Выживет ли малый и средний бизнес в условиях глобального кризиса?
Кризис наиболее болезненно ударил по малому предпринимательству. В чем же проявляются кризисные симптомы в данном секторе российской экономики? Что следует делать для нейтрализации возникших проблем? И каковы перспективы малого бизнеса в России?
1. Малый бизнес как опора экономики. Переход к рыночным отношениям привел к разрушению общей социальной стабильности российского общества. Реальная потеря работы, снижение социального статуса, общее падение уровня жизни, невостребованность в профессиональном плане, неустроенность положения вызывает некую напряженность в обществе, приводящая к росту криминогенной деятельности и маргинализации трудоспособных слоев населения. По данным официальной статистики безработица составила более 2,5 млн. человек и прогноз неутешителен. Все эти обстоятельства заставляют людей принимать определенные решения, приспосабливаться к сложным условиям стихии рынка.
Одной из приоритетных задач в этот период перед государственными органами должен стать вопрос о создании благоприятных условий для развития и стимулирования трудовой деятельности, развития различных форм самозанятости. Для этого государство должно создавать экономические, социальные, правовые условия. Особый импульс развития, не на словах, а на деле, должен получить малый и средний бизнес.
Роль малого и среднего бизнеса очевидна. Малый и средний бизнес процветает там, где не требуется значительных капитальных затрат, где нет больших объемов и огромной кооперации работников. Малые формы производства функционируют там, где невыгодно крупным производствам, где проще приспособиться к местным рынкам и запросам населения, где достаточно небольшое производство продукции. Малые предприятия обладают гибкостью. Они оперативно реагируют на все изменения потребительского спроса, охватывают определенный круг клиентов. Поскольку происходит дифференциация спроса и предложения, именно малое производство приводит к многообразию выбора, специализации производства. Малое предприятие обладает самостоятельностью в рамках осуществления своей деятельности, т.е. планированием, прогнозированием, выработкой стратегии развития продукции, оказания услуг, обеспечивает развитие производства путем заключения договоров с потребителями, выходит на международный рынок, устанавливает оплату своим работникам, соотнося ее с затратами. Большинство малых предприятий обеспечивают своих работников социальным пакетом. Малый и средний бизнес активно участвует в процессе формирования среднего слоя, который является гарантом социальной стабильности общества.
На базе малых предприятий, как показывает недавняя практика, выросли многие крупные корпорации.
Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для функционирования прогрессивной экономики, которая влияет на конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, что позволяет сократить безработицу и снизить социальную напряженность, расширить потребительский сектор. Эти предприятия проявляют живучесть, способность к воспроизводству, несмотря на трудности, стоящие на пути их развития.
2. Проявления кризиса в сфере малого бизнеса. Безусловно, важное значение малого и среднего бизнеса в обществе неоспоримо, но условия реальной действительности печальны. Ситуация порой складывается не в пользу предпринимателей.
Во-первых, наблюдается залеживание товара, который до недавнего времени успешно реализовался.
Во-вторых, относительно дорогой товар становится невостребованным в связи с низкой покупательской способностью.
В-третьих, высоки процентные ставки по кредитованию и сокращены максимальные сроки предоставления кредитов.
В-четвертых, завышены арендные ставки и т.д.
Все это и многое другое затрудняет развитие малого и среднего бизнеса. Но необходимо быть оптимистом и надеяться на благоприятный результат своих усилий в пучине беспредельного рынка.
3. Что делать? Не поддаваясь отчаянию важно проанализировать ситуацию, определить факторы снижения спроса на ваши услуги или производство, причины тормоза в развитии вашего бизнеса.
Во-первых, начать заново изучение сегмента рынка. Определить социальный статус вашего потребителя.
Во-вторых, начать работу с вашим непосредственным клиентом, в частности с предоставлением гибкой системы цен.
В-третьих, для поддержания престижа не отступать от принятых обязательств и четко выполнять все условия, предусмотренные договором.
В-четвертых, постоянно пополнять портфель заказов, в частности, за счет расширения клиентуры.
В-пятых, пересмотреть цены на свою продукцию или услуги и наладить систему контроля качества товара.
В конечном счете, необходимо проводить различные мероприятия, способствующие удержанию своих позиций на рынке, которые не нарушали бы при этом предпринимательской этики.
4. Будущее за малым бизнесом. Весь мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже в самых высокоразвитых странах, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Например, опыт Англии показывает, что оживление экономики депрессивных районов происходит за счет внутренних ресурсов региона благодаря развитию малых предприятий.
Конечно, абсолютной стабильности в этой области не может быть. Даже в сегодняшних тяжелейших условиях остались и продолжают функционировать сотни тысяч малых и средних предприятий. Во всем мире какие-то предприятия останавливаются, фирмы разоряются. Именно в этот период общеэкономического кризиса интересно показать силу умелого хозяйствования, стать вполне конкурентоспособным, не допустить серьезных просчетов в планировании своей деятельности, из-за чего могут возникнуть помехи.
В период общего экономического упадка любая хозяйственная деятельность сопряжена с риском, но есть азарт, возможность выигрыша. Создавая свое дело в неопределенной ситуации, осуществляется некая проверка личностных качеств, проверяется уровень профессионализма, особенности ориентировки в окружающем мире и в рыночной конъюнктуре. Кроме того человек приобретает независимость деятельности, свободу отношений. Развитие предпринимательства формирует определенные предпринимательские отношения, дающие широкий простор различным идеям и ценностным ориентациям в плане свободы выбора.
У общества постепенно стирается недоверие к предпринимательству. Меняются стереотипы, существовавшие ранее в массовом сознании, когда «предпринимательство», «необязательность», «ненадежность» оказывались органически связанными. Предпринимательство в последнее время чаще ассоциируется с трудолюбием, умением работать, хозяином. Предпринимательство – это не только особый вид деятельности, но и определенный тип поведения, образ мыслей. А предприниматель – это глубоко мыслящий и осознающий субъект, гибко реагирующий на обстановку, умеющий рисковать и выигрывать, добиваться намеченных целей даже в крайне неблагоприятных условиях, инициативный, имеющий разностороннюю мотивацию. Это высоко работоспособный и физически выносливый работник, способный ради достижения цели на ненормированный труд. Он осуществляет необходимые усилия, чтобы занять свое место в сфере общественного производства, изменить условия своей жизни и более полно удовлетворить свои потребности и запросы. Ему в наибольшей степени характерны такие черты, как: динамичность, активность, энергичность, коммуникабельность, самостоятельность и способность к риску.
У мелких и средних предпринимателей есть все потенциальные перспективы занять пустые ниши рынка, ни в коей мере не ущемляя деятельность и интересы крупных производств. И со временем малый и средний бизнес займет адекватное место в экономике, станет полноправным сектором хозяйственной структуры и начнет функционировать в истинно рыночном режиме хозяйствования.
Написать комментарий
Все правильно ! Сегодня малый бизнес на грани..... В основном почему то более менее живут те кто что то перепродает!!!??? А те кто производит на гране разорения.... Хотя должно быть все наоборот ! Даже в сфере производства те кто Являются посредниками ?! Лучше живут чем производители... На мой взгляд так быть не должно ... Нет или мало обращений (заказов) не зависит от малых предприятий , сейчас намного легче купить что либо чем продать !!!! Я вижу причину В чрезмерно высоких процентных ставок на кредиты !!!!!!! Если на 2-3 года сделать процентную ставку на кредит 3-4 % это резко позволит выйти из кризиса всему государству! Люди начнут покупать квартиры ,дома, землю , оживиться потребность В производстве , начнут появляться заказы , резко увличиться занятость населения , второй фактор резкое снижение налогов , надо дать возможность малым предприятиям снизить свои затраты , приобрести новое оборудование и инструмент , автомобили для бизнеса и т д ровно через 2-3 года страна начнет процветать !!!!!! Ведь сегодня вместо 3-5 крупных банков их тысячи ??? Не странно ли??? Думаю что все так..... Может быть кто со мной согласен?
Где и как получить безработному денежную дотацию от государства на открытие малого бизнеса vd99@mail.ru Укажите пожалуйста адрес и телефон
По мнению предпринимателей во время кризиса об оптимизации должны думать и компании, и государство. Естественно при условии, если последнее заинтересовано в малом и среднем бизнесе. Во время кризиса предпринимателям требуется полностью оптимизировать свой бизнес. При этом государство также обязано заниматься этим, оно должно сокращать собственные расходы и расходы предпринимателей на государственных чиновников, согласующих, проверяющих документацию и т.д. Для того чтобы это осуществить, необходимо ввести на весь малый бизнес единый налог, а государство будет само распределять поступающие средства по разным счетам и фондам. Предпринимателям предлагается как вариант рецепта в настоящей рыночной ситуации агрессивное поведение на рынке. Предприниматели вынуждены будут во времена кризиса искать новые нестандартные решения, к этому относятся маркетинговое поведение на рынке и разработка новых линий бизнеса. Сейчас предприниматели начнут воплощать в жизнь то, чего раньше они не делали и опасались. Малый и средний бизнес будут искать в себе скрытые ресурсы, которые дадут возможность выжить и преуспеть во времена мирового финансового кризиса.
Действительно, малый и средний бизнес играют огромную роль в экономике любой страны. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует развитию конкуренции. Безусловно, не весь малый бизнес в условиях кризиса будет нести убытки. К таким предприятиям, прежде всего, относятся: - производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению; - не использующие в своей работе заемные средства; - имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент; - имеющие административную поддержку и работающие по государственному или муниципальному заказу. Кризис малого бизнеса может привести к значительному его сужению. Те предприятия, которые не выдерживают конкуренцию в условиях кризиса, уходят с рынка, тем самым оздоравливая экономику. В основном, малый бизнес в условиях кризиса имеет все-таки проблемы, которые носят финансовый характер, а именно: отсутствие оборотных средств, отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов, основной деятельностью которых является поддержка малого бизнеса, отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, риск неплатежей от контрагентов, снижение спроса на продукцию, снижение нормы прибыли и рентабельности бизнеса. Поддержка малого бизнеса и среднего бизнеса включена в перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством РФ по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Поддержка малого бизнеса имеет основную цель — использовать его потенциал для создания новых рабочих мест. Чтобы снизить влияние, которое оказывает кризис и малый бизнес сделать устойчивее, правительством осуществляется финансовая, имущественная и информационная поддержка малого бизнеса. По моему мнению, малый бизнес в кризис оказывается в двойственном положении. С одной стороны, кризис больше всего влияет именно на небольшие компании, у которых нет резервов. С другой стороны, в отличие от больших компаний малые предприниматели более гибко ведут себя на рынке, а многие сферы деятельности, которыми они занимаются, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая компания или нет? Это зависит от многих факторов, в том числе от качества работы в докризисное время.