24 НОЯ, 04:25 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Выживание украинской науки в условиях кризиса

2 Апреля 2013 9664 0 Наука и технологии
Выживание украинской науки в условиях кризиса

Масштабные реформы в странах, которые были республиками СССР, породили массу негативных эффектов. К их числу относится почти полное разрушение науки на Украине. Почему такое произошло? Какую роль сыграло в этом процессе непомерное усиление образовательного сектора экономики? Что нужно делать в создавшихся условиях? Как исправить ситуацию?

До развала СССР Украина была экономически достаточно мощным государством. Ее позиции в Европе по важнейшим отраслям оценивались весьма высоко, в первой десятке стран. Украинская наука занимала ведущие места в мировом рейтинге, так как была тесно интегрирована с производством. Казалось, такое положение будет вечным, вот только произведем нужные рыночные реформы, подправим экономику – и наука тут же подхватит перемены, став еще более эффективной. Однако в жизни все оказалось не так.

Все, что имели

Для осознания происходящего вернемся в плановую систему экономики. План упорядочивал все стороны хозяйственной жизни, сводил в единое целое многие виды деятельности, устанавливал межотраслевые взаимосвязи в экономике Украины. Основой было производство, выпуск которого потреблялся в стране и шел за рубеж на экспорт. Производство требовало квалифицированного, научного управления, новых разработок, достижения определенных технических и технологических показателей. Была создана и успешно работала цепочка «производство→наука→производство», причем производство в этом цикле всегда было первичным.

Структура науки в плановой системе представляла единый взаимосвязанный комплекс, включающий академическую, отраслевую и заводскую науку. Любые вопросы производства, требующие научного обоснования и вмешательства, решались оперативно и эффективно. Государственный план позволял сосредотачивать усилия науки на перспективных направлениях развития народного хозяйства Украины. Результаты научной деятельности – знания – использовались в системе образования для подготовки кадров в производстве. Если специалист, закончивший институт, вдруг оказывался некомпетентным, тут же следовали государственные меры воздействия и "учителей" серьезно наказывали, план не прощал халатности в подготовке специалистов. Научная и исследовательская деятельность всячески стимулировалась. Новизна научных разработок бесплатно защищалась государством через патентную систему и поддержку рационализаторства на предприятиях. Всеобщим уважением пользовались изобретатели, инженеры, исследователи, разработчики новых технологий.

Мы и рынок

Рынок за последние 20 лет на Украине разрушил плановую систему хозяйствования. Стремление извлечения максимальной выгоды направило бизнес из сферы производства в посредничество и спекуляции. Это привело к массовому закрытию предприятий на Украине и в Луганской области, в частности. Причем разрушению подверглись наукоемкие производства – бывшая гордость экономики страны. Так, например, исчезли целые высокотехнологичные отрасли промышленности: авиастроение, станкостроение, электронное машиностроение, локомотивостроение, горное машиностроение и др. Это отрицательно сказалось на науке – большинство украинских НИИ утратили сферу своей деятельности и прекратили существование, заводская наука свернулась – научные разработки оказались невостребованными в разрушенном производстве. Академическая наука потеряла вектор своего развития, уценилась до "рыночной стоимости" занимаемых ею площадей. Остро стал вопрос, что делать науке в современной Украине?

Новая схема научного обмана

Кризис украинской экономики породил интересное явление – нашествие преподавателей в науку, которое требует честного и детального анализа.

Как известно, научная деятельность состоит в решении интеллектуальных задач стандартными способами (нормальная наука) и в открытии ранее неизвестных свойств и закономерностей окружающей природы (разработка аномалий). Научный работник по роду своей деятельности проводит исследования – решает "головоломки" (по Т.Куну), которые подтверждает экспериментами. В случае возникновения несоответствий с существующей теорией исследователь разрабатывает новое научное покрытие, то есть формирует теоретические положения, которые образуют новые знания. Работа достаточно кропотливая, требующая определенных физических усилий и напряженной работы мозга.

Преподавательская деятельность состоит в оказании гуманитарных услуг населению – повышении квалификации трудовых ресурсов. При этом преподаватель не разрабатывает ничего нового, просто читает курс дисциплины в соответствии с принятым учебным планом. В процессе обучения преподаватель популярно объясняет студентам достижения и логику прошлых научных исследований (начитывает компиляции), которые положены в основу устоявшейся системы знаний. Затем следует проверка усвоенного материала и выдача квалификационного документа. При этом преподаватель, как всякий творческий человек, отождествляет себя с научным работником только лишь потому, что популяризирует известные знания. В результате у него постоянно присутствует "научный зуд" – желание поисследовать чего-нибудь в перерывах между лекциями, зачетами и экзаменами. Данная перспектива подогревается возможными будущими научными степенями и званиями и, конечно же, всякими надбавками, то есть преподаватель-дилетант при определенных условиях может (мечтает) стать "большим ученым", не работая в науке ни единого дня. В результате на Украине сформировался новый вид достаточно алчного научного работника – преподавателя, который не имеет никакого отношения к реальной науке.

Первые и последние результаты

Рыночные условия на Украине подорвали базис науки – промышленность. В результате грамотные специалисты из-за невостребованности (отсутствия настоящего дела) ушли из науки, а их места тут же заняли преподаватели (за дополнительный приработок). Как грибы выросли "потемкинские деревни" – научные учреждения, укомплектованные преподавательским составом. Повсеместно распространилось "многостаночничество", когда преподаватель читает сразу несколько дисциплин в различных учебных организациях, заседает в нескольких специализированных советах по присвоению ученых степеней и при этом еще умудряется проводить (руководить) какие-то "исследования" в научной организации. В результате наблюдаем массовый упадок украинской науки – рынок с его жаждой наживы дает свои плоды.

Нас удивляет, как это прошлые "советские ученые" находят себе место в науке развитых стран. Оказывается, все просто – они умеют работать и давать научный результат, в то время как зарубежные представители науки постоянно барахтаются в "рыночной карусели" по извлечению прибыли. Постоянно до нас доходят слухи о научной мощи зарубежных университетов, о проведении ими каких-то запредельных научных исследований и получении сенсационных результатов. Однако следует усомниться в этом, исходя из простой логики: преподавание и наука – совершенно разные и несовместимые виды деятельности. Преподаватель мог внести вклад в науку только, когда та находилась в зародышевом состоянии. Нам никто не скажет, каким университетам подчиняются научные центры компаний "Эйрбас", "Боинг", "НАСА", "Дженерал моторс", "Форд", "Фольксваген" и др., потому что такой связи просто нет; реальная наука далеко ушла от преподавательства.

На Украине как раз наоборот: для выживания структуры под названием "наука" из ее состава исключили научную деятельность, а рабочие места заняли преподаватели – такой, своеобразный "факультатив". Результаты не заставили себя долго ждать, сейчас украинская наука – наиболее отсталая среди цивилизованных стран. Украинские научные исследования – сплошное переписывание учебников, так называемое развитие вширь. По созданию нематериальных активов – изобретений – потенциал Украины снизился более чем в 20 раз. У нас катастрофически упало количество выдаваемых патентов за год, которое соизмеримо с числом патентов средней американской фирмы.

Свобода личности ученого на Украине не защищена – отсутствуют государственные структуры регистрации и охраны права на научные открытия. А это как раз то, ради чего ученый работает – открывает новые, ранее неизвестные явления, свойства, закономерности материального мира. Даже в случае, когда украинскому ученому удается найти что-то действительно новое в науке, зарегистрировать это в установленном порядке он не может. Следовательно, он заведомо проигрывает спор об авторстве на научное открытие и никто на Земле ему уже не поможет. Наиболее "хитроумные" продают свое авторство за рубеж ради публичности и денег, однако с точки зрения морали эти действия, мягко говоря, ущербны и непонятны.

Изобретательство на Украине обложено непомерными податями. Затраты на оформление заявки, пошлины, стоимость экспертизы на корню уничтожают стремление к разработке новых конкурентоспособных технических решений.

Статистика научной деятельности на Украине представлена в табл.1.


Таблица 1. Научные кадры Украины (по данным Укрстата: http://www.ukrstat.gov.ua/).
Годы Численность научных работников, чел. Численность докторов наук в экономике Украины, чел. Численность кандидатов наук в экономике Украины, чел. Численность рядового состава научных работников, чел.
1990 313079
1991 295010 8133
1992 248455 8797
1993 222127 9224
1994 207436 9441
1995 179799 9759 57610 112430
1996 160103 9974 58132 91997
1997 142532 10322 59332 72878
1998 134413 10446 59703 64264
1999 126045 10233 59547 56265
2000 120773 10339 58741 51693
2001 113341 10603 60647 42091
2002 107447 11008 62673 33766
2003 104841 11259 64372 29210
2004 106603 11573 65839 29191
2005 105512 12014 68291 25207
2006 100245 12488 71893 15864
2007 96820 12845 74191 9784
2008 94138 13423 77763 2952
2009 92403 13866 81169 -2632
2010 89534 14418 84000 -8884
2011 84969 14895 84979 -14905

В табл.1 приведена государственная статистика о численности научных работников на Украине по годам, численности докторов и кандидатов наук. Простым вычитанием получаем динамику количества рядового состава в науке Украины (работников без степеней) (см. столбец 5). Получаем казус: с 2009 года число работников без степеней в науке становится отрицательным!!! В науке не осталось лаборантов, простых исследователей – всюду остепененные люди! Где же наши кандидаты и доктора наук? Конечно же, в высшем образовании (большинство), на госслужбе, в высшем менеджменте, но только не в научных лабораториях.

В результате можно сделать вывод, что за развалом украинского производства тут же последовал крах науки, причем это происходит незаметно под шум реформ и успехов в рекламе "инновационности" пива и водки.

Что делать? Извечный вопрос

Для преодоления краха украинской науки и выхода из создавшегося положения следует принять ряд безотлагательных мер государственного регулирования, в том числе:

  • ввести, наконец, на Украине систему защиты прав авторов на научное открытие;
  • стимулировать новые разработки путем отмены государственных пошлин при подаче заявки на патент изобретения. Расходы на патентование должно взять на себя государство. Платежи с изобретателей брать только в виде налога за использование патента – этого более чем достаточно;
  • запретить преподавателям любую работу в научно-исследовательских организациях;
  • запретить действующим научным работникам участвовать в образовательном процессе. Исключение составляют только публичные лекции о проведенных исследованиях, научных достижениях, прочитанные вне учебных планов;
  • преподавателям начислять надбавки только за защиту диссертаций в сфере педагогических наук;
  • произвести рациональную реструктуризацию Министерств, отделить науку от образования. При этом должно быть создано Министерство науки и инноваций и Министерство гуманитарных услуг, в том числе образования, культуры и спорта;
  • ввести систему государственного планирования научных исследований на Украине. Наука не может быть полностью частной, а потому требует координирующих усилий со стороны государства. Кроме того, многие аспекты современной научной деятельности связаны с государственной безопасностью Украины, а потому никак не могут оставаться без контроля государства;
  • усовершенствовать сотрудничество между производством и наукой, причем, регулятором данного процесса должно выступить государство.

Предложенные меры могут изменить положение дел, освободить науку от нашествия преподавателей, приблизить ее к производству, создать синергию между исследованиями и их практическим внедрением, что возродит украинское производство на более высоком интеллектуальном уровне. Государственное регулирование позволит сократить "рыночный вектор" в науке, который во все времена и во всех странах только ухудшал экономическое положение.

Александр Чаленко

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more