24 НОЯ, 03:50 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Проблемы социальной ответственности предпринимательства

20 Апреля 2011 9668 1 Экономика
Проблемы социальной ответственности предпринимательства

Что такое социальная ответственность бизнеса? Можно ли проявлять таковую на фоне обостряющейся конкуренции между фирмами и работниками? Какова роль государства в согласовании принципов гуманизма и жажды наживы в корпоративной среде?

С изменением политического строя, появлением новых социально-экономических отношений трансформировался характер и содержание организаций. Иной стала структура организаций, изменились взаимоотношения между различными социальными общностями. Чаще эти отношения носят противоречивый характер. Особенно сильное противостояние проявляется в предпринимательских структурах, в сфере бизнеса. Порой это противостояние носит противоправные формы. Результатом таких отношений является рост правовых нарушений и социальной напряженности в обществе, усиление депривации и всеобщей неудовлетворенности, увеличением профессиональной пассивности и неверие в перспективы развития.

Тем не менее, роль предпринимательства и бизнеса с позиции выполняемых социальных и экономических функций велика. Они создают рабочие места, насыщают рынок товарами, удовлетворяющими потребности населения, определяют темпы валового продукта, формируют конкурентную среду, участвуют в благотворительности, решают социальные проблемы или снижают ее остроту в обществе и т.д. В целом предпринимательство способствует воспроизводству населения в части рабочей силы. Все эти функции эффективно выполняются, когда предпринимательство функционирует в достаточно цивилизованном, стабильно развивающемся обществе. В этих условиях повышается социальная ответственность всех субъектов предпринимательской деятельности или бизнеса.

Само понятие ответственности часто понимается как синоним обязанности что-то сделать. Социальная ответственность выступает как определенные ожидания окружающей среды по отношению к определенным общественным организациям и осознанием долга перед обществом. Социальная ответственность возникает на основе социальных норм и реализуется как через формы социального контроля (общественное мнение, устав, закон), так и через понимание своей общественной роли.

Социальная ответственность предпринимательства – это некоторая договоренность между предпринимательством и обществом, в котором оно функционирует. Этот тандем реализуется через стратегию, направленную на реализацию своих интересов с учетом общественных потребностей. То есть ответственность выступает как правовая, так и как социально-этическая норма. Действия предпринимательства в рамках законности считаются социальными.

Но как в рыночных условиях рассматривать проблему конкуренции и выживания, не упуская из вида социальную ответственность? Какие необходимо выбрать социальные ориентиры, чтобы с одной стороны не нарушать законы и учитывать все последствия своих действий, с другой – двигаться в сторону роста, и в частности получения прибыли, а соответственно и наибольшей выгоды?

Естественная обязанность бизнеса – нацеленность на максимальную прибыль. Наверное, невозможно представить собственника, конкурирующего в «рыночных джунглях» и выживающего в дикой конкурентной борьбе и при этом строго действующего по закону. Жесткая конкуренция способствует только большей разобщенности и отчужденности, обостряя социальную напряженность. Возникает необходимость выстраивания гармоничных отношений бизнеса со средой, работниками, государством, в целом с обществом. Создание партнерских отношений способствует качественному развитию и совершенствованию социальных структур, но как выстроить их в конкурентной среде, где выживают отнюдь не честные, а не дисциплинированные в отношении права предприниматели и бизнесмены. Жесткая борьба проявляется в безжалостном подавлении конкурентов, вытеснении соперников с рынка, их разорение. В ход идут различные средства, в частности: ложная информация, сомнительная реклама, дискредитация конкурентов, лицемерие, взяточничество, спекуляция и т.д. В этих условиях  сложно сохранить этические принципы и гуманные отношения в такой борьбе. За чертой между конкурентами остаются такие ценности, как чувство долга, уважение в прямом смысле, поддержка друг друга и взаимопомощь, дружба и т.д. В состязательной борьбе под сомнение ставятся человеческие, искренние, доброжелательные отношения.

В рыночных условиях борьба за долю рынка, удовлетворение своих потребностей особенно усиливается. Социальная роль конкуренции, конечно же, не исключается, но как определить пределы ее добросовестной и недобросовестной разновидности, когда борьба в принципе осуществляется в заданных экономико-правовых рамках. А состязательные действия направлены на получение своей выгоды, определяющейся частной собственностью. В этом еще раз мы видим подтверждение известной теории «корпоративного эгоизма».

В системе частной собственности в противоречие вступает и профессиональная ответственность. Исходя из интересов хозяев, работники должны свой профессионализм направить на увеличение их дохода и создание благоприятной среды для устойчивой прибыли. Предпринимательская деятельность связана с риском. Даже самый тщательный расчет и прогноз не способны предусмотреть все нюансы хозяйственной деятельности в условиях рыночной неопределенности. Профессионализм наемных работников в предпринимательской среде проявляется в применении своих знаний и навыков, направленных на формирование жизнестойкости предприятия, завоевание им рынка. Но для обеспечения решений данной задачи собственник обязан обеспечить работникам достойное существование. Противоречива сама позиция, когда с одной стороны, защита наемных работников, а с другой – стратегия максимальной прибыли и вознаграждения собственников. Но поскольку наемные работники участвуют лишь в наращивании максимальной прибыли и  практически никогда или в меньшей степени в ее распределении, то уравновесить экономическую и социальную составляющую всех страт в коммерческих частных организациях возможно лишь в мечтах.

Что касается нравственной ответственности, она возникает на основе моральных норм и ценностей, через понимание своей роли в развитии общества. Основной моральный принцип – это стремление к всеобщему благу, не причиняя другим вреда. Для этого необходимо, чтобы бизнесмены обладали высокими качествами гуманизма и понимали не только реальную выгоду для себя, но и вкладывались для процветания общества. Индивидуальная выгода соседствует с общественной и реализуется в росте благосостояния всех, а не отдельных граждан. Ответственность должна распространяться по всем направления: экономическим, экологическим, социальным, этическим, политическим и т.д.

Сложные взаимоотношения складываются и среди работодателей – предпринимателей и наемных работников. Организационные и экономические интересы предпринимателя, совпадающие чаще всего с его основными целями, нередко противостоят интересам наемных работников, цели которых не совпадают с целями всего предприятия. В последнее время противостояние между ними особенно усиливается в связи с недопониманием каждого своей роли в системе взаимодействия. Полярность очевидна в различных целях, интересов, выполняемых функциях. Налицо проявление отчужденности труда работников в условиях господства частной собственности. Степень удовлетворения труда напрямую зависит не от результатов, а от собственника, работодателя, его прихотей, а участие работника в увеличении прибыли с малой вероятностью отразится на оплате труда. В связи с этим велика дифференциация в оплате труда собственника и наемного работника любого уровня. Как определить степень социальной ответственности бизнесменов, диктуемой якобы сознательными качествами гуманизма в случае нарушения ими трудового кодекса по отношению к своим работникам. Например, незаконные увольнения, шантаж работников, моббинг и т.д. На практике таких примеров множество. Нередки случаи сверхэксплуатации работников, задержка заработной платы, сознательно заниженная стоимость труда, что еще больше противоречит трудовому праву в рамках современных условий труда. Отсюда и безработица, обнищание большей части население страны, социальная несправедливость, ярко выраженное экономическое неравенство.

Предпринимательство существует в неустойчивой экономике, кризис охватил все сферы деятельности. Предприятия часто попадают в нестандартные ситуации, где и закон бессилен. Рыночная система характеризуется наличием частной собственности, и найти место в ней социальной (общественной) составляющей проблематично.

Понимание социальной ответственности с позиции общественных норм и ожиданий противоречит рыночным отношениям. Все что полезно для бизнеса не всегда корректно для его окружения. Для большинства предприятий социальная ответственность выходит на второй план. Особенно сложнее малому предпринимательству в России в связи с тем, что оно нестабильно и не защищено от посягательств коррумпированных преступных структур. Поэтому его эгоистический интерес вполне оправдан. Рыночная система требует активного государственного вмешательства в выработку механизмов равноправной социальной поддержки предпринимательства, в особенности малого, а также в формирование благоприятной среды для зарождения гуманистических основ в формате социальной ответственности.

Проявление бизнесом социальной ответственности отражается на удовлетворении ожиданий окружающей общественной среды. Но для этого организационные структуры должны обладать значительными финансовыми ресурсами и функционировать в стабильной экономике. Должны быть четко разработаны гибкие критерии социальной ответственности в зависимости от факторов, влияющих на его величину. Социальная экономика в формате социальной ответственности должна преобразовываться в следующих направлениях:

- социальной поддержки населения, поощрения их активности в принятии решений, в проявлении самостоятельности;

- формировании эффективных социально-экономических условий жизни общества;

- государственного регулирования деловой активности бизнеса и предпринимательских структур в общественных интересах;

- противодействия негативным общественным явлениям и процессам в трудовой сфере, борьбы с асоциальными действиями.

Эти направления могут быть важными векторами в управленческой деятельности малого бизнеса и предпринимательства. Опираясь на социальную политику, малое предпринимательство станет реальным фактором социально-экономического развития общества.

Людмила Ромашова

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Ж
24.05.2011 0 0
Жеребцова Татьяна Александровна:

Добрый день! Мне понравилась Ваша статья, если можно так назвать. Если это осуществить, то цены, бы не было нашим предпринимателям. На сегодня это просто крик душевный.....



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more