05 НОЯ, 08:31 МСК
USD (ЦБ)    97.4402
EUR (ЦБ)    105.8415


Космос – сложнее, чем горнолыжный курорт

22 Ноября 2011 9678 0 Наука и технологии
Космос – сложнее, чем горнолыжный курорт

Космос – последний оплот российского авторитета – становится все более труднодоступным для России. Есть ли у страны еще шансы восстановить утраченные позиции? Не потеряем ли мы отечественную космонавтику? О чем говорит очередной провал с «Фобосом»? И зачем России вообще нужны полеты на Марс?

 

1. Процент неудач зашкаливает

 

В последнее десятилетие неудачи в космической отрасли РФ становятся все более частым и обидным явлением. Начиная с 2004 г., ежегодно происходил один неудачный (частично или полностью) запуск, сроки самих запусков иногда переносятся, а новые разработки ждут появления на свет годами, отмечает летчик-космонавт, советник президента Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" им. Королева Александр Александров.

Конечно, аварии и потери всегда были неотъемлемой частью космической отрасли – такова ее специфика, ведь многое здесь делается впервые. Так, в серии советских межпланетных космических станций "Луна", первая из которых была запущена еще в 1959 г., лишь треть запусков (16 из 45) были удачными. При этом программа развивалась крайне интенсивно: 45 запусков были осуществлены за 18 лет.

Однако последние неудачи Роскосмоса выходят за рамки штатно допустимых. В большинстве случаев речь идет о серийных аппаратах, которые уже многократно и удачно запускались прежде.

 

2. Хроника потерь

 

Декабрь 2010 г.: ракета-носитель "Протон-М" с новым разгонным блоком ДМ03 должна была вывести на орбиту сразу три спутника ГЛОНАСС-М, чтобы завершить формирование всей навигационной спутниковой системы. Однако "Протон" не смог развить требуемую скорость для выведения спутников на заданную орбиту, и они вместе с разгонным блоком упали близ Гавайских островов. После этого родилась шутка о том, что Россия решила создать свою группировку подводных спутников. Причиной аварии стала неправильная формула в технической документации на заправку, из-за этого топлива залили на 1,5-2 тонны больше нормы, и масса полезной орбитальной нормы оказалась выше расчетной. Прокуратура и следственный комитет России оценили ущерб от этой аварии для госбюджета в 4 млрд. руб.

Февраль 2011 г.: ракета-носитель "Рокот" с разгонным блоком "Бриз-КМ" (разработки ГКНПЦ имени Хруничева) не смогла вывести военный спутник "Гео-ИК-2" на целевую орбиту – спутник был потерян для Минобороны. Причинами неудачного пуска военного спутника стали неполадки в разгонном блоке и системе управления "Бриза-КМ", которая неверно ориентировала движение ракеты. Спутник провел три бесполезных месяца на орбите, а после сгорел в верхних слоях атмосферы. Из-за его утраты после более чем 25-летнего перерыва не смогла возобновиться военная космогеодезическая программа России. Для выполнения этой цели нужна была связка из двух аппаратов "Гео-ИК-2", а остался лишь один, и тот пока не запущен. Такие спутники являются штучным товаром. Они создаются исключительно под нужды заказчика, и потому стоят весьма немало – порядка 1 млрд. руб.

Март 2011 г.: "по техническим причинам" был перенесен на неопределенное время ответственнейший юбилейный запуск "Союза ТМА-21" и отменены в связи с этим запланированные на 30 марта визиты на Байконур высокопоставленных персон. Хотя перенос старта – это все же лучше, чем авария, глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов поплатился за это своей должностью. Правда, от дальнейших неудач Роскосмос это не спасло.

18 августа 2011 г.:  новейший спутник связи "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчетную орбиту в результате неудачного пуска. Причиной этого назвали ошибку программиста, формировавшего полетное задание. Из-за ошибки в программе разгонный блок отработал, как положено, но потерял направление и неверно ориентировался в пространстве. Спутник был утерян. СМИ со ссылкой на экспертов сообщили, что его стоимость составляла порядка 20 млрд. рублей, но Роскосмос позже снизил эту цифру до 10 млрд. рублей. Но при оценке ущерба стоит учесть и то, что утерянный спутник был одним из важнейших звеньев реализации федеральной целевой программы "Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы", разработанной Минкомсвязи в конце 2008 года с общим бюджетом 127 млрд. руб., из которых 80 млрд. руб. –  государственные.

24 августа 2011 г.: на 6-й минуте после запуска произошел сбой в работе двигателя ракеты-носителя "Союз-У", которая должна была вывести на орбиту транспортный корабль "Прогресс М-12М" с грузом продовольствия, топлива и оборудования для Международной космической станции. Это была первая авария за 33 года эксплуатации "Прогрессов". Впервые с 1978 года "Прогресс" не смог доставить грузы к орбитальной станции. Обломки, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали на землю в Чойском районе Республики Алтай. Позже Генпрокуратура РФ заявила, что аварии с "Экспрессом" и "Протоном" "произошли по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли, подведомственных Роскосмосу, при проведении проверочных мероприятий, а также отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений".

26 августа 2011 г.: отложен запуск спутник ГЛОНАСС-М с космодрома Плесецк.

Запуск одной ракеты "Протон-М" стоит около 2,4 млрд. руб., "Союза-2.1б" – порядка 1,8 млрд. руб. Итог: из-за неудачных запусков за девять месяцев 2011 г. до космоса не долетело как минимум 16 млрд. руб.

 

3. Российскую космонавтику губит рутина

 

Неудачи последних лет свидетельствуют о системном кризисе, который переживает сегодня российская космонавтика. О стагнации в этой сфере еще шесть лет назад предупреждала Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, зафиксировавшая, что Россия в сфере космоса ограничила свою деятельность перевозом грузов и космонавтов на Международную космическую станцию. "Возникшая ситуация может привести к потере наших приоритетов в области пилотируемой космонавтики и к отставанию России в близких областях науки и техники", – говорится в документе, принятом еще в 2005 г.

Дело не только в недофинансировании. На проект ГЛОНАСС, как известно, средства выделялись. Дело в отсутствии кадров и незаинтересованности правительства. Космонавтика могла бы послужить мощным стимулом для развития инновационной промышленности, о которой так любят говорить власти в последнее время. Однако сегодня она "не создает новую технику и даже не повышает престиж государства так, как при Советском Союзе. Наоборот, она отражает стагнацию науки и техники в нашей стране", – сожалеет специалист по российской космической программе и член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш. Российская космическая промышленность, поясняет он, страдает от нехватки высококвалифицированных профессионалов (проблема для всех предприятий) и от отсутствия новых задач. "Космонавтика больше не привлекает выпускников технических университетов. Не привлекает, потому что здесь у них нет пространства для творчества. Ракеты "Союз" производят уже 54 года, комические корабли "Союз" - 44 года. Носители "Протон" тоже летают более 40 лет, грузовые корабли "Прогресс" – с 1978 года. Это безнадежно устаревшая техника, для производства которой не требуются творчество и талант", – сетует Караш. По его мнению, именно из-за рутинности производства даже надежная и испытанная техника не застрахована от дефектов.

 

4. Спасет ли Марс от кризиса

 

Большие надежды Роскосмос возлагал на Марс. Новые проекты потребовали бы новых решений и стимулировали бы развитие сразу нескольких отраслей отечественной промышленности. После выхода НАСА из совместной с европейцами программы по исследованию Красной планеты России предложили участвовать в проекте "ExoMars" и взять на себя расходы по запуску ракеты "Протон". Крайний срок для принятия решения – март 2012 года.

Однако пока Марс не благоволит российским исследователям. Обе попытки отправить к нему межпланетные аппараты окончились неудачно. В ноябре 1996 года станция "Марс-96" из-за сбоя разгонного блока не вышла на нужную орбиту и упала в океан. Такая же судьба, похоже, ожидает и автоматическую станцию "Фобос-Грунт", стартовавшую в ноябре 2011 г. В подобном контексте разговоры о пилотируемом полете на Марс – который в разы дороже и рискованней беспилотных проектов – воспринимаются как утопия. Гораздо полезнее было бы взбодрить отечественную космонавтику проектами по исследованию Луны – она все-таки поближе.

 

5. Начинать приходится почти заново

 

За последние два десятилетия, пока государству было не только не до космоса, но и вообще ни до чего, кроме нефти и газа, в России разрушена оборонная промышленность и машиностроение, практически умерла электронная промышленность, производство микросхем, исчезли не только квалифицированные кадры, но и те, кто мог бы подготовить новых специалистов. Конечно, все эти проблемы решаемы, но фактически начинать приходится почти сначала.

С 1996 г. в России не было разработано ни одной межпланетной станции, и неудача "Фобоса" может объясняться тем, что он был собран еще в те времена, когда Роскосмосу совсем не выделяли средств, а российская промышленность не выпускала, например, микросхем "космического" качества. "На космические аппараты нужно ставить микросхемы класса military, а за рубежом нам их не продают – предлагают либо бытовые микросхемы, либо микросхемы чуть более высокого качества, чем бытовые. Сейчас еще полегче стало, а 5-7 лет назад необходимые микросхемы вообще невозможно было купить, и, по слухам, на космические аппараты ставили бытовые микросхемы, чуть ли не с рынка", – поясняет главный редактор журнала "Новости космонавтики", академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин. Впрочем, нужные космосу микросхемы и сегодня в России "в промышленных масштабах никто делает, потому они очень дорогие. И качество микросхем в итоге соответственное".

 

6. Зачем нам космос?

 

За прошедшие годы изменилось не только отношение к космонавтике, но и общие жизненные приоритеты. "Все основное жизнеобеспечение основано на продаже природных богатств, прежде всего нефти, газа, леса. На сырьевых сверхдоходах возникла новая "элита" – класс сверхбогачей и махровый коррумпированный чиновничий аппарат. Зачем этой элите заботы о развитии отечественной космонавтики?" – замечает 99-летний сподвижник Сергея Королева, классик космонавтики Борис Черток. – "Зайдите в любой российский салон-магазин современной электроники. Широчайший ассортимент на любой вкус и на любой карман. Но ни одного, даже простейшего, электронного прибора "Сделано в России" не найдете: 90 процентов "сделано в Китае". Китайская стратегия создания передовых технологий является надежным плацдармом для реализации в будущем принципа "господства в космосе". Россия пока не имеет стратегии развития, объединяющей общество. Строительство лунной базы возможно, если это национальная многолетняя программа, по масштабам превосходящая превращение района Сочи в базу зимних Олимпийских игр и курорт не хуже Лазурного Берега. Для того чтобы российская космонавтика вошла в будущем в первую пятерку, необходимы жесткие социально-политические реформы. И не только ради космонавтики".

Вряд ли кого-то убедят сегодня доводы о несвоевременности затрат на космос в условиях кризиса. В разрушенном войной Советском Союзе уже в первое послевоенное десятилетие деньги на космос нашлись. Неужто сегодня у государства их меньше? Не только ведь из-за политических амбиций рвутся в космос Индия, Китай и Япония. "Сейчас основное противостояние сосредоточено в глобальной информационной инфраструктуре, – поясняет президент РКК "Энергия" Виталий Лопота. – А учитывая, что каждый третий бит информации уже передается через космос, то мы, для того чтобы быть сильными и уметь себя эффективно защищать, должны уметь локально искажать это информационное поле... Кто владеет космосом – владеет миром".

 

 

Статьи по теме:

Системная отсталость России: основные характеристики

Частная космонавтика: фантастические проекты и реальные результаты

Инновации по-российски: комиссии и госкорпорации вместо науки и технологий

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more