Саммит "большой восьмерки": новые тенденции могут обезоружить антиглобалистов
В начале июля в Италии прошел очередной саммит "Большой восьмерки". Его организаторы и участники во многом отошли от сложившихся традиций. Возможно, новый формат встреч позволит лидерам крупнейших держав предпринять более действенные шаги по борьбе с общемировыми проблемами
Совещания по решению глобальных проблем все больше напоминают встречи отшельников
Традиция совместного обсуждения наиболее важных общемировых проблем родилась 34 года назад. В первом саммите, состоявшемся в 1975 году в замке Рамбуйе под Парижем, участвовали лидеры шести стран: Франции, Германии, Англии, США, Италии и Японии. Они приняли Совместную декларацию по экономическим проблемам, в которой содержался призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.
В 1976 году "Большая шестёрка" превратилась в "семёрку", приняв в свой состав Канаду, а затем в течение 1991-2002 поэтапно была преобразована в "восьмёрку" с участием России. Главы государств и правительств стран "Группы восьми" встречаются ежегодно (обычно - летом) в очередной стране-председателе.
Встречи самых влиятельных лидеров современного мира в последние годы сопровождаются мощными выступлениями антиглобалистов, которые обвиняют их в стремлении навязать всему миру общую модель развития и использовать страны "третьего мира" в качестве сырьевых придатков и отстойников для вывода вредных производств. Поэтому основная часть средств при проведении саммитов тратится на спецназ и полицию, главы государств предпочитают встречаться подальше от эпицентров политических страстей - в тиши шотландских и канадских деревушек, на курортах Балтийского моря или Женевского озера. Не случайно западная пресса называет участников встречи на высшем уровне "отшельниками".
Саммит в Аквиле - солидарность и человечность
Нынешний саммит нарушил сложившиеся традиции. Местом встречи вместо выбранного первоначально райского острова Маддалена неподалеку от берегов Сардинии стал итальянский город Аквила, разрушенный практически наполовину в результате землетрясения в апреле этого года. Оно было признано самым мощным за последние 30 лет в Италии и унесло жизни 279 человек. Легкие подземные толчки были зафиксированы в Аквиле и в день открытия саммита – 8 июля.
Такая решимость быть "ближе к народу" в эпоху кризисов и катаклизмов свидетельствует об изменении норм поведения в современном мире. Учитывая растущую социальную напряженность, вызванную спадом экономики и неуверенностью в завтрашнем дне, большинство зарубежных бизнесменов и государственных деятелей пропагандируют более скромный образ жизни, чтобы не провоцировать роста недовольства со стороны рядовых сограждан и, наоборот, продемонстрировать солидарность с теми, кому приходится трудно. Политики готовы "идти в народ": Путин инспектирует сеть "Перекресток", Берлускони привлекает коллег в разрушенный землетрясением город в надежде поддержать его экономику. И, как выяснилось, надежды оказались не напрасными: Россия, например, как уже объявлено, примет участие в восстановлении дворца "Ардингелли" и церкви Святого Григория XI века.
Быть может, саммит в Аквиле положит начало новой традиции: встречи столь крупных политиков в местах экологических бедствий наглядно продемонстрируют, что проблемы экологии вполне реальны и касаются буквально каждого. Кроме того, подобный формат мероприятий позволит, во-первых, поддержать экономику пострадавших районов и, к тому же, лидеры крупнейших государств получат возможность оказать вполне реальную помощь пострадавшим от стихии людям, что наверняка повысит их престиж и, возможно, снизит агрессивность антиглобалистов.
"Восьмерку" пора превращать в "двадцатку"
Кроме того, кризис, от которого пострадали практически все страны мира, напомнил, что мы все "в одной лодке" и решить стоящие перед миром экономические и экологические проблемы можно только сообща. Об этом еще в марте заявил новый президент США Барак Обама.
Однако именно необходимость согласованных действий ставит под сомнение актуальность решений "большой восьмерки". Ведь в последнее время все больший вес на мировой арене приобретают страны, не вошедшие в число "избранных" - чего стоит один только Китай.
"Большая восьмерка" уже не является тем мировым правительством, которым она была в последние двадцать лет. G8 все больше заменяет G20. Причем об этом сказано во всеуслышание. Так считают и в Москве, и в Вашингтоне", - считает эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар. По его мнению, основные шаги по преодолению мирового финансового кризиса были намечены на встрече "двадцатки", прошедшей в апреле этого года в Лондоне. В Италии же прошло обсуждение этих мер в более узком составе.
Идею о трансформации "восьмерки" в более широкое собрание разделяют едва ли не все политики мирового уровня. Ангела Меркель, например, выступая недавно в бундестаге, решительно заявила, что формат G-8 "себя изжил", и нужно превращать "восьмерку" в "двадцатку". Судя по всему, это мнение разделяет и Николя Саркози. Саммит в Аквиле продемонстрировал, что глобальные проблемы должны решаться с участием как можно большего количества заинтересованных государств. Показательно, что в работе саммита во второй и третий день участвовали также лидеры еще 30 стран. Совместные шаги по улучшению экологии обсуждались с участием Китая, Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР, а также руководителей ряда крупных международных организаций, таких, как ООН, МВФ, Всемирный банк и ОЭСР. В обсуждении планов по борьбе с бедностью и нехваткой продовольствия участвовали главы ведущих африканских стран - Алжира, Нигерии, Сенегала, Сомали, Египта, ЮАР, Ливии, Эфиопии и Анголы.
Участники саммита смогли достичь лишь предварительных договоренностей по основным вопросам
Лидеры стран-членов "Большой восьмерки", обсуждавшие меры борьбы с экономическим кризисом в течение трех дней саммита, так и не пришли к единому мнению по поводу того, достиг ли кризис своего дна. Об этом на пресс-конференции по итогам саммита заявил президент России Дмитрий Медведев.
Участники саммита считают, что надо продолжить вливания средств в экономику, однако необходимо также разработать стратегии по "свертыванию чрезвычайных антикризисных мер" после того как будет обеспечен экономический подъем.
Страны "Большой восьмерки", а также так называемой "Большой пятерки" (Бразилия, Индия, Китай, Мексика и Южная Африка) и Египет договорились не проводить конкурентную девальвацию валют и поддерживать стабильную и хорошо работающую денежную систему. "Большая Восьмерка" не лишила доллар роли резервной валюты, вопрос внедрения альтернативных мировых валют на саммите G-8 официально не обсуждался, хотя все же было сказано о возможном введении наднациональной валюты когда-нибудь в будущем.
Кроме того, лидеры восьмерки согласились с необходимостью реформирования ООН, ВМФ и Всемирного банка - с целью укрепления правовой базы международного сотрудничества и обеспечения устойчивого развития экономики.
В сфере экологии пришлось ограничиться лишь призывами к максимально возможному снижению выбросов углекислого газа и переходу на альтернативные источники энергии. Более конкретно этот вопрос будет вновь обсуждаться через полгода - на предстоящей в декабре конференции ООН по климату в Копенгагене.
Написать комментарий