24 НОЯ, 03:33 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Инновации в России: статистическая проблема

9 Декабря 2013 9668 2 Исследования
Инновации в России: статистическая проблема

В Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года используются статистические показатели перевода российской экономики на инновационный путь развития. Насколько адекватно показатели отображают экономический рост за счет инноваций? И какие предприятия считаются производящими инновации?

Инновационное развитие страны является одной из стратегической задач России. Инновационный путь развития предусматривает достижение экономического роста как путем активного осуществления инноваций, так и роста ВВП за счет прибыли от инновационной деятельности.[1]

Для оценки успешности продвижения по указанному пути должны быть использованы соответствующие показатели, которые могут дать наиболее полное и точное представление об этом процессе.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года используется ряд показателей, характеризующих «перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития», в том числе показатель «увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства».

Насколько адекватно этот показатель характеризует достижение экономического роста путем активного осуществления инноваций? И какие предприятия считаются осуществляющими инновации?

Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим систему сбора и обработки данных, которые в агрегированном виде образуют значение указанного показателя.

В России система сбора и анализа статистической информации о состоянии национальной инновационной системы построена в соответствии с международным подходом. Однако в системе сбора информации о состоянии национальной инновационной системы России имеются слабые места, качество получаемой от организаций исходной статистической информации низкое, инновационная активность целого ряда отраслей и субъектов хозяйственной деятельности не охватывается статистическим анализом и поэтому не может быть учтена и проанализирована.[2]

Сведения об инновационной деятельности крупных и средних организаций осуществляется по форме № 4-инновация, а для субъектов малого предпринимательства по форме № 2-МП инновация, утвержденных приказом Росстата от 29.08.2013 N 349 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования", территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации.

Сведения по форме № 4-инновация представляют крупные и средние организации (кроме субъектов малого предпринимательства), а именно:

  • юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых;
  • юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность обрабатывающих производств;
  • юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность производства и распределения электроэнергии, газа и воды (за искл. торговли электроэнергией (код 40.13.2), торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям (код 40.22.2));
  • юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность связи;
  • юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
  • юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность научных исследований и разработок;
  • юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность предоставления прочих видов услуг.

Сведения по форме № 2-МП инновация представляют субъекты малого предпринимательства осуществляющие указанные виды экономической деятельности.

Инновационная активность организаций, осуществляющих другие виды экономической деятельности, не учитывается в официальной статистике.

Другой проблемой является низкая заинтересованность предприятий в заполнении форм статистической отчетности по инновациям и их слабое понимание вопросов анкеты.[2]

В целях обеспечения достоверности данных Федеральная служба государственной статистики имеет право давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственной статистической отчетности и вносить соответствующие изменения в сводные статистические данные (информацию).

Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". [10]

Предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ).[11]

Принимая во внимание проблему ограниченной полноты сведений об инновационной активности организаций, рассмотрим, что понимается под инновационной активностью при сборе статистических данных.

Инновационная активность организаций отрасли в публикациях Росстата характеризуется удельным весом организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе организаций.

Инновационно-активные организации – организации, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности. Вместе с тем организации, введенные в эксплуатацию в отчетном году, относятся к организациям, осуществлявшим технологические инновации. [5]

Под инновациями в статистической отчетности понимаются продуктовые и технологические инновации, являющиеся новыми для организации. Они не обязательно должны быть новыми для рынка. Не имеет значения, были разработаны инновационные продукты отчитывающейся организацией или другими организациями.

В организациях сферы услуг технологической инновацией, считается услуга, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. [6]

Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг. [6]

Существует ряд критериев, по которым происходит выявление инновационно-активных организаций:

  1. имела ли организация завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения;
  2. наличие отгруженных инновационных товаров, работ, услуг;
  3. осуществление затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации [9].

Показатель «Число инновационно-активных организаций» позволяет определить количество предприятий хотя бы единожды осуществивших инновацию, без учета влияния осуществленной инновации на развитие предприятия. Таким образом, в число инновационно-активных попадают как вновь созданные предприятия, так и предприятия, инновации которых не имели успеха на рынке, а значит не внесли существенного вклада в экономический рост. Искажают ли такие шумы значение показателя?

Согласно результатам исследования А.Юданова [3] успешность осуществления инновационной деятельности предприятия характеризует устойчивость его роста. В этой связи достижение быстрого и устойчивого экономического роста (как в стране, так и в отрасли) путем активного осуществления инноваций характеризует число быстрорастущих фирм, так называемых газелей. Термин «газель» ввел в обращение Д. Берч в 1980-е годы для обозначения фирм — стайеров быстрого роста (Birch, Medoff, 1994).

К ним относят фирмы, растущие не менее пяти лет подряд на 20% в год и более (обязательно каждый год, без провалов). Эти условные — параметры представляют собой качественный барьер. Планка требований поднята так высоко, что газели можно рассматривать как эмпирически наблюдаемую, а потому доступную не умозрительному, а опытному изучению совокупность предпринимательских фирм. Конечно, лишь наличием исключительно удачной предпринимательской находки (не важно, в шумпетеровском понимании, как создание новых возможностей, или в кирцнеровском, как использование уже имеющихся) можно объяснить не просто высокие, но, что важнее, длительно устойчивые темпы роста предприятий-«газелей». [3]

По мнению А. Юданова, высокая интенсивность обновления основного капитала целых когорт газелей даже во время кризиса говорит о том, что они проявляют повышенную инновационную активность не только в отдельных конкретных кейсах, но и как группа в целом. Устойчивый интенсивный рост предприятий указанной группы обеспечивается активным осуществлением инновацией, что показано в работе А. Юданова.

Вместе с тем, повышенная концентрация инновационно-активных предприятий (согласно данным Росстата) наблюдается в тех отраслях, где уровень концентрации предприятий-«газелей» не высок, и наоборот. В таблице 1 представлено ранжирование отдельных видов экономической деятельности по уровню концентрации предприятий-«газелей», а также ранжирование по уровню концентрации инновационно-активных организаций.

Таблица 1 – Ранжирование отраслей по уровню концентрации предприятий -«газелей», а также по уровню концентрации инновационно-активных организаций [3,4,8].

Отрасль Удельный вес предприятий -«газелей» в отрасли (2003-2007 гг.) Ранг отрасли по концентрации предприятий -«газелей» (2003-2007 г.) Удельный вес инновационно-активных организаций в отрасли (2003-2007 гг.) Ранг отрасли по концентрации инновационно-активных организаций (2003-2007 г.)
Производство машин и оборудования 7,8 1 14,44 2
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 5,2 2 8,18 3
Химическое производство 3,6 3 24,22 1

Представленные данные говорят о том, что предприятия в отраслях, считающихся наиболее инновационно-активными за счет высокого удельного веса инновационно-активных организаций, проявляют менее интенсивный и устойчивый рост.

В этой связи для оценки достижения экономического роста путем активного осуществления инноваций представляется недостаточным оценивать число организаций, осуществляющих инновации без учета их успешности на рынке.

Таким образом, в формах статистической отчетности об инновационной деятельности было бы целесообразно указывать еще и сведения о темпах роста организации наряду с осуществлением инноваций.

Вместе с тем, в качестве альтернативного показателя можно было бы использовать показатель, применяемый в Программах инновационного развития организаций [7]: процент от продаж новых продуктов (не старше трех лет) в общем объеме продаж.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы - данные об инновационной активности организаций, получаемые по форме № 4-Инновация, недостаточно полно характеризуют осуществление инновационной деятельности организациями, сбор данных не охватывает в целом все виды экономической деятельности.

Активное осуществление инноваций должно обеспечивать устойчивый интенсивный рост предприятий. Однако предприятия в отраслях, считающихся наиболее инновационно-активными за счет высокого удельного веса инновационно-активных организаций, проявляют менее интенсивный и устойчивый рост. Необходимо оценивать инновационную активность предприятий с учетом их экономического роста. Для этого предлагается в формах статистической отчетности об инновационной деятельности собирать еще и сведения о темпах роста организации наряду со сведениями об осуществлении инноваций.

Исследование «Проблемы сбора статистической информации об инновационной активности организаций в России» выполнено при поддержке РГНФ, проект №13-02-00105.

Список литературы:

  1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
  2. И.М. Бортник, Г.И. Сенченя, Н.Н. Михеева, А.А. Здунов, П.А. Кадочников, А.В. Сорокина «Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России». Журнал «Инновации», №9 (167). 2012.
  3. А.Ю. Юданов «Носители предпринимательства: фирмы-газели в России». Журнал «Журнал Новой экономической ассоциации», №5. 2010.
  4. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. 2011. М.: Росстат, 2012.
  5. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. 2005. М.: Росстат, 2005.
  6. Форма 4-инновация. Сведения об инновационной деятельности организации.
  7. Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010г., протокол №4.
  8. Постановление № 218 от 9 апреля 2010 г. «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».
  9. Приказ Росстата от 29.08.2013 N 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».
  10. Приказ Росстата от 02.12.2011 N 485 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, сектора исследований и разработок».
  11. Закон Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". Статья 3 (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ).
Владлена Сергеева
Владлена Сергеева (соавторы: Ефремова Елена Юрьевна)

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
S
09.12.2013 0 0
Sigma:

Хорошая статья. Вот есть, действительно есть данные о том, что наши инновационные перспективы лежат в отраслях, которые обычно относят к low-tech отраслям - пищевая промышленность, промышленность стройматериалов, химическая промышленность. Вот и давайте это направление стимулировать. Руководство же нас постоянно подталкивает к созданию новых конкурентных айпадов. Зачем? Недавно я видела в метро, в киоске, флэшку в форме Чебурашки. Это, что ли, наше инновационное будущее? Еще раз, спасибо за статью.

А
09.12.2013 0 0
А.А. Зимин:

У кыивского дядьки поспела бузина.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more