Азиатско-тихоокеанское измерение России
Россия стала членом организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1997 году. 24-я встреча лидеров государств, входящих в организацию пройдет во Владивостоке. Впервые председательствовать на саммите будет Россия. Как Приморский край готовился к мероприятию? И какую экономическую повестку предложит российское руководство партнерам?
Идея провести экономический саммит АТЭС во Владивостоке была предложена Владимиром Путиным еще в 2007 году. Первоочередной целью было дать толчок развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока и интегрировать их в азиатско-тихоокеанский регион. АТЭС более чем серьезная организация, в которую входит 21 страна с 40% мирового населения и 54% ВВП планеты. До своего председательства Россия слабо проявляла себя в формате экономического сотрудничества и не предпринимала никаких усилий по интеграции. Поэтому еще на посту президента Дмитрий Медведев определил четыре основных приоритета председательства в АТЭС.
В первую очередь необходимо провести либерализацию торговли и инвестиций, то есть снять многочисленные торговые барьеры, повысить эффективность приграничного сотрудничества, проработать нормативно-правовую базу и в целом улучшить работу таможни. В правительстве убеждены, возможное общее экономическое пространство с ЕС, недавно созданный Таможенный союз и вступление России в ВТО не будут препятствовать, а только помогут развить азиатско-тихоокеанский формат экономического взаимодействия. Тем более что с приходом России, как считает первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, в АТЭС появляется европейский элемент. По его мнению, Россия снабжена европейской повесткой и хочет иметь общую повестку с азиатскими странами.
Второй приоритет - укрепление продовольственной безопасности, которое подразумевает оперативный обмен информацией о ценах на продовольственные товары и, по задумке авторов проекта, в будущем будет способствовать выходу российской продукции на азиатские рынки. Третий приоритет стратегической важности - это формирование надежных транспортно-логистических цепочек. Россия могла бы обслуживать товаропоток между Европой и Азией и извлекать из этого ежегодную выгоду в $50 млрд, если бы не изношенная инфраструктура железнодорожных путей с низкой проводимостью, которая не позволяет перебрасывать большие ресурсы в Азию из-за чего инвестиции в добычу полезных ископаемых не растут. Кроме этого экономический центр сегодня смещается в Азию, а потребителем основной экспортной статьи России по-прежнему остается Европа. При этом инвестиционный потенциал Китая и США никак не используется Россией.
«Россия может дать АТЭС много нефти и газа, но я считаю, это не главное, - сказал Шувалов в ходе последней пресс-конференции. - Россия будет вести себя, как ответственный поставщик энергоресурсов на международной арене. Все что касается глобального развития - ни у кого никогда не должно быть сомнений, Россия всегда будет ответственным поставщиком наших традиционных ресурсов для того, чтобы другие экономики не испытывали нехватки средств для развития. Здесь мы свое поведение будем структурировать как жесткое и ответственное. Но что может привнести дополнительную ценность в АТЭС, это развитие безопасных ядерных технологий и строительство новых АЭС в партнерстве с другими производителями, в том числе из Японии и США».
Последний российский приоритет - взаимодействие с крупными игроками технологического рынка для обеспечения инновационного роста. «В глобальном измерении энергобезопасноти, экологичности и развития науки Россия может дать больше, чем кто-либо», - говорит Игорь Шувалов. Тем не менее, основные надежды на оживление Дальневосточного региона сейчас возлагаются на иностранные инвестиции и технологии. На данный момент во Владивостоке строится завод полноценной сборки компании «Мазда». Производство будет полностью базироваться в Приморском крае, а далее при федеральной поддержке готовые машины будут доставляться на рынок Центральной России. Это маленький шаг для российской промышленности, но большой прогресс для Дальнего Востока.
Владивосток: инвестиционная столица Приморья
«На Дальнем Востоке есть пара городов, в которых мы хотели бы сделать то, что мы сделали во Владивостоке, - говорит Игорь Шувалов. - Мы переживаем серьезные бюджетные ограничения. Мы не знаем, как будет развиваться мировая экономика и если правда, что она будет развиваться по сложному сценарию, тогда никаких дополнительных бюджетных ассигнований мы себе не сможем позволить в ближайшие годы. Когда мы будем понимать, что из этой зоны турбулентности мировая экономика выходит, пусть даже мы не выходим на высокие темпы роста, но на постоянные темпы роста без каких-то жестких колебаний, тогда мы к таким проектам развития будем возвращаться», - так первый заместитель председателя Правительства РФ прокомментировал масштаб дальневосточного проекта.
Тем временем Министр регионального развития РФ Роман Панов назвал итоговую сумму, в которую обошелся саммит - 679,3 млрд руб. ($21,2 млрд). Газета «Коммерсант» сравнила стоимость АТЭС во Владивостоке с бюджетом Олимпиады в Лондоне и заметила, что это на $7 млрд больше. По словам заместителя министра, такой объем ресурсов был «доведен до подрядных организаций и освоен на 96%». 4% - это объекты, которые не влияют на проведение саммита. Игорь Шувалов отмечает, что инвестиции на проведение саммита правительство оставляло неизменными в самый разгар экономического кризиса. Помимо отсутствия инфраструктуры для саммита во Владивостоке не было очистных сооружений и канализации. То, что там периодически случались перебои в подаче воды, было серьезной экологической проблемой. К тому же город испытывал сложности с энергетикой: эксплуатировались старые угольные электростанции, которые было необходимо заменить на газовые.
По словам Шувалова, канализация и бесперебойная подача воды, новый тип генерации электроэнергии, международный аэропорт и железные дороги являются вкладом в экологическую копилку региона и должны благоприятно сказаться на его экономике. Представителями правительства особо отмечается то, что все объекты были построены в рекордные сроки. Но в марте этого года предположительно за срыв сроков по возведению моста на остров Русский был отправлен в отставку Губернатор приморского края Сергей Дарькин. «Если бы не было сроков - растянулось бы надолго», - говорит Шувалов.
«Мы оставляем в полном объеме все то, что нужно для развития бизнеса», - считает он и подчеркивает, что все построенные в Приморье объекты не только для приморцев, но и для россиян - чего стоит Дальневосточный университет федерального значения. За несколько дней до начала саммита все объекты считаются готовыми, хотя из 65 только 46 приняты документально, 19 еще вводятся в эксплуатацию. Как бы то ни было, самую главную для правительства - программу развития Дальнего Востока большими средствами удалось сдвинуть с мертвой точки. Достижением можно считать уже то, что из федерального бюджета на подготовку к саммиту было выделено менее трети всех затрат - 219 млр руб.
Как считают в правительстве, председательство России в АТЭС помогло снять серьезные ограничения для ведения бизнеса, прежде всего, инфраструктурные. Действительно, за последнее время во Владивостоке сильные изменения претерпели транспорт и энергетика, но с чем на Дальнем Востоке никогда не было проблем - это люди. Власти ожидают, что универсальная инфраструктура и уникальное население края дадут высокий эффект. «Это люди реально расположенные к бизнесу», - уверен Игорь Шувалов. Тем не менее, критерием успешного председательства России в АТЭС будет количество привлеченных инвестициях по окончании саммита.
Саммит АТЭС в Приморье пройдет со 2 по 9 сентября.
В первую очередь необходимо провести либерализацию торговли и инвестиций, то есть снять многочисленные торговые барьеры, повысить эффективность приграничного сотрудничества, проработать нормативно-правовую базу и в целом улучшить работу таможни. В правительстве убеждены, возможное общее экономическое пространство с ЕС, недавно созданный Таможенный союз и вступление России в ВТО не будут препятствовать, а только помогут развить азиатско-тихоокеанский формат экономического взаимодействия. Тем более что с приходом России, как считает первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, в АТЭС появляется европейский элемент. По его мнению, Россия снабжена европейской повесткой и хочет иметь общую повестку с азиатскими странами.
Второй приоритет - укрепление продовольственной безопасности, которое подразумевает оперативный обмен информацией о ценах на продовольственные товары и, по задумке авторов проекта, в будущем будет способствовать выходу российской продукции на азиатские рынки. Третий приоритет стратегической важности - это формирование надежных транспортно-логистических цепочек. Россия могла бы обслуживать товаропоток между Европой и Азией и извлекать из этого ежегодную выгоду в $50 млрд, если бы не изношенная инфраструктура железнодорожных путей с низкой проводимостью, которая не позволяет перебрасывать большие ресурсы в Азию из-за чего инвестиции в добычу полезных ископаемых не растут. Кроме этого экономический центр сегодня смещается в Азию, а потребителем основной экспортной статьи России по-прежнему остается Европа. При этом инвестиционный потенциал Китая и США никак не используется Россией.
«Россия может дать АТЭС много нефти и газа, но я считаю, это не главное, - сказал Шувалов в ходе последней пресс-конференции. - Россия будет вести себя, как ответственный поставщик энергоресурсов на международной арене. Все что касается глобального развития - ни у кого никогда не должно быть сомнений, Россия всегда будет ответственным поставщиком наших традиционных ресурсов для того, чтобы другие экономики не испытывали нехватки средств для развития. Здесь мы свое поведение будем структурировать как жесткое и ответственное. Но что может привнести дополнительную ценность в АТЭС, это развитие безопасных ядерных технологий и строительство новых АЭС в партнерстве с другими производителями, в том числе из Японии и США».
Последний российский приоритет - взаимодействие с крупными игроками технологического рынка для обеспечения инновационного роста. «В глобальном измерении энергобезопасноти, экологичности и развития науки Россия может дать больше, чем кто-либо», - говорит Игорь Шувалов. Тем не менее, основные надежды на оживление Дальневосточного региона сейчас возлагаются на иностранные инвестиции и технологии. На данный момент во Владивостоке строится завод полноценной сборки компании «Мазда». Производство будет полностью базироваться в Приморском крае, а далее при федеральной поддержке готовые машины будут доставляться на рынок Центральной России. Это маленький шаг для российской промышленности, но большой прогресс для Дальнего Востока.
Владивосток: инвестиционная столица Приморья
«На Дальнем Востоке есть пара городов, в которых мы хотели бы сделать то, что мы сделали во Владивостоке, - говорит Игорь Шувалов. - Мы переживаем серьезные бюджетные ограничения. Мы не знаем, как будет развиваться мировая экономика и если правда, что она будет развиваться по сложному сценарию, тогда никаких дополнительных бюджетных ассигнований мы себе не сможем позволить в ближайшие годы. Когда мы будем понимать, что из этой зоны турбулентности мировая экономика выходит, пусть даже мы не выходим на высокие темпы роста, но на постоянные темпы роста без каких-то жестких колебаний, тогда мы к таким проектам развития будем возвращаться», - так первый заместитель председателя Правительства РФ прокомментировал масштаб дальневосточного проекта.
Тем временем Министр регионального развития РФ Роман Панов назвал итоговую сумму, в которую обошелся саммит - 679,3 млрд руб. ($21,2 млрд). Газета «Коммерсант» сравнила стоимость АТЭС во Владивостоке с бюджетом Олимпиады в Лондоне и заметила, что это на $7 млрд больше. По словам заместителя министра, такой объем ресурсов был «доведен до подрядных организаций и освоен на 96%». 4% - это объекты, которые не влияют на проведение саммита. Игорь Шувалов отмечает, что инвестиции на проведение саммита правительство оставляло неизменными в самый разгар экономического кризиса. Помимо отсутствия инфраструктуры для саммита во Владивостоке не было очистных сооружений и канализации. То, что там периодически случались перебои в подаче воды, было серьезной экологической проблемой. К тому же город испытывал сложности с энергетикой: эксплуатировались старые угольные электростанции, которые было необходимо заменить на газовые.
По словам Шувалова, канализация и бесперебойная подача воды, новый тип генерации электроэнергии, международный аэропорт и железные дороги являются вкладом в экологическую копилку региона и должны благоприятно сказаться на его экономике. Представителями правительства особо отмечается то, что все объекты были построены в рекордные сроки. Но в марте этого года предположительно за срыв сроков по возведению моста на остров Русский был отправлен в отставку Губернатор приморского края Сергей Дарькин. «Если бы не было сроков - растянулось бы надолго», - говорит Шувалов.
«Мы оставляем в полном объеме все то, что нужно для развития бизнеса», - считает он и подчеркивает, что все построенные в Приморье объекты не только для приморцев, но и для россиян - чего стоит Дальневосточный университет федерального значения. За несколько дней до начала саммита все объекты считаются готовыми, хотя из 65 только 46 приняты документально, 19 еще вводятся в эксплуатацию. Как бы то ни было, самую главную для правительства - программу развития Дальнего Востока большими средствами удалось сдвинуть с мертвой точки. Достижением можно считать уже то, что из федерального бюджета на подготовку к саммиту было выделено менее трети всех затрат - 219 млр руб.
Как считают в правительстве, председательство России в АТЭС помогло снять серьезные ограничения для ведения бизнеса, прежде всего, инфраструктурные. Действительно, за последнее время во Владивостоке сильные изменения претерпели транспорт и энергетика, но с чем на Дальнем Востоке никогда не было проблем - это люди. Власти ожидают, что универсальная инфраструктура и уникальное население края дадут высокий эффект. «Это люди реально расположенные к бизнесу», - уверен Игорь Шувалов. Тем не менее, критерием успешного председательства России в АТЭС будет количество привлеченных инвестициях по окончании саммита.
Саммит АТЭС в Приморье пройдет со 2 по 9 сентября.
Написать комментарий