О выходе из кризиса и особенностях дальнейшего развития
Россия построила явно неудачный капитализм. Его дальнейшее существование в нынешнем виде чревато множеством социальных и экономических проблем. Но куда двигаться? К изменению общественной формации? И как можно осуществлять безболезненное движение к новому обществу? Как роль здесь принадлежит механизмам кооперации?
Многие проблемы в современном обществе связаны с недопониманием свих интересов по части их развития. Вопрос этот актуален для первых трех формаций – рабской, феодальной и капитальной. В каждой из них есть классы с противоположными интересами. Это, если их рассматривать в статике, без учета направления развития интересов. В динамике картина меняется почти на противоположную. С переходом к следующей формации раб и рабовладелец, феодал и крепостной реализуют каждый свои первоочередные цели. Путь решения у эксплуататора и эксплуатируемого один и тот же – переход к следующей формации. По этой части антагонизм несколько смягчается. Даже есть повод для сотрудничества по преодолению сопротивления консервативной части каждого из классов. Дело в том, что не каждый раб, и не каждый крепостной хочет покидать свое унизительное состояние. Психологический настрой определяется соотношением жадности, эгоизма, лени и прагматизма. Жадность и эгоизм заставляют двигаться вперед к следующей формации, а вот лень и прагматизм тянут назад к сохранению данной формации. Иногда, в случае гипертрофированного присутствия лени и прагматизма, проявляется тяга к предыдущей формации. За примерами далеко ходить не надо. Посмотрите внимательней на тех, кто страдает ностальгией по рабскому существованию в СССР и кто не хочет перемен в крепостной России.
Современное состояние экономической теории и практики, пожалуй, можно охарактеризовать одним словом – кризис. Нет не только четкого, а вообще никакого представления о путях выхода из кризисной ситуации. Не понятно что, как и зачем надо для этого делать.
Отличительной особенностью теории эволюционного общественного развития является то, что у нее нет сомнений по поводу выхода из любой экономической ситуации. Достаточно определить, к какой точке на траектории общественного развития ближе всего расположена данная ситуация. Далее определяется, что и как надо менять для возврата на расчетную траекторию. А для каждой точки нормального эволюционного развития данная теория имеет ясное представление о том, что, как и почему здесь развивается.
Применительно к нашей ситуации главным представляется вопрос о том, как теоретически грамотно перейти к теоретически правильной капитальной экономике. Сначала о том, что будет, если ничего не делать. Кризис будет углубляться вплоть до случайного выхода на расчетную траекторию.
Жадность и эгоизм не успокоятся, пока не доведут развитие общества по направлению от общинной экономики к капитальной экономике до максимальной, предельно возможной внешней свободы, включая ее экономическую составляющую. Это очень серьезный вопрос. Дело в том, что достигают они своих целей путем создания социальной напряженности и взрывов. И так происходит при каждом отклонении от нормального эволюционного развития.
Не могут хозяева капитальной экономики – предприниматели и наемные работники, чувствовать себя свободными, находясь под управлением сверху со стороны государства и при наличии больших ресурсов финансового сектора, которыми они не могут распоряжаться по своему усмотрению. Можно не сомневаться, что и на этот раз проблемы будут решены через социальные потрясения с неизбежными потерями и жертвами. Трудно уважать себя, оставаясь пассивным участником этих событий.
Сам собой встает вопрос об альтернативе негуманному и нецивилизованному сценарию. Как мирными, эволюционными путями решить эти проблемы?
Одним из путей (предположительно единственно верным) является кооперация производителей и потребителей преимущественно по территориальному признаку.
Для эффективного управления и самоуправления нужна многоуровневая концентрация информации о потребностях и возможностях для организации их реализации на максимально низком уровне. Другими словами, надо знать потребности и возможности каждого потребителя и производителя каждого населенного пункта, региона, страны, экономических союзов и мировой экономики. Разумно замыкать экономические связи на самом низком уровне.
Наивно полагать, что такую систему можно создать искусственно по инициативе сверху. Пример тому – потребкооперация времен СССР, частично сохранившаяся до наших дней. Нужна пропаганда целесообразности и хорошие условия для самоорганизации самоуправляемых структур предпринимателей и потребителей преимущественно по территориальному признаку. Их нормальная деятельность предполагает концентрацию информации и замыкание максимального числа хозяйственных связей на своем уровне. По их инициативе и за их счет могут решаться актуальные, по их мнению, общие вопросы профессионального и общего образования, здравоохранения, социального обеспечения, досуга и т.д.
Преимущественно для реализации излишней продукции и приобретения недостающих товаров и услуг потребуется налаживание связей с аналогичными соседними организациями. Формы сотрудничества могут быть разными. От прямых хозяйственных связей, желательно через созданный по совместной инициативе на основе совместного финансирования орган рекомендательного планирования, до полного объединения. Важно не допускать забеганий в процессах объединений, так как любая неуклюжая попытка ускорить события – это, в конечном итоге, откат назад и потеря времени. Залогом малой вероятности таких событий является то, что любая инициатива основана на самофинансировании, и каждый может выделять или не выделять свою долю собственных средств на ее реализацию.
В случае возникновения серьезных разногласий с местной и центральной властью по поводу снижения налогов для структур самоуправления пропорционально объему решаемых ими задач придется активизировать работу по выдвижению и поддержке единых кандидатов от блока предпринимателей и наемных работников на выборах всех уровней. Это вынужденная и временная мера с целью устранения серьезных препятствий в развитии самоорганизующихся структур. Перспектив у центральной власти мало, так как основные вопросы будут решаться в режиме самоуправления.
Аналогичными мерами можно убедить центральную власть через изменение системы налогообложения вернуть активы финансового сектора в реальное производство. Вероятно, увеличение налогов на имущество должно сопровождаться временными налоговыми льготами в случае перевода активов в реальный сектор экономики.
Такими видятся цивилизованные движения по возврату в теоретически правильный капитализм.
Любопытна судьба и роль жадности и эгоизма в дальнейшем эволюционном развитии общества. Капитальная экономика – это вершина развития сознания по части морали. Дальше нас ждет деградация. Поэтому нет разумности в желании ускоренного дальнейшего развития.
Дело в том, что жадность и эгоизм непрерывно и поэтапно (через формации) двигавшие общество к свободе, исчерпали свои возможности. Капитальная экономика – самая свободная (в привычном понимании свободы) и дальше пути в этом направлении нет. Дальше можно двигаться лишь в обратную сторону, к общинной формации. В точке поворота эволюционного развития общества все экономические категории меняют направление своего развития или место расположения. Жадность и эгоизм уступают роль лидеров в определении направления поэтапного общественного развития лени и прагматизму. Можно сказать, что уходят к ним в оппозицию. Дело в том, что свобода начинает восприниматься в новом качестве как чисто внутренняя категория – возможность личного освобождения от конкретных первоочередных проблем. Фактически речь идет о добровольном снижении своей значимости и своего личного участия в управлении производством (социальная экономика), управлении распределением (коммунальная экономика) и, наконец, в определении своих личных потребностей (общинная экономика).
Жадность и эгоизм пытаются противостоять постепенному уменьшению внешней свободы практически до нулевого уровня, но ничего поделать не могут. Особо жадные и эгоистичные люди будут постоянно стремиться назад к капитальной экономике, но не они определяют общее направление развития. И только при достижении конечной точки развития в данном направлении – максимальной внутренней и нулевой внешней свободы, когда человек по части организации своего бытия абсолютно ничего собой не представляет, и его с удивительной легкостью любая распределительная система превращает в раба, только тогда свобода опять начинает восприниматься как внешняя категория.
Жадность и эгоизм восстанавливают свои позиции, и начинается новый виток спирали общественного развития. Вероятно, следует отметить, что рабами будут становиться и вполне цивилизованные образованные люди. Вспомните СССР, и чего тогда стоила человеческая жизнь.
Для каждого из двух противоположных направлений общественного развития актуальна своя философия. Для движения от общинной к капитальной экономике больше подходит традиционная философия борьбы противоположностей. А вот при движении в обратном направлении желательно придерживаться философии взаимодействия. Вероятно, и различные религии могут играть роль попутного или встречного ветра для каждого из направлений эволюционного развития общества.
Написать комментарий
Очередная муть. Маниловский мост... Сведение сложнейших проблем мира к сбору мнений о желаниях потребителей.... И это сейчас, когда нередко сами потребители не могут даже догадаться, что же им нужно. Нужен ли был интернет, когда его не было? Сотовый телефон? Телевизор 3D? Скайп? Любой грамотный человек знает, что в наше время потребности ФОРМИРУЮТ, что изобретение нового создаёт и новые потребности. Товарищ Заикин этого не знает, но берётся учить всех. Тут проблема диагностики. Оксанов.