Мировой финансовый рынок: реверансы и противостояние
Налог на финансовые операции, который в 2014 году намерены ввести ряд стран еврозоны, может привести к ликвидации международного финансового рынка. Насколько вероятен такой исход и стоит ли его опасаться?
Финансы правят миром
Мировой финансовый рынок и мировая финансовая система – это, по сути, паразитические образования: они не создают никаких реальных ценностей, прибыль же получают «из воздуха» – проводя бесконечные спекулятивные операции, опутывая мир все более плотной паутиной кредитов. Власть финансовых спекулянтов настолько велика, что они в состоянии влиять на курсы валют – т.е. на экономику целых стран. Безусловно, все это пагубно сказывается на национальных экономиках – в том числе и в государствах еврозоны.
Эта система и привела к мировому кризису – который длится уже несколько лет, углубляется и разрастается. При этом антикризисную поддержку от государства в первую очередь получали именно банки, а вовсе не реальные производства. Сейчас угроза социальных потрясений заставляет элиты ряда европейских стран пытаться противостоять диктату финансового рынка. Правда, мало кто на это идет: мало у кого хватает смелости или возможностей или мало кого до такой степени припекло.
Первой ласточкой в 2010 году стала Исландия. Однако решительная позиция этой гордой, но очень маленькой страны не вызвала большого резонанса.
Налог на спекуляции
Умерить деятельность финансовых спекулянтов сегодня предполагается с помощью налога на финансовые операции. Введение его поддерживают 11 стран еврозоны (на долю которых, между прочим, приходится две трети ВВП Евросоюза): Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Португалия, Словакия, Словения, Франция, Эстония. Стоит отметить, что всего полгода назад число стран-сторонников налога было вдвое меньше.
Налог будет взиматься по ставке в 0,1% с каждой операции с акциями и облигациями и по ставке в 0,01% c каждой операции с производными финансовыми инструментами, такими как фьючерсы и опционы. При этом налогом облагаются не только операции внутри 11 стран, но и операции с акциями и облигациями, выпущенными компаниями-резидентами этих стран. «Таким образом, плательщиками налога окажутся даже иностранные брокеры — скажем, американские — достаточно будет им провести операции с европейскими бумагами. С другой стороны, европейские банки, проводящие операции в странах, где налог не будет введен (скажем, в Великобритании), через свои зарубежные подразделения, все равно должны будут заплатить, даже если речь идет об иностранных ценных бумагах. Ведь эти банки все равно остаются европейскими, а где они проводят операции, с какими бумагами, через какие подразделения, во внимание приниматься не будет», – отмечается в журнале «Власть».
Этот налог направлен, в первую очередь, на сокращение финансовых спекуляций. Им не облагаются повседневные операции физлиц и нефинансовых компаний, покупка акций и облигаций при их первичном размещении на рынке, операции с центральными банками и другими официальными институтами. Налог также не будет применяться к операциям с паями фондов коллективных инвестиций и при ряде операций реструктуризации.
Чтобы закон о взимании нового налога вступил в силу, его должны одобрить в этих 11 странах. Чтобы он стал общеевропейским, он должен получить одобрение большинства стран Евросоюза, затем – Европейского парламента, и, наконец, каждой из 27 стран ЕС в отдельности. При самом благополучном и быстром прохождении всех необходимых процедур этот закон может быть принят в 2014 году.
По расчетам Европейской комиссии, если налог будет введен во всех 27 странах ЕС, он может принести еврозоне до 57 млрд евро в год. Эта внушительная сумма составляет почти половину единого годового бюджета Евросоюза в 130 млрд евро, который формируется за счет взносов стран-участниц в объеме 1% их ВВП.
Откусить кусок пирога
Налоговая инициатива европейских властей – это вовсе не решительное противостояние засилью мирового капитала, а всего лишь попытка откусить кусок пирога. Вряд ли она приведет к краху мировой финансовой системы – поскольку даже в том, что новый налог будет принят хотя бы в этих 11 странах, есть большие сомнения.
Если это все же произойдет, то последствия окажутся такими же, как и после принятия соответствующих налогов в любой другой сфере: мелкие игроки повылетают, монстры останутся. Расценки у них вырастут – и это ляжет бременем на клиентов банков. 85% операций, с которых будет взиматься налог, — это операции между финансовыми компаниями, но если некоторая их часть и ляжет на потребителей, расходы не будут чрезмерными, считает Еврокомиссия. «Гражданин, купивший акции на 10 тысяч евро, заплатит всего 10 евро налога», — говорится в ее заявлении.
Таким образом, при наиболее удачном раскладе государство станет малым соучастником всемирной финансовой клоунады. Много ему, правда, не дадут – так только, чтобы чуть-чуть успокоить нервы. Игроки быстро перетекут в другие, менее решительные страны.
Как распорядится Евросоюз с откушенными у финансистов миллиардами, не совсем понятно. Исходя из заявленных приоритетов, логично было бы ожидать, что деньги пойдут в бюджет еврозоны или реальный сектор экономики. Однако по сообщениям в прессе, эти огромные средства будут направлены на улучшение финансового состояния проблемных банков региона. Такое решение вызывает массу недоумений и вопросов.
Россия идет своим путем
Российское правительство, напротив, мировую финансовую систему всячески привечает: активно ведутся переговоры о принятии России в «клуб богатых» – ОЭСР, Москву усиленно предлагают на роль мирового финансового центра, а значительная часть госбюджета хранится в зарубежных банках. Последствия для страны очевидны: государство последовательно выходит практически из всех сфер, кроме ресурсодобывающей и оборонной, настойчиво проводя оптимизацию госрасходов.
Также читайте:
Додд–Фрэнк и Гласс–Стигалл: операция спасения американской финансовой системы
Что предлагает искать Николай Стариков и что можно найти в его книгах
Написать комментарий