24 НОЯ, 03:30 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Как технопарки влияют на инновационную деятельность в российских регионах

3 Декабря 2013 9674 1 Исследования
Как технопарки влияют на инновационную деятельность в российских регионах

К основным задачам технопарков в настоящий момент относится реализация указа Владимира Путина о создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Какой эффект повлекло за собой открытие ряда технопарков с привлечением средств федерального бюджета в рамках госпрограммы?

Инфраструктура инновационной системы – совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. [1]

Согласно реестру инновационной инфраструктуры[2], составленному Национальным центром по мониторингу инновационной инфраструктуры, одним из типов инновационной инфраструктуры в составе производственно-технологической группы являются технопарки.

Технопарк в сфере высоких технологий представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов.[3]

Кроме общепринятого и наиболее часто употребляемого названия «технопарк» для технологического парка иногда используются также следующие: исследовательский парк, промыш¬ленный парк, научно-промышленный парк, научный парк, бизнес-парк высоких технологий, науч¬но-технологический парк, технологическая деревня и т.п.[4]

Технопарки – единственный на сегодняшний день тип производственно-технологической инфраструктуры, развитие которого происходит с привлечением средств федерального бюджета в рамках отдельной государственной программы (КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «СОЗДАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНОПАРКОВ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ» (в ред. распоряжений Правительства РФ от 25.12.2007 N 1912-р, от 12.09.2008 N 1326-р, Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219, распоряжения Правительства РФ от 27.12.2010 N 2393-р)), (далее – государственная программа). Однако на территории РФ функционируют и технопарки, созданные за счет средств других источников. Большинство из них было создано до запуска указанной государственной программы.

Согласно[3] технопарки должны обеспечивать создание материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, индивидуальных предпринимателей, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и продвижения их на мировой рынок научно-технической продукции.[3]

Технопарки осуществляют свои функции посредством оказания следующих услуг:

  • Производственно-технологические услуги (материально-техническое обеспечение (предоставление производственных площадей, оборудования, средств связи));
  • Информационные услуги(передача информации, информационно-аналитическое сопровождение, информационные банки данных, компьютерные сети);
  • Организационные услуги (организация выставок, ярмарок, конференций, деловых встреч и контактов);
  • Инвестиционные услуги (поиск инвесторов, выбор объектов инвестирования);
  • Экспертиза (экспертиза проектов);
  • Консалтинговые услуги (разработка стратегии развития предприятия, бизнес-планов, бизнес-моделирование, маркетинговые исследования, консультирование по программам технического содействия);
  • Юридические услуги (подготовка заявок на выдачу патентов, свидетельств на товарные знаки, охрана, оценка, продажа интеллектуальной собственности);
  • Обучение (менеджмент (организационный, технологический, финансовый), маркетинг);
  • Осуществление трансфера технологий.[5]

Идеальный, в некотором смысле, технопарк должен включать в себя бизнес-инкубатор, осуществлять трансфер технологий, экспертизу, консультационную и информационную поддержку, поиск инвестиций, обучать сотрудников предприятий-клиентов, помогает в сбыте продукции, предоставлять высокотехнологичное оборудование.[5]

Вместе с тем, к основным задачам технопарков, по мнению главы Минкомсвязи, в настоящий момент относится выполнение работ, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест [http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43535].[4]

Кроме того, как элемент инновационной инфраструктуры, технопарк должен обеспечивать предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.

В какой степени деятельность технопарков способствует увеличению объема отгруженной инновационной продукции организаций?

Какой эффект повлекло за собой создание ряда технопарков с привлечением средств федерального бюджета в рамках государственной программы?

История формирования и развития инновационной инфраструктуры в России

Создание сети технопарков в регионах Российской Федерации отвечает не только целям укрепления экономического развития отдельных регионов, особенно роста инновационной активности, но также позволяет решать сопутствующие задачи, а именно: создание новых рабочих мест, интенсификацию коммерциализации научных разработок, вовлечение молодых исследователей и студентов в инновационную деятельность. Наиболее ярким примером решения таких комплексных задач является самый крупный государственный технопарк в России - «Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка», среди задач которого основной выступает внедрение научных разработок институтов СО РАН в промышленность. Активное сотрудничество с сектором высшего профессионального образования происходит в процессе функционирования «Западно-Сибирского инновационного центра» и «Кузбасского технопарка», в число ключевых партнеров каждого входят по 3 и 8 крупных ВУЗов соответственно. Оба технопарка, размещенные в Республике Татарстан, также в значительной степени используют научный потенциал региона, однако в случае «ИТ-парка» направление деятельности диктуется в большей мере потребностью развития проектов «электронного правительства» и «электронных государственных услуг», а в случае «Технополиса «Химград»» ключевую роль играет успешность функционирования компании ОАО «Тасма-Холдинг», которая предоставляет собственные площади и оборудование для выполнения проектов. Самым многопрофильным среди всех государственных технопарков является «Технопарк Мордовия», который плотно взаимодействует как с научными организациями и ВУЗами, так и с широким перечнем крупных компаний по всей стране.

Еще одной важной особенностью создания технопарков является их профильная ориентация на отрасли, которые традиционно значимы в экономике региона. По крайней мере, на начальных этапах функционированиях этих объектов инновационной инфраструктуры. Это позволяет привлекать больше компаний-резидентов из собственного региона, а также облегчает поиск потребителей их продукции.

В таблице 1 приведена характеристика шести уже построенных технопарков в рамках Комплексной программы, которая включает профильную ориентацию центров, общий бюджет и характеристику специализированной инфраструктуры. Наличие такого рода инфраструктуры, а именно дорогостоящего и уникального оборудования, оказывает непосредственное влияние на процесс создания инноваций и получения конкурентного преимущества компаниями резидентами.


Таблица 1 – Сравнительная характеристика технопарков, построенных за счет федерального бюджета.
Название Технопарка Регион Профильные отрасли Бюджет, млн. руб. Наличие специализированнойинфраструктуры
Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» Республика Татарстан ИКТ 3 116 Дата-центр высокого уровня отказоустойчивости
«Западно-Сибирский инновационный центр» Тюменская область Нефтяная и газовая промышленность 1 446 -
«Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка» Новосибирская область ИКТ, биотехнология и биомедицина, приборостроение, нано- и новые материалы 13 127 Оборудование ЦТО, ЦНММ, ЦОД
«Кузбасский технопарк» Кемеровская область Энергоэффективность и энергосбережение, ИКТ, экология. 4 032 Оборудование ЦКП
«Технопарк Мордовия» Республика Мордовия Электронное приборостроение, оптоэлектроника и волоконная оптика, энергосберегающая светотехника, ИКТ, нанотехнологии и разработка наноматериалов. 4 430,16 Дата-центр высокого уровня отказоустойчивости
«Технополис «Химград»» Республика Татарстан Малотоннажная химия и переработка полимеров, энергосберегающие технологии, нанотехнологии, создание перспективных материалов и компонентов, медицинские технологии. 5 288 Сертифицированная лаборатория в области полимеров, оборудование ЦКП
Источник: Технопарки в сфере высоких технологий в России (презентация)

Тем не менее, основными индикаторами функционирования технопарков являются экономические показатели, в том числе объем и доля отгруженной инновационной продукции, удельный вес, организаций, осуществляющие технологические инновации. Рассмотрим динамику показателей инновационной активности на фоне процесса формирования ряда технопарков на территории РФ, в том числе технопарков, созданных в рамках реализации государственной программы. Необходимо отметить, что помимо перечисленных в таблице 1 технопарков в трех из пяти рассматриваемых регионах существуют и другие технопарки. В Республике Татарстан создано 15 технопарков не за счет Комплексной Программы[2], в Тюменской области функционируют 3таких технопарка, в Новосибирской области ведут свою деятельность по одному такому объекту инновационной инфраструктуры каждого типа. В Кемеровской области и Республике Мордовия «Кузбасский технопарк» и «Технопарк Мордовия» являются единственными технопарками в каждом из регионов. Вследствие этого для первых трех регионов можно говорить о кумулятивном положительном эффекте для инновационного развития региона, получаемого за счет работы всех технопарков в регионе, однако, наибольший вклад в это развитие с высокой степенью вероятности вноситься именно технопарками, созданными в рамках Комплексной программы, учитывая масштаб и ресурсы проектов.

Важным условием успешности работы объектов инновационной инфраструктуры вцелом и технопарков в частности выступает благоприятная экономическая среда в регионе, в особенности инвестиционный климат. Одним из важных показателей в этой области является объем инвестиций в основной капитал. Как следует из рисунка 1, наиболее благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности созданы в Тюменской области, причем устойчивая положительная динамика в этом субъекте установилась с 2004 года (исключение составляет только период экономического кризиса). В остальных четырех регионах темпы роста показателя были достаточно небольшими, и на 2012 год в каждом из регионов инвестиции в основной капитал составили не более 400 000 млрд. руб.


Рисунок 1.– Инвестиции в основной капитал в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

Результативность инновационной деятельности характеризуется объемом инновационной деятельности (рисунок 2). Из всех субъектов РФ, в которых функционируют технопарки, созданные с привлечением средств федерального бюджета, однозначным лидером по этому показателю является Республика Татарстан, причем примечательно, что устойчивый рост начался с года создания «Технополиса «Химград»». В Тюменской области в 2011 году объем инновационной продукции составил порядка 73 798 млн. руб., что превышает значение указанного показателя за 2008 год (когда был создан «Западно-Сибирский инновационный центр») более, чем в 4 раза, однако, в 2012 году случился значительный спад. В Новосибирской и Кемеровской областях, а также в Республике Мордовия отмечаются достаточно низкие и стабильные значения этого показателя.


Рисунок 2.–Объем отгруженной инновационной продукции организаций, млн. руб.

Удельный вес отгруженной инновационной продукции позволяет судить о структуре экономики региона, об уровне инновационной активности в регионе (Рисунок 3). Лидером по этому показателю на конец 2011 года является Республика Мордовия (30,5%), хотя колебания до введения в эксплуатацию технопарка в этом регионе были крайне значительны (до 30%). Относительно высокие и стабильные значения этого индикатора сложились в Республике Татарстан, причем создание двух технопарков не оказало почти никакого влияния на них. При этом абсолютное значение объема отгруженной инновационной продукции в Татарстане – самое высокое по сравнению с остальными рассматриваемыми регионами. В остальных регионах удельный вес отгруженной инновационной продукции не превышает 10%.

Наиболее сильная положительная динамика указанного показателя наблюдается в Новосибирской области, где с 2008 года функционирует технопарк «Академгородок».


Рисунок 3.–Удельный вес отгруженной инновационной продукции организаций, %

Одна из главных задач работы технопарков – привлечение компаний-резидентов, а также создание условий для появления организаций, оперирующих в инновационной сфере. Поэтому удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, напрямую указывает на работу технопарков. Как следует из рисунка 4, в трех регионах (Республике Татарстан, Новосибирской области и Республике Мордовия) в период, следующий после введения в эксплуатацию технопарков, отмечается устойчивая положительная динамика этого показателя (учитывая поправку на экономический кризис). В Кемеровской и Тюменскойобластях после 2008 (год создания технопарков) удельный вес компаний, осуществляющих технологические инновации, преимущественно сокращался.


Рисунок 4.–Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, %

Рассмотрим динамику удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации на фоне изменения числа действующих организаций в регионе. Как следует из рисунка 5, с 2009 по 2010 года количество компаний в Республиках Мордовия и Татарстан, Новосибирской области изменялось незначительно, в то время как доля инновационных предприятий заметно возросла, что говорит либо о стабильности функционирования инновационно-активно-организаций по сравнению с остальными, либо об интенсивном приросте числа инновационно-активных организаций. В Тюменской и Кемеровских областях с момента создания технопарков количество действующих организаций осталось почти на прежнем уровне. При этом в Тюменской области произошло снижение удельного веса инновационно-активных организаций.

На фоне описанных изменений представляет интерес динамика числа организаций-резидентов технопарков.


Рисунок 5.– Число действующих организаций (на конец года), ед.

В Научно-технологическом парке Новосибирского Академгородка число резидентов постоянно и стремительно возрастает: с 30 компаний в 2009 году до 240 в 2012[6,7]. В Западно-Сибирском инновационном центре увеличение числа компаний-резидентов не было столь значительно: с 24 в 2009 году до 42 в 2012 (плановое значение).[8]Следует отметить, что даже при сокращении числа инновационно-активных организаций в Тюменской области число организаций-резидентов Западно-Сибирского инновационного центра растет. Этот факт говорит о том, что либо организации-резиденты технопарков устойчивее к банкротству, чем инновационно-активные организации, не прибегающие к услугам технопарков, либо прирост новых организаций-резидентов технопарков преобладает над выбытием обанкротившихся.

И то, и другое говорит о положительном влиянии технопарков на инновационную активность организаций в регионах.

По остальным технопаркам на основе общедоступных данных отследить динамику количества компаний-резидентов не представляется возможным.

Необходимо отметить, что статистическая оценка эффективности работы технопарков посредством измерения количества компаний-резидентов затруднена, т.к. большая часть технопарков не предоставляют эти данные в открытой форме. Также закрыта информация о составе резидентов. Резидентом технопарка может быть как организация, так и индивидуальный предприниматель, реализующие инновационный проект на территории технопарка и пользующиеся его инфраструктурой. В этой связи представляется целесообразным:

  • расширить охват статистического наблюдения за инновационной деятельностью за счет введения отчетности об инновационной деятельности для индивидуальных предпринимателей, а также организовать статистическое наблюдение за функционированием инновационной инфраструктуры.
  • организовать централизованное статистическое наблюдение за созданием, развитием и функционированием инновационной инфраструктуры.

Однако при использовании данных, собранных авторами из открытых источников, можно сделать вывод о том, что число организаций-резидентов технопарков растет даже в тех регионах, где число инновационно-активных организаций сокращается, при наличии благоприятного инвестиционного климата (Тюменская область). Это говорит о положительном влиянии технопраков, созданных с привлечением средств федерального бюджета, на инновационную активность организаций в регионе. Вместе с тем положительное влияние может выражаться не только в числе организаций, сколько в реализованных инновационных проектах.

Список литературы:

  1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 05.08.2005 N 2473п-П7.
  2. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. [Электронный ресурс]
  3. Комплексная программа«Создание в Российской Федерации технопарковв сфере высоких технологий» (в ред. распоряжений Правительства РФ от 25.12.2007 N 1912-р, от 12.09.2008 N 1326-р, Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219, распоряжения Правительства РФ от 27.12.2010 N 2393-р).
  4. Минкомсвязь России. [Электронный ресурс]
  5. Технопарк. Описание элемента инфраструктуры инновационной деятельности.Федеральное государственное учреждение «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГУ НИИ РИНКЦЭ). Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС).
  6. Годовой отчет Открытого акционерного общества «Технопарк Новосибирского Академгородка» за 2009 год. [Электронный ресурс]
  7. Годовой отчет Открытого акционерного общества «Технопарк Новосибирского Академгородка» за 2012 год. [Электронный ресурс]
  8. Западно-Сибирский Инновационный Центр «Делая настоящее, создаем будущее». [Электронный ресурс]

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект №13-02-00105.

Владлена Сергеева
Владлена Сергеева (соавторы: Юревич Максим Андреевич)

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
04.12.2013 0 0
А.А. Зимин:

Растёт поголовье рогоносцев Хирша...



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more