09 МАЙ, 19:04 МСК

Ученые обнаружили кратер, где «вторая луна» Земли откололась от первой

22.04.2024 16:48
Ученые обнаружили кратер, где «вторая луна» Земли откололась от первой

Происхождение астероида Камо'оалева, открытого в 2016 году, остается загадкой, но астрономы полагают, что это может быть кусок Луны. Новый анализ даже выявил кратер, из которого он могла образоваться «вторая луна» нашей планеты.

Используя численное моделирование, группа под руководством астронома Ифэя Цзяо из Университета Цинхуа в Китае определила свойства кратера, который, скорее всего, должен был породить астероид, и нашла реальный кратер, который соответствует этим свойствам: кратер Джордано Бруно на дальней стороне Луны.

«Мы изучили процессы миграции лунных фрагментов, вызванных ударом, в коорбитальное пространство Земли, и представили доказательства возможного происхождения Камо'оалева в результате образования кратера Джордано Бруно несколько миллионов лет назад», — пишут исследователи. «Это напрямую свяжет конкретный астероид в космосе с его исходным кратером на Луне и предполагает существование более мелких астероидов, состоящих из лунного материала, которые еще предстоит обнаружить в околоземном пространстве».

Земля, по сравнению с большинством планет Солнечной системы, относительно легкая в лунном отделе. Несмотря на то, что естественный спутник, разделяющий наше орбитальное пространство, является гигантским по сравнению с лунами, он кажется довольно одиноким.

Тем не менее, удивительно трудно увидеть объекты в космосе, даже если они находятся рядом, и мы склонны упускать из виду дополнительные «мини-луны», летающие поблизости.

Камо'оалева является своего рода образцом теневой семьи нашей планеты. Астероид существует уже по крайней мере столетия, разделяя орбиту Земли и Солнца. И его расстояние от Земли значительно варьируется, а это значит, что он будет особенно неуловимым.

То, как Камо'оалева отражает свет, и его цвет очень похожи на цвет лунной поверхности и совсем не похожи на другие околоземные астероиды. В сочетании с тщательным изучением его орбитальных свойств ученые пришли к выводу, что странный камень когда-то был частью Луны.

Цзяо и его коллеги пошли дальше в анализе, используя физические и орбитальные свойства астероида, а также модели лунных столкновений, чтобы выяснить, откуда он взялся.

Например, поскольку Камо'оалева довольно быстро вращается, это, должно быть, довольно твердый кусок. В противном случае он разлетелся бы на куски. Поскольку это монолит, справедливо предположить, что он был выломан как один кусок, а не как застывшая куча рыхлых обломков, выброшенных в результате удара.

Движение назад подразумевает удар, в результате которого образовался кратер размером более 10–20 километров (6–12 миль).

Околоземные астероиды не склонны оставаться вблизи Земли дольше 100 миллионов лет, а это означает, что Камо'оалева должен быть моложе этого времени. Удар такого размера, который необходим для разрушения астероида, также приведет к образованию обломков, которые, как ожидается, будут висеть вокруг в течение примерно 10 миллионов лет. Поскольку исследователи не нашли подобных обломков, это означает, что возраст астероида составляет от 10 до 100 миллионов лет.

На Луне не так уж много кратеров, соответствующих требованиям по размеру и возрастом менее 100 миллионов лет. Есть несколько десятков кандидатов, но лучшим из них является кратер Джордано Бруно диаметром 22 километра и возрастом менее 10 миллионов лет, выяснили исследователи.

«Очевидно, что самые большие и самые молодые кратеры являются более вероятными источниками, поскольку они производят больше ускользающих фрагментов, которые все еще остаются в космосе или в соорбитальной области Земли», — пишут ученые. «И действительно, Джордано Бруно — единственный возможный кратер-источник, удовлетворяющий этому критерию».

Состав пироксена вокруг стенок и края кратера аналогичен составу Камо'оалевы, и до 400 фрагментов размером с Камо'оалеву могло быть выброшено из этого места при ударе астероида диаметром всего 1,66 километра.

Моделирование предполагает, что большая часть этих фрагментов будет выброшена за пределы соорбитального пространства Земли через 10 миллионов лет после удара, но абсолютно возможно, что редкие исключения останутся и окажутся на орбите, аналогичной орбите Камо'оалевы.

Доказательства далеки от убедительных, но скоро мы сможем это выяснить. Здесь, на Земле, есть лунные метеориты, связанные с кратером Джордано Бруно.

А китайское национальное космическое управление планирует в следующем году запустить «Тяньвэнь-2» — миссию по отбору проб астероидов, которая исследует Камо'оалеву, доставит образец и доставит его сюда для изучения земным ученым. Возможно, даже будущие миссии смогут выяснить, что случилось с остальными камнями, улетевшими в космос вместе с Камо'оалевой.

ScienceAlert