24 НОЯ, 22:05 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Регионы и действующая экономическая политика России

17 Октября 2012 9663 0 Интервью и комментарии
Регионы и действующая экономическая политика России

В преддверии ХI Общероссийского Форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» редакция «Капитала страны» поговорила с экспертом и председателем комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктором Кидяевым. Как устроены российские агломерации? И какие перспективы есть у межрегиональной интеграции?

Децентрализация бюджетной системы, умеренная (в конституционных рамках) автономизация региональных бюджетов, - одна из важных задач, стоящих перед нами в сфере экономической политики Российской Федерации. Для социально-экономического развития территорий, укрепления их потенциала, формирования инвестиционного климата необходимо обеспечить их финансовую самостоятельность от федерального центра.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, в ближайшие три года региональное развитие будет характеризоваться ростом основных макроэкономических показателей за счёт повышения конкурентоспособности региональных экономик, улучшения инвестиционного климата, реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих интенсивные структурные сдвиги. При этом тенденция ежегодного роста производства ВРП в среднесрочной перспективе будет характерна для всех федеральных округов и почти всех субъектов Российской Федерации.

Однако все эти положительные данные относятся к внебюджетной сферы. В сфере бюджетной всё обстоит несколько иначе.

Неутешительны данные, закреплённые в проекте федерального бюджета. Доля доходов федерального центра в общей бюджетной структуре составит 51,3% в 2013 году, 50,7% в 2014 и 50,3% в 2015, а доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) - всего лишь 31,0%, 31,5% и 31,5% соответственно. В этих условиях получается, что в 2013-2015 годах доходная база консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будет формироваться за счёт значительной доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - 1296,9 млрд. рублей, 1184,7  млрд. рублей, 1168,7 млрд. рублей соответственно.

Превалирование дотаций над собственными доходами негативно сказывается на финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов, на эффективности использования ими бюджетных средств. У дотационных территорий отсутствуют стимулы к социально-экономическому развитию. Приходится констатировать, что исполнение расходных обязательств большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в значительной степени будет зависеть от финансовой помощи из федерального бюджета.

К сожалению, на данный момент доля доходов из собственных источников в структуре бюджетов субъектов РФ крайне низка. Значительную часть своих полномочий регионы обеспечивают за счёт трансфертов из федерального бюджета. Однако эта ситуация управляема и должна быть взята под контроль. Необходимо предоставить регионам возможность пополнять собственную доходную базу. Существует ряд перспективных способов, таких как перераспределение налогов, отмена федеральных льгот, частичная передача недропользования в сферу муниципального управления, и др.

Наш Комитет предлагает комплекс мер по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства в целях стимулирования субъектов РФ к наращиванию собственного экономического потенциала.

Во-первых, следует передать в региональное ведение некоторые виды налогов, в частности водный налог по нормативу 100% и 50% годового прироста налога на добавленную стоимость.

Необходимо подумать и о введении регионального транспортного налога в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Отчисления от него должны поступать в региональные дорожные фонды.

Кроме того, следует зачислять в бюджеты субъектов РФ в полном объёме акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья, на спиртосодержащую продукцию, на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, на автомобильный и прямогонный бензин, на табачную продукцию и некоторые другие.

Во-вторых, мы предлагаем внести в Государственную Думу пакета законопроектов, предусматривающих поэтапную отмену всех льгот по региональным и местным налогам, установленные федеральным законодательством (по налогам на имущество организаций, имущество физических лиц, земельному налогу).

Параллельно с этим мы разработали предложения по увеличению собственных налоговых источников муниципальных образований, что существенно облегчит нагрузку на бюджеты субъектов РФ, обеспечивающих в настоящее время в значительной степени исполнение муниципалитетами своих расходных обязательств. В том числе следует отдать регионам следует некоторые налоги, отчисления от которых сейчас поступают в федеральный бюджет. По справедливости в муниципальных бюджетах должны быть те налоговые доходы, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления.

Экономическая автономия российских регионов - на данный момент утопия. Они не обладают пока для этого достаточными ресурсами, в стране пока не созданы для этого необходимые условия. В то же время именно регионы должны в перспективе стать базой для комплексной модернизации России: для политических и управленческих преобразований, перехода от сырьевой к инновационной экономике, становления малого и среднего предпринимательства нового типа, научно-технических апгрейдов, промышленного сдвига, социокультурного прогресса.
.jpg img_0932 img_7731

Хорошие перспективы есть у агломераций, цементирующих связь территориальных образований внутри региона не только по пространственным, но и по более значимым критериям: производственным, трудовым, культурно-бытовым, рекреационным. Субъекты, в составе которых города объединены по данным принципам, более устойчивы и имеют больше возможностей для развития.

В вопросах межрегиональной интеграции на помощь придёт горизонтальное, «сетевое» сотрудничество регионов в рамках кластеров: экономических, производственных, научных, образовательных. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, и формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров.           Современное экономическое развитие характеризуется стремительной регионализацией, в условиях которой особую важность приобретает близость создателей «интеллектуального капитала», «технологических ресурсов» и частного сектора (бизнеса). Глобализация, усиление конкуренции в мировых масштабах, мировой финансово-экономический кризис, развитие информационно-компьютерных технологий, растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями и ряд других факторов обусловили возникновение кластеров как институциональной основы инновационного развития российских территорий и российского государства в целом.   У такого подхода есть много преимуществ для укрепления региональных и национальной экономик.      
 Во-первых, кластеры обеспечивают высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики за счёт повышения конкурентоспособности всех входящих в его состав субъектов: предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций.                     
   Во-вторых, кластеры повышают конкурентоспособность отечественной экономики в целом. Для всей экономики страны или региона кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка и освоения международного. Наличие целого кластера отраслей ускоряет процесс создания факторов конкурентных преимуществ за счёт совместных инвестиций в развитие технологий, в информацию, инфраструктуру, образование.                                                                        
  В-третьих, кластеры способствуют интенсификации механизмов государственно-частного партнёрства.                                                        
  В-четвёртых, кластеры создают условия для формирования региональных инновационных систем.                                                             
  В-пятых, крупные производители кластера создают спрос на специализированные материально-технические ресурсы и услуги, способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионе.                   
  В-шестых, конкуренция между производителями в кластере приводит к углублению специализации внутри него, появлению новых субъектов бизнеса, что повышает доходность регионального производства, решает проблемы занятости населения и усиливает интеграционный потенциал.                                                                  
 В-седьмых, кластеры, являясь формой приграничного сотрудничества в сфере торговли, сельского хозяйства, туризма, транспорта, инфраструктуры, способствуют развитию приграничных территорий.                            И наконец, функционируя на отдельных пространствах, кластеры позволяют учитывать региональную специфику и вырабатывать адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности предприятий.

  Напомним, что ХI Общероссийский Форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России»пройдет в Санкт-Петербурге 20-23 октября

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more