Центробанк «одумался». Зачем на самом деле регулятор снизил ключевую ставку?
В конце прошлой недели Центробанк РФ неожиданно для многих снизил ключевую ставку с 17% до 15% годовых. Регулятор объяснил свое решение желанием поддержать экономику и антикризисный план правительства. Приведет ли к росту инфляции и дальнейшему ослаблению рубля?
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:: На январском заседании ЦБ РФ регулятором было принято решение снизить ключевую процентную ставку с 17% до 15%. Объясняется это тем, что принятое ранее в декабре экстренное решение по повышению данного показателя, в целом, привело к стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий. Данное решение ЦБ нельзя назвать ожидаемым для рынка, все-таки за ним последовали сильные рыночные движения, как по российской валюте, так и по фондовому рынку. Не думаю, что ключевым фактором, который склонил регулятор к данному решению, стала динамика инфляции в России. В 2014 году рост цен составил 11,4%, базовая инфляция оказалась на уровне 11,2%. При этом основной вклад был заметен в декабре прошлого года, когда изменение уровня цен составило 2,6% (м/м). В январе, после повышения процентной ставки, ситуация немного нормализовалась, но все равно пока далека от идеала. За неделю с 20 по 26 января инфляция в России составила 0,6%, а с начала года – 2,1%. Показатель существенно выше аналогичного за 2014 год. При этом дальнейшее снижение отечественной валюты предполагает дальнейший повышенный темп роста из-за влияния импорта. Скорее всего, решение ЦБ РФ продиктовано давлением со стороны банков, у которых при ставке в 17% фактически остановилось кредитование, что в среднесрочной перспективе грозит сектору большими проблемами. Да и господдержку нужно будет в скором времени реализовывать, а по ставкам, сформировавшимся в декабре-январе, это сделать было бы проблематично. Не было бы спроса со стороны заемщиков.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: Безусловно, это позитив для российского банковского сектора. Крупный бизнес при ставке рефинансирования в 17% не мог занимать у банков средства под 21–22% годовых, а малый и средний — под 24%. Ставки по розничным кредитам еще выше: 30–60% годовых. Разумеется, заимствование средств на подобных условиях было попросту невозможно, а любой кредит превращался в непомерное бремя. Поскольку кредитования в экономике упало, это сразу же сказалось на результатах операционной деятельности ЦБ. Банки уже неоднократно просили ЦБ смягчить кредитную политику, поскольку возможность занимать средства на более приемлемых условиях, позволила бы им снизить стоимость заимствования и на внутреннем рынке. Ставка 15% все равно высока, тем не менее, это уже хоть что то в направлении осознанных действий.
Действительно, повышение ключевой ставки не принесло ожидаемого результата: оно было призвано сдержать рост доллара и евро, однако этого не произошло. Российская валюта продолжила снижение, а инфляции росла. По этой причине, ЦБ принял верное и нужное решение. Однако есть и вторая сторона медали. Помимо потенциальной поддержки банковского сектора, снижение ставки может оказать дополнительное давление на уровень инфляции, которая и без того достигла уже двухзначных уровней. Предвкушая рост индекса потребительских цен, российская валюта уже умудрилась забраться выше 70 руб. за доллар. В такой ситуации остается надеяться, что инфляционные риски достигнут своего пика к концу первого полугодия 2015 года. После этого можно будет рассчитывать на исчерпание влияния курсовой динамики на цены, продолжение реализации концепта импортозамещения и повышения самодостаточности российского региона, а также адаптации экономики к изменившимся условиям и ограничению импорта.
Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента Альпари: Снижение ключевой ставки ЦБ можно скорее расценивать как сигнал бизнесу о готовности смягчать политику при соответствующем снижении рисков разгона инфляции и инфляционных ожиданий. Ситуацию с доступностью кредитов и поддержкой экономики эта мера не улучшит.
Инфляция во многом будет определяться курсом рубля, который в свою очередь в основном зависит от стоимости нефти. Одержать победу над инфляцией в текущих условиях у ЦБ вряд ли получится, но стабилизация ситуации на финансовом рынке вполне в его силах.
На курс рубля, помимо снижения нефтяных котировок, оказывает давление и фактор геополитики. Пока ситуация с санкциями не улучшается, ЕС и США грозят новыми ограничениями, вряд ли они будут серьезными, однако определенное давление все же сохраняется.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Понижение ЦБ ключевой ставки на 2 п.п. нельзя назвать вредным. Скорее, вредным было ее повышение (16 декабря ЦБ поднял ставку с 10,5% до 17% годовых). В условиях санкций высокая ставка приводит не к снижению, а к росту инфляции. При высокой ставке производство сокращается, и в условиях санкций объем товаров на рынке уменьшается. В результате инфляция растет. Позицию ЦБ можно описать одним словом – одумались.
Снижение ставки поможет кредитованию экономики, но незначительно. 15% годовых тоже очень много. Необходимо дальнейшее снижение. Текущее понижение ставки даст краткосрочный рост инфляции. Но если это стимулирует производство в среднесрочной перспективе, то это приведет к понижению инфляции.
На мой взгляд, ослабление рубля продолжится. Это не только экономическое, но и психологическое явление. А психология вещь инертная и ей свойственна цепная реакция ожиданий, когда страхи усиливают сами себя. На этом фоне ставка может усилить падение рубля лишь в краткосрочной перспективе. Далее все будет зависеть от того вырастит ли реальная экономика и прекратится ли истерика. А в этом понижение ставки может сработать в плюс.
Написать комментарий