даже воздух станет платным и очень дорогим. Больше всего за всю поездку мне понравился обезьяний питомник в Веселом и милые люди, которые там работают. Им повезло (они не с людьми работают, а с обезьянами), поэтому сумели люди сохранить человеческий облик в полной мере. А "оптимистам" из числа тех, кто необдуманно равняет российское черноморье с Лазурным берегом, стоит задуматься над не особо далеким соседом - Турцией. Они визы отменили для россиян, конституцию поправили, чтобы стать более европейской страной, сервис развивают уже много лет. У Кубани, как черноморского курорта, не остается шансов. До 2014 будут заниматься распилкой бюджетных средств, а потом? Тамань на продаже арбузов продержится какое-то время, а Большой Сочи на чем? Многие из опрошенных знакомых однозначно ответили, что лучше лишние полчаса пролететь на самолете до Турции, чем угробить кучу денег, сил и здоровья в Краснодарском крае.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more