Деятельность фирмы и регулирование в информационной экономике
Как меняется деятельность фирм в информационной экономике? А как должны меняться методы государственного регулирования деятельности фирм в информационной экономике? Какие вызовы уже сейчас стоят перед системой экономического регулирования?
Центральная компонента экономической организации – это работа с информацией и использование информационных систем в процессе управления. В институциональной теории организаций анализируются взаимоотношения между участниками через структуры стимулов, мотивов, способов принятия решений, создающие отношения иерархии, власти, выбора и контроля. Соответственно информация определяет весь набор осуществляемых взаимодействий.
Неоклассическая теория рассматривает фирму в качестве чёрного ящика, на входе которого имеются некоторые ресурсы, на выходе – продукт, который представляет собой результат деятельности. Интересно отметить, что представления, которые даёт основное течение экономической науки об инвестициях подпадает под аналогичную модель. Экономисту важна величина общих вложений («вход») в некоторый объект и величина отдачи («выход») через некоторый промежуток времени (срок окупаемости). Таким образом, интересны общие денежные параметры процесса инвестирования. Вместе с тем, нужно отметить, что и величина входа и, тем более, выхода, зависят от того, насколько эффективны преобразующие операции, технология, управление, реакции фирмы на внешние факторы – рынки. Качество экономической системы определяет эффективность. Это качество определяется информацией о различных процессах и параметрах внешних и внутренних структур.
Специфика сегодняшней экономической ситуации в том, что даже массовый вход не выполняет функции блокирования выхода. Можно предположить следующее: информационная экономика вовлекает значительные слои хозяйственных агентов в поле своего развития. Она очень быстро и кардинально меняет потребности. Кроме того, информация представляется таким продуктом, который поддерживает ёмкость соответствующего рынка в таком виде, что рынок всегда ненасыщен, он просто не успевает насытиться, когда появляется что-то новое, которое при помощи институтов рекламы атакует потребителя, создаёт моду и высокий спрос. Тем самым возникает как бы неиссякаемый источник прибыли, который является порождением монополизма рынка и дифференцированного информационного или высокотехнологичного продукта, появляющегося на нём. При этом эффект замещения одной товарной группы другой проявляется всё отчётливее с нарастающей быстротой. Данное обстоятельство подчиняет себе логику работы фирм, их структуру управления и производства, технологического развития. Высокий уровень диверсификации деятельности страхует риски, ориентируя стратегию фирмы на получение чистого дохода, приемлемого для своего нормального развития.
Теперь зададимся следующим вопросом: каким образом информационная экономика повлияет и уже влияет на экономическую политику?
Можно привести такой простой пример из практики налогообложения, который часто встречается в последнее время, особенно в футурологической литературе. Представьте, что компания продаёт компьютерные игры с веб-сайтов, размещённых на серверах нескольких стран. Если взимать налог в стране, где находится сервер, произойдёт массовый отток информации в страны, где налог не берётся. Если налог взимать по месту регистрации разработчика программ, тогда возникнет эффект мгновенного перемещения компаний. Какой же тогда вариант политики выбрать? Здесь может быть несколько рецептов, начиная от международной координации экономической политики и заканчивая вообще отказом от налогообложения определённых видов деятельности, связанных с использованием информационных технологий.
Однако ещё более серьёзную проблему представляет проведение научной работы коллективом учёных, каждый из которых находится в своей стране и связь держит посредством компьютера и использования глобальной сети Интернет. Как тогда закрепить приоритет? За какой страной? Как патентовать такой результат, облагать налогом использование?
Особый разговор касается преступлений, осуществляемых с использованием глобальной сети, в частности, налоговых. Новая экономика способна разрушить не только границы национальных государств, осуществить культурную унификацию, включая язык, но и привести к обесценению базисных инструментов стереотипной экономической политики. Например, это относится к налоговой системе, которая наверняка потребует своего кардинального пересмотра.
Технология смарт-карт нанесёт серьёзный удар по отдельным видам налогов, в частности по подоходному налогу. Невозможно будет отследить все доходы, получаемые экономическим агентом, как невозможно будет контролировать перемещение материальных ценностей. Более того, для этого отпадёт надобность в банках. Это приведёт к серьёзному переосмыслению всей денежной сферы, причём данные процессы не являются каким-то фантастическим будущим – они наблюдаемы и происходят сегодня, им остаётся набрать соответствующую мощность, стать технологичными и получить широкий масштаб распространения. В связи с такими изменениями необходим особый подход в рамках экономической теории для описания денежной сферы, изучения инфляции, методов денежно-кредитной политики и проектирования системы налогообложения как важнейшей части фискальной политики государства.
По всей видимости, потребуется учитывать роль и состояние технических систем, которые становятся неотделимыми от информационных систем, а также влияние, определяемое этим состоянием на все явления макроэкономического характера. Инфляция, если угодно, приобретает информационный статус и всё более очерчивается её институциональная природа. Конечно, должны меняться и подходы к её изучению, измерению и методы, предназначенные для борьбы с ней. Что касается налогов, то уже сегодня необходим акцент на так называемые косвенные налоги (налог на добавленную стоимость или налог с продаж), налог на имущество, капитал и применение рентного подхода в системе налогов на природно-ресурсную составляющую.
Неоклассическая теория рассматривает фирму в качестве чёрного ящика, на входе которого имеются некоторые ресурсы, на выходе – продукт, который представляет собой результат деятельности. Интересно отметить, что представления, которые даёт основное течение экономической науки об инвестициях подпадает под аналогичную модель. Экономисту важна величина общих вложений («вход») в некоторый объект и величина отдачи («выход») через некоторый промежуток времени (срок окупаемости). Таким образом, интересны общие денежные параметры процесса инвестирования. Вместе с тем, нужно отметить, что и величина входа и, тем более, выхода, зависят от того, насколько эффективны преобразующие операции, технология, управление, реакции фирмы на внешние факторы – рынки. Качество экономической системы определяет эффективность. Это качество определяется информацией о различных процессах и параметрах внешних и внутренних структур.
Специфика сегодняшней экономической ситуации в том, что даже массовый вход не выполняет функции блокирования выхода. Можно предположить следующее: информационная экономика вовлекает значительные слои хозяйственных агентов в поле своего развития. Она очень быстро и кардинально меняет потребности. Кроме того, информация представляется таким продуктом, который поддерживает ёмкость соответствующего рынка в таком виде, что рынок всегда ненасыщен, он просто не успевает насытиться, когда появляется что-то новое, которое при помощи институтов рекламы атакует потребителя, создаёт моду и высокий спрос. Тем самым возникает как бы неиссякаемый источник прибыли, который является порождением монополизма рынка и дифференцированного информационного или высокотехнологичного продукта, появляющегося на нём. При этом эффект замещения одной товарной группы другой проявляется всё отчётливее с нарастающей быстротой. Данное обстоятельство подчиняет себе логику работы фирм, их структуру управления и производства, технологического развития. Высокий уровень диверсификации деятельности страхует риски, ориентируя стратегию фирмы на получение чистого дохода, приемлемого для своего нормального развития.
Теперь зададимся следующим вопросом: каким образом информационная экономика повлияет и уже влияет на экономическую политику?
Можно привести такой простой пример из практики налогообложения, который часто встречается в последнее время, особенно в футурологической литературе. Представьте, что компания продаёт компьютерные игры с веб-сайтов, размещённых на серверах нескольких стран. Если взимать налог в стране, где находится сервер, произойдёт массовый отток информации в страны, где налог не берётся. Если налог взимать по месту регистрации разработчика программ, тогда возникнет эффект мгновенного перемещения компаний. Какой же тогда вариант политики выбрать? Здесь может быть несколько рецептов, начиная от международной координации экономической политики и заканчивая вообще отказом от налогообложения определённых видов деятельности, связанных с использованием информационных технологий.
Однако ещё более серьёзную проблему представляет проведение научной работы коллективом учёных, каждый из которых находится в своей стране и связь держит посредством компьютера и использования глобальной сети Интернет. Как тогда закрепить приоритет? За какой страной? Как патентовать такой результат, облагать налогом использование?
Особый разговор касается преступлений, осуществляемых с использованием глобальной сети, в частности, налоговых. Новая экономика способна разрушить не только границы национальных государств, осуществить культурную унификацию, включая язык, но и привести к обесценению базисных инструментов стереотипной экономической политики. Например, это относится к налоговой системе, которая наверняка потребует своего кардинального пересмотра.
Технология смарт-карт нанесёт серьёзный удар по отдельным видам налогов, в частности по подоходному налогу. Невозможно будет отследить все доходы, получаемые экономическим агентом, как невозможно будет контролировать перемещение материальных ценностей. Более того, для этого отпадёт надобность в банках. Это приведёт к серьёзному переосмыслению всей денежной сферы, причём данные процессы не являются каким-то фантастическим будущим – они наблюдаемы и происходят сегодня, им остаётся набрать соответствующую мощность, стать технологичными и получить широкий масштаб распространения. В связи с такими изменениями необходим особый подход в рамках экономической теории для описания денежной сферы, изучения инфляции, методов денежно-кредитной политики и проектирования системы налогообложения как важнейшей части фискальной политики государства.
По всей видимости, потребуется учитывать роль и состояние технических систем, которые становятся неотделимыми от информационных систем, а также влияние, определяемое этим состоянием на все явления макроэкономического характера. Инфляция, если угодно, приобретает информационный статус и всё более очерчивается её институциональная природа. Конечно, должны меняться и подходы к её изучению, измерению и методы, предназначенные для борьбы с ней. Что касается налогов, то уже сегодня необходим акцент на так называемые косвенные налоги (налог на добавленную стоимость или налог с продаж), налог на имущество, капитал и применение рентного подхода в системе налогов на природно-ресурсную составляющую.
Комментирование закрыто