Центробанк поднял ключевую ставку. При чем здесь секторальные санкции?
Третий раз за год Центробанк РФ поднимает ключевую ставку. На этот раз уровень ставки был поднят выше уровня инфляции. Чего опасается руководство ЦБ? Какая цель у такого решения? И как борьба с инфляцией скажется на состоянии российской экономики?
В пятницу, 25 июля, совет директоров Центробанка на фоне инфляционных рисков неожиданно для аналитиков повысил ключевую ставку с 7,5 до 8% годовых. При этом дал понять, что повышение продолжится и в сентябре, если темп прироста потребительских цен останется на высоком уровне, а риски геополитической напряженности сохранятся или возрастут.
Регулятор поднимает ключевую ставку третий раз за 2014 год. С помощью этого инструмента руководство ЦБ борется с ростом цен. В июле темп прироста показателя составил 7,8%. Между тем по итогам года ЦБ хочет видеть инфляцию не выше 6,5%, а в отдаленной перспективе придерживаться ориентира – 4% в год.
В свою очередь геополитическая напряженность влияет на ослабление рубля, что так же прибавляет процентные пункты к инфляции. В официальном сообщении руководство регулятора отметило, что сохранение инфляционных рисков и впредь может влиять на повышение ключевой ставки. Но не окажется ли так, что борьба ЦБ с инфляцией повлияет на экономический рост, подведя российскую экономику к рецессии? Какое воздействие это окажет на оживившийся во втором квартале экономический рост?
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Решение Банка России о повышении ключевой процентной ставки с 7,5% до 8% в какой-то степени стало для рынка неожиданностью – это вызвало кратковременный рост отечественной валюты (чуть позже все укрепление было отыграно) и негативно отразилось на рынке акций. Денег в нашей экономике станет еще меньше (кредитные организации будут вынуждены в ближайшее время продолжить движение в сторону повышения процентных ставок, как по кредитам, так и по депозитам, а значит, многие компании в ближайших кварталах могут недосчитаться прибыли). Не говоря уже о тех «физиках», которым сейчас придется еще больше платить по кредитам.
С другой стороны регулятор последователен – инфляция по итогам 2014 года должна быть ниже 6,5%, значит надо этого достичь любой ценой, то есть можно пожертвовать темпами роста экономики в угоду снижения инфляционного давления. Монетарное стимулирование в текущей ситуации привело бы к заметному падению национальной валюты, что напрямую ударило бы по потребителям – рост доходов будет не поспевать за повышение общего уровня цен в экономике.
Кстати, вполне возможно, что ЦБ пытается сыграть на опережение и смягчить падение рубля, которое может начаться после введения против РФ секторальных санкций, с которым Евросоюз пока не спешит – после их ввода будет уже очень сложно повернуть вспять запущенные процессы.
Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе: На мой взгляд, монетарная политика ЦБ в текущих условиях выглядит последовательно. Регулятор удерживает высокую ключевую процентную ставку с целью побороть одну из основных проблем российской экономики – высокую инфляцию, которая, среди прочего, ограничивает возможность развития несырьевого сектора.
Конечно, минимум в перспективе ближайшего года это негативным образом скажется на деловой активности в РФ. Дело в том, что одной стороны, вырастут процентные ставки для бизнеса, а с другой стороны – сократится позитивный эффект от девальвации, который в первом полугодии привел к импортозамещению и последовавшего за ним ускорения темпов роста в обрабатывающей промышленности. Тем не менее, пользы от подобной политики все-таки больше, чем вреда.
Что касается причин, по которым Центробанк удерживает ставку значительно выше годового уровня базовой инфляции, то я думаю, что это обусловлено, среди прочего, необходимостью борьбы с большим оттоком спекулятивного капитала из-за последних геополитических событий и перспективы ввода очередного раунда санкций ЕС.
Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента компании Альпари: В условиях замедления экономического роста России решение ЦБ в общем выглядит спорно. Курс рубля с апреля фактически стабилизировался, инфляция, хоть и выходит за целевые значения, тем не менее, остается не такой уж высокой на текущий момент – 4,8% с начала года, по данным Росстата. Зато повышение ключевой ставки повлечет за собой рост стоимости кредитования для реальной экономики, что не лучшим образом скажется на темпах экономического роста. Рецессии по итогам года мы не ожидаем, хотя при условии реализации негативного сценария, то есть введения серьезных секторальных санкций ЕС против России, рост ВВП будет как минимум разочаровывающим. Реализация негативного сценария маловероятна, но все же сбрасывать со счетов такую возможность не стоит. Рост ставок по кредитам для корпоративного и частного секторов последует незамедлительно, что в свою очередь приведет к тому, что компании и население будут вынуждены пересмотреть свои планы по будущим расходам.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: Повышение ставки означает удорожание денег. Для тех, кто нуждается в кредитах, это будет удар. Рост, очевидно, замедлится или не состоится. Но дорогие деньги это удар по инфляции. В очередной раз ЦБ в выборе между ростом и денежной стабильностью выбрал второе. Для ЦБ как финансового регулятора это естественно, а для экономики страны – вредно. Макроэкономическая стабильность – условие роста, и если она сдерживает рост, она бессмысленна.
Есть «инфляция» и инфляция. Инфляцию как макроэкономический показатель действия ЦБ сдержать, вероятно, позволят. Но на цены в магазинах это вряд ли повлияет. Наше ценообразование слабо связано с макроэкономическими показателями, а скорее с постоянными ожиданиями «чего-то плохого». При таком подходе любая экономическая инициатива власти повод для повышения цен.
Негативные последствия от поднятия ключевой ставки это удорожание денег и как следствие – услуг и товаров. Наибольший удар придется по среднему бизнесу – достаточно крупному, чтобы использовать кредитные средства, но не настолько крупному, чтобы иметь свои банки.
Написать комментарий