Новые способы финансирования бюджетного дефицита
В соответствии с данными Федерального казначейства, федеральный бюджет в январе-апреле текущего года исполнен с практически нулевым дефицитом. Такой результат неудивителен – средняя цена на нефть за данный период на 12 долл./барр. превышала прогнозную цену. В прошлом году при совпадении доходов и расходов бюджета можно было говорить о бюджетной сбалансированности, но новое бюджетное правило вносит свои коррективы.
Доходы федерального бюджета в январе-апреле текущего года составили 4,2 трлн. руб., или 21% ВВП (на 2 п.п. ниже, чем за аналогичный период 2012 г.). Нефтегазовые доходы составили 2,1 трлн. руб. На формирование нефтегазовых доходов влияют четыре фактора: динамика мировых цен на нефть, газ и нефтепродукты, номинальный курс доллара к рублю, динамика объемов производства нефти и газа, а также объемы экспорта нефти, газа и нефтепродуктов. На основе оперативных данных Минэнерго можно сделать вывод, что динамика добычи и экспорта нефти близка к официальному прогнозу Минэкономразвития, есть отставание по добыче газа, но существенного влияния на формирование нефтегазовых доходов этот факт не оказывает.
Оценим влияние первых двух факторов. В первые четыре месяца текущего года они действовали разнонаправленно, средняя цена на нефть Urals составила 109 долл./барр. (доходы бюджета рассчитаны при 97 долл./барр.), средний обменный курс доллара к рублю составлял 31,33 руб./долл. при заложенном в бюджет курсе 32,4 руб./долл. В итоге, по нашей оценке, за первые четыре месяца бюджет получил около 190 млрд. руб. незапланированных дополнительных нефтегазовых доходов. Термин «дополнительные нефтегазовые доходы» имеет теперь другой смысл – это доходы при превышении нефтяных цен относительно базовой цены, равной в текущем году 91 долл./барр. В первые четыре месяца 2013 г. такие доходы составили около 370 млрд. руб.
С ненефтегазовыми доходами федерального бюджета дела обстоят не так хорошо.
Мы уже писали, что замедление экономического роста негативно сказывается на налоговых поступлениях. Применительно к внутреннему НДС, по нашей оценке, за первые четыре месяца недополучено около 120 млрд. руб. по сравнению с плановыми проектировками. Поступления этого налога снизились в номинальном выражении по отношению к соответствующему показателю прошлого года на 4%. Если к этому добавить 8%-ную инфляцию, то получается что либо спад в экономике уже давно наступил, либо налогоплательщики проявляют чудеса храбрости и находят всё новые способы не платить налоги, либо возврат НДС набрал фантастические масштабы. Можно, конечно, поверить налоговикам, что проблемы со сбором НДС носят временный характер и во второй половине года ситуация нормализуется. Но если этого не случится, то за год недобор НДС может составить 360 млрд. руб.
Нам, откровенно говоря, более правдоподобной представляется гипотеза спада: за первые пять месяцев текущего года (за январь-май) поступления налогов, администрируемых ФНС, по сравнению с соответствующим периодом 2012 г., снизились на 1,7%, при этом поступления по внутреннему НДС снизились на 4,1%, по налогу на прибыль – на 20%(!). О чём-то это должно говорить, не правда ли? Если бы не было проблем с формированием ненефтегазовых доходов бюджета, баланс бюджета за первые четыре месяца, при почти равномерном исполнении бюджета по расходам, был бы положительным и составлял бы около 0,7–0,8% ВВП.
Рис. 5.1. Доходы консолидированного бюджета по видам налогов, в % ВВП
Источник: Казначейство РФ, ФНС, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Таблица 5.1. Доходы и расходы федерального бюджета в январе-апреле 2013 г., млрд. руб.
Январь-апрель 2012 г. | Январь-апрель 2013 г. | |
---|---|---|
ДОХОДЫ | 4058,70 | 4224,40 |
Нефтегазовые доходы | 2104,80 | 2087,70 |
Ненефтегазовые доходы | 1953,90 | 2136,70 |
РАСХОДЫ | 4110,00 | 4230,90 |
Процентные расходы | 119,10 | 140,60 |
Непроцентные расходы | 3990,90 | 4090,30 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) | -51,30 | -6,50 |
Ненефтегазовый дефицит | -2156,10 | -2094,20 |
Источники внутреннего финансирования дефицита | 291,80 | 495,30 |
Источники внешнего финансирования дефицита | 103,40 | -24,50 |
Изменение остатка средств | -343,8 | -464,4 |
Как видно из данных таблицы 5.1, при дефиците федерального бюджета в 6 млрд. руб., источники внутреннего финансирования дефицита составили 495,3 млрд. руб. Такие ресурсы потребовались для финансирования бюджетного дефицита, погашения задолженности по внешним заимствованиям в размере 24,5 млрд. руб. и, главное, для увеличения средств на казначейском счете для последующего пополнения Резервного фонда на сумму 464,4 млрд. руб. С учетом набежавшей курсовой разницы в действительности объем средств на казначейском счете был увеличены на 366 млрд. руб., что практически совпадает с приведенным выше объемом дополнительных нефтегазовых доходов.
Таблица 5.2. Доходы и расходы федерального бюджета в январе-апреле 2013 г., в % ВВП
Январь-апрель 2012 г. | Январь-апрель 2013 г. | |
---|---|---|
ДОХОДЫ | 23,00 | 20,89 |
Нефтегазовые доходы | 11,93 | 10,32 |
Ненефтегазовые доходы | 11,07 | 10,57 |
РАСХОДЫ | 23,29 | 20,92 |
Процентные расходы | 0,67 | 0,70 |
Непроцентные расходы | 22,61 | 20,23 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) | -0,29 | -0,03 |
Ненефтегазовый дефицит | -12,22 | -10,36 |
Источники внутреннего финансирования дефицита | 1,65 | 2,45 |
Источники внешнего финансирования дефицита | 0,59 | -0,12 |
Изменение остатка средств | -1,95 | -2,30 |
Таблица 5.3. Доля налоговых поступлений за январь-апрель в общем объеме запланированных и фактических поступлений за год, в % к факту/назначениям
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
---|---|---|---|---|
НДС (внутр.) | 37,37% | 34,46% | 35,16% | 29,30% |
Акцизы (внутр.) | 30,03% | 28,09% | 28,14% | 27,07% |
НДС (имп.) | 24,80% | 27,67% | 28,40% | 26,11% |
Нас почему-то заинтересовал вопрос о том, откуда Минфин взял эти средства? Ведь с рынка государственных заимствований Минфин не взял ничего, даже напротив, чистое погашение составило 55 млрд. руб. Не было и никаких сумасшедших по масштабам продаж госимущества (не те времена нынче!) – доходы от продажи имущества составили за январь-апрель 2013 г. всего 17 млрд. руб. Казалось, что никаких других источников у Минфина нет, и мы были готовы бить в барабаны, но… оказалось, мы просто недооценили креативности сотрудников Минфина. Средства на наращивание остатков на счетах и для погашения государственного долга нашлись на казначейских счетах автономных и бюджетных учреждений (324,9 млрд. руб.), а также госкомпаний (53,3 млрд. руб.). Оказывается, бюджетную арифметику можно какое-то время подправлять просто за счет виртуального переноса в отчетную дату средств на едином казначейском счете бюджета от одного хозяина к другому. Одно плохо, по итогам года такая манипуляция вряд ли возможна, ведь бюджетным и автономным учреждениям, а также госкомпаниям их средства рано или поздно потребуются, например, на выплату заработной платы в соответствии с указами Президента.
В предыдущих выпусках «Нового КГБ» мы писали, что в принципе неисполнение планов по приватизации (с которым все уже смирились и которое, по оптимистичной оценке, составит около 300 млрд. руб.) может быть компенсировано ростом внутренних и внешних заимствований. Из нынешней ситуации вытекает, что за июнь-декабрь текущего года чистые заимствования должны составить порядка 900 млрд. руб. (при условии, что ситуация с поступлениями основных видов налогов не будет ещё больше ухудшаться). Интересно, как на это отреагируют рынок и процентные ставки.
Андрей Чернявский
Материал предоставлен Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики
Написать комментарий