Украина отказывается выплачивать долг России. Что будет делать Москва?
Накануне саммита ЕС украинские власти сделали целый ряд громких заявлений, самым скандальным из которых стал, пожалуй, новый закон о возможности моратория на выплату ряда внешних долгов. Насколько действия Киева затрагивают интересы России? Что намерены предпринять Москва и Запад?
Принудительная реструктуризация
Верховная рада Украины поддержала внесенный кабмином законопроект, который позволит правительству приостанавливать выплату долга внешним коммерческим кредиторам. Он будет действовать до 1 июля 2016 года. Таким образом, Украина в одностороннем порядке фактически проводит принудительную реструктуризацию, о которой настоятельно и неоднократно просила частных кредиторов.
«Мы просим у внешних частных кредиторов прислушаться к просьбе правительства Украины и реструктурировать долги Украины, которыми владеют частные кредиторы. Мы рассчитываем получать доход от реструктуризации порядка 15 млрд долларов. Мы просим дать нам право на введение моратория на внешний долг. Мы хотим заплатить, но на тех условиях, которые предлагает украинское правительство», – заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
Решить вопрос с реструктуризацией 15-миллиардного долга частным инвесторам Украине необходимо до конца мая – без этого она не сможет получить очередной транш от МВФ в рамках обещанной фондом антикризисной программы. В целом она рассчитана на 4 года, а ее общий объем с учетом вклада международных инвесторов оценивается в 41 млрд долларов. Из них 17,5 млрд может предоставить МВФ – на весьма жестких условиях и под конкретные цели и проекты. Первый транш от МВФ в размере 5 млрд долларов Украина получила в марте.
Получение следующего транша под большим вопросом, поскольку частные кредиторы списывать долг не хотят, правда от переговоров о реструктуризации все же не отказываются. Точный список крупнейших кредиторов до сих пор не раскрывается, но известно, что туда входят фонды, которыми управляют или которые консультируют BTG Pactual Europe, Franklin Advisers., TCW Investment Management Company и T. Rowe Price Associates – на них приходится почти 9 млрд украинского долга. По данным, которые приводит ТАСС, около 8 млрд долларов составляет задолженность перед фондом Franklin Templeton. Среди других кредиторов Украины – фонды Pimco Advisors, Bluebay Asset Management, Blackrock Group Limited, Goldman Sachs Group, Nomura, Credit Agricole и другие крупнейшие инвестфонды мира.
Принятый Украиной закон о защите госактивов от «недобросовестных кредиторов» удивительно перекликается с мнением бывшего секретаря Государственного казначейства США Ларри Саммерса, высказанным незадолго до этого в издании The Financial Times. Он осудил «эгоистичную и неконструктивную» позицию частных кредиторов, которые так стесняются ее, что «даже избегают публичной идентификации, играют в жестокую игру и отказываются от любого списания». «МВФ и национальная власть должны указать непокорным кредиторам на их безответственное поведение. Если необходимо, Украина должна быть готова объявить дефолт и не выполнять свои обязательства, а международное сообщество должно четко заявить, что оно будет продолжать помогать Киеву. В таком контексте у кредиторов не будет другого выбора, кроме как принять экономическую реальность ситуации», – считает экс-председатель госказначейства.
При чем тут Россия?
В разряд частных кредитов Украина настойчиво зачисляет и купленные Россией на 3 млрд долларов в 2013 году украинские евробонды. «Украина пытается перевести госдолг в отношении России в коммерческий уже несколько месяцев. Дело в том, что по коммерческим долгам, согласно правилам МВФ, можно объявлять дефолт, то есть отказываться от выплаты по ним. Именно поэтому Украина и пытается перевести госдолг в коммерческий. Более того, у минфина Украины появится серьезный рычаг. По коммерческим долгам последнее слово принадлежит заемщику, а по госдолгу – кредитору», – пояснял ранее президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Зачисление российского долга в разряд коммерческих глава Минфина Украины Наталья Яресько обосновывает тем, что не известен конечный бенефициар выкупленных Россией еврооблигаций, а также тем, что все обязательства по украинским евробондам относятся к разряду коммерческих. Предоставить Украине кредит в 15 млрд долларов, вложив их в украинские еврооблигации российское правительство решило в декабре 2013 года. Для этой цели планировалось использовать деньги из Фонда национального благосостояния. Вскоре был выкуплен первый транш на 3 млрд долларов со сроком обращения два года со ставкой купона 5% годовых с выплатой купонного дохода с периодичностью один раз в полгода. Выпуск должен быть погашен в декабре 2015 года. В 2014 году Россия отказалась продолжать выкуп из-за нестабильной ситуации на Украине – и как показывает нынешняя позиция украинского правительства, это было верным решением.
Теперь Минфин РФ настаивает, что предоставленный Россией кредит в 3 млрд долларов нельзя считать частным, он должен быть выплачен в установленный срок и участвовать в «долговой операции» по реструктуризации украинского долга Россия не будет. Пока Украина не нарушала своих обязательств по обслуживанию этого кредита, очередные выплаты ожидаются в июне. Если же они будут приостановлены, то Москва намерена обратиться в международный суд. Сделать это, при необходимости, можно будет уже в июне, сообщает ТАСС, ссылаясь на мнение эксперта. Россия вправе будет потребовать досрочного погашения всего кредита, однако рассмотрение подобных дел, как показывает практика, может занимать 2–3 года.
Сколько еще Украина «простит» России?
По условиям соглашения, а оно было сделано по европейскому праву, Россия может требовать досрочного погашения долга, если общий объем государственной задолженности Украины превышает 60%, напоминает президент РФ Владимир Путин. На сегодня, по данным Нацбанка Украины, внешний долг страны оценивается в 70% ВВП (50 млрд долларов), к 2016 г. он достигнет 93% ВВП.
Путин охарактеризовал решение Верховной рады ввести мораторий на выплату внешнего долга «странным заявлением». По его словам, мораторий соответствует фактическому объявлению дефолта. «Уровень ответственности, профессионализма, конечно, судя по всему, невысокий, несмотря на то, что страну поставили под внешнее управление», – отметил Путин.
До сих пор Россия, идя навстречу просьбам украинских партнеров и МВФ, не пользовалась своим правом, чтобы не усугублять и без того сложную экономическую ситуацию на Украине. Однако теперь самое время понять, наконец, намерения этих партнеров. Помимо упомянутых 3 млрд, существуют еще кредиты на общую сумму порядка 25 млрд долларов, которые российские банки – Газпромбанк, Сбербанк и др. – предоставили заемщикам на Украине, как коммерческим, так и суверенным. «Значительная часть этой задолженности – перед банками, акционером которых является российское государство», – отметил премьер-министр, которому президент поручил держать ситуацию с долгами на контроле. Помимо этого есть еще и долг «Нафтогаза», который пока является госкомпанией.
«России стоит забыть, что кто-то что-то будет с Украины платить. Учитывая риторику, которая в наш адрес оттуда раздается, это и так любому понятно. Все долги Украины перед Россией пора перевести в разряд безнадежных», – считает директор Институт проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин. По его мнению, России стоит быть менее сговорчивой и занять более жесткую позицию в отношении Украины.
Министр финансов РФ Антон Силуанов в случае приостановки Украиной выплат по кредитам намерен обратиться в МВФ. «Программа валютного фонда всегда учитывает и строится на том, чтобы требования кредиторов были урегулированы в той или иной степени. Поэтому программа не может предоставлять ресурсы для страны, которая имеет неурегулированную задолженность перед своим кредитором», – поясняет Силуанов.
В то же время первый зампред Центробанка Ксения Юдаева в комментарии РИА Новости отметила, что мораторий на выплату 3 млрд долларов России со стороны Украины не окажет существенного влияния на российский платежный баланс. «Понятно, что какой-то эффект от этого может быть, но я не думаю что сколько-нибудь драматический или заметный с точки зрения платежного баланса в целом», – отметила Юдаева.
Написать комментарий