Капитал Страны
22 АВГ, 00:49 МСК
USD (ЦБ)    59,1409
EUR (ЦБ)    69,4314
ИЗМИР

Зачем вводить платный въезд в Москву?

30 Сентября 2014 6335 1 Экономика
Зачем вводить платный въезд в Москву?

Тема платного въезда в Москву время от времени всплывает на протяжении последних восьми лет, гарантированно вызывая бурю возмущения. Зачем городским властям вводить плату за въезд? О чем говорит мировой опыт? Насколько он применим к российской столице?

О чем думает московская мэрия

В конце августа на заседании Международного экспертного совета по транспортным вопросам в очередной раз прозвучала идея платного въезда в Москву. Произошло это с подачи генерального секретаря Международного союза общественного транспорта Алана Флауша. По мнению специалиста из Брюсселя, платный въезд наряду с расширением зоны платных парковок и развитием общественного транспорта поможет существенно уменьшить поток машин и увеличить скорость движения на улицах Москвы.

«Необходимо аккуратно планировать, аккуратно объяснять населению, что такое решение принесет огромную пользу и в этой ситуации не будет проигравших», – заявил Флауш. Он напомнил, что введение платы за въезд уже принесло положительный эффект в ряде городов мира, в частности в Лондоне, Стокгольме, Осло и Милане.

Семя упало на благодатную почву: в московской мэрии давно изучали вопрос о введении платного въезда в определенные зоны города. Вице-мэр Максим Ликсутов заявил, что говорить о принятии конкретных решений пока рано, но зарубежный опыт обязательно будет изучен. Чему Москва может поучиться у других столиц?

Лондон

Платная зона движения в Лондоне была введена в 2003 году. Первоначально она охватывала только центр, с 2007 года в нее вошли и западные районы города. Плата за въезд взимается по будням с 7 утра до 18:00 (первоначально было до 18:30) и за 10 лет выросла вдвое: с 5 до 10 фунтов. От оплаты освобождается общественный транспорт, машины аварийных служб, мотоциклы, такси, велосипеды и автомобили, работающие на альтернативных видах топлива. Для автомобилей госучреждений, расположенных в центре города, предоставляется значительная скидка, жители платят по льготному тарифу – всего 10%. Оплату можно вносить через интернет, кассы некоторых магазинов, по телефону или с помощью SMS-сообщений. При оплате вперед – за неделю, месяц или год – предусмотрена скидка. Номера машин в платной зоне отслеживаются с помощью 230 видеокамер: 180 из них стационарные, на въездах и выездах, остальные установлены на крышах спецмашин, размещенных внутри «платного кольца».

Программа обошлась мэрии в 280 млн долларов, но после внедрения она приносит ежегодно 440 млн долларов, половина из этой суммы составляет чистую прибыль и идет городу – на улучшение транспортной системы. По отчетам мэрии, число машин в центре сократилось на 15–18%, количество пассажиров автобусов выросло на 400 тыс., средняя скорость движения увеличилась почти на 10 км/ч, количество ДТП с пострадавшими уменьшилось почти на 40%, а экология улучшилась на 20%. Правда, все это скорее результат целого комплекса мер, в том числе взимания платы за парковку, увеличения почти на треть автобусного парка и предоставления выделенной полосы общественному транспорту.

При этом введение платной зоны вызвало большое недовольство среди жителей британской столицы. В 2008 году, спустя целых 5 лет после запуска этой программы, против нее выступали 63% лондонцев. Инициатива по расширению платной зоны и повышению платы за въезд, в конечном итоге, стоила тогдашнему мэру Лондона Кену Ливингстону поражения на очередных выборах. Его преемник проявил в этом вопросе меньший радикализм и предпочел бороться с пробками, расширяя прокат велосипедов и взимая «арендную плату» с компаний, которые затрудняют движение, раскапывая улицы для ремонта или прокладки коммуникаций.

Сингапур

Плата за въезд в центральный деловой район Сингапура была введена еще в 1975 году. Схема ее взимания и тарификация с тех пор значительно усовершенствовались. Сегодня каждый сингапурский автомобиль бесплатно оборудуется идентификатором, куда вставляется специальная смарт-карта, на которую заранее положены деньги. Иностранные автомобилисты обязаны арендовать прибор и купить карту при въезде на территорию Сингапура. Данные с карты считываются стационарными устройствами, размещенными на пунктах въезда, АЗС, постах дорожной полиции, на паркингах близ деловых и торговых центров и т.п. При въезде в платную зону с карты автоматически списывается определенная сумма, причем больше машин скопилось в центре, тем выше будет плата. Идентификатор предварительно уведомляет водителя, сколько будет стоить въезд и пребывание в центре в течение определенного времени. Очевидно, что дешевле всего обходятся поездки в выходные дни и не в часы пик.

Платный въезд в центр, безусловно, способствовал снижению трафика, но гораздо эффективнее борется с избытком машин на дорогах сингапурская система автомобильных квот и налогов. Чтобы купить автомобиль, сингапурцу надо сначала на специальном интернет-аукционе приобрести разрешение на пользование автомобилем в течение 10 лет. Ежемесячно разыгрывается 12–13 тыс. разрешений стоимостью порядка 8 тыс. долларов. Затем необходимо заплатить ввозную пошлину на автомобиль, которая составляет 41% от его стоимости. За первую постановку автомобиля на учет придется выложить 140% от рыночной стоимости машины. Ну а дальше предстоит платить немалые транспортные налоги, причем по прогрессивной шкале: чем старше и больше автомобиль, тем дороже он обходится. В итоге автопарк города растет строго на 3% в год и на тысячу жителей приходится примерно 178 машин. При этом в Сингапуре активно строятся дороги, внедряется система «умного управления», развивается общественный транспорт и система действительно дешевых такси, а госучреждения специально начинают работать в разное время, чтобы служащие не штурмовали дороги все одновременно.

Стокгольм

В Стокгольме плата за въезд в центр города была введена лишь после одобрения на специально проведенном городском референдуме. До этого, с января по июль 2006 года, в экспериментальном порядке проводилось тестирование этой системы и одновременно примерно на 10% было увеличено количество автобусов на городских маршрутах и уменьшены интервалы движения поездов в метро и на пригородных линиях. В улучшение общественного транспорта дополнительно было вложено порядка 0,5 млрд евро.

Первые недели эксперимента сопровождались бурными протестами жителей, но общие его результаты оказались весьма позитивными: количество машин в центре уменьшилось на 20%, число ДТП с пострадавшими – на 10%, а содержание загрязняющих вещество в атмосфере – на 14%. В итоге, на сентябрьском референдуме 2006 года 53% жителей поддержали эту инициативу властей. Впрочем, из-за разногласий в правительстве система платного въезда в центр была введена лишь в 2008 году. Интересно, что по результатам опроса 2009 года 56% жителей шведской столицы высказались за сохранение таксы, а 18% предложили даже увеличить ее. Примерно такой же уровень поддержки зафиксировал и опрос 2011 года.

В Стокгольме через центр проходит единственная магистральная дорога, для контроля создано 20 въездных шлюзов, оборудованных радарами и телевизионными детекторами, которые фиксируют регистрационные номера въезжающих автомобилей. Плата за въезд зависит от времени суток: в часы пик (с 7:30 до 8:30 и с 16:00 до 17:30) – 2,1 евро; в остальные дневные часы от 1,05 до 1,4 евро, до 6:30 и после 18:30 – въезд бесплатный. Счет высылается на почтовый адрес автовладельца.

От уплаты въездной пошлины освобождаются жители центра, инвалиды, водители муниципальных служб и владельцы транспортных средств, работающих на альтернативных источниках энергии, а также автомобили с иностранной регистрацией. Члены парламента, министры и прочие должностные лица правительства и городской администрации никаких льгот не имеют.

Платить или не платить?

Организация платного въезда обсуждается еще с 1960-х годов, и за последние 10–15 лет эта практика была внедрена в целом ряде городов. Помимо уже перечисленных выше, она опробована в Сан-Франциско, Риге, Тронхейме.

Специалисты отмечают целый ряд положительных эффектов: уменьшение трафика на 15–30%, улучшение экологической ситуации, возможность дополнительных инвестиций в развитие общественного транспорта (именно на эти цели – за вычетом расходов на эксплуатацию системы – направляются средства, поступившие в бюджет города в качестве въездной пошлины). Однако эксперты подчеркивают, что введение платного въезда необходимо использовать лишь в совокупности с прочими мерами сдерживания трафика в городских центрах: введением платных парковок, заметным улучшением общественного транспорта, строительством объездных дорог и т.д.

Горожане введение платных зон, как правило, не приветствуют. В Гонконге, например, несмотря на успешный эксперимент в течение 1983–1985 годов, от системы платного въезда пришлось отказаться по результатам отрицательного голосования городского парламента. В Эдинбурге после опытной эксплуатации в 2003–2005 годах система была отвергнута по итогам городского референдума. В Милане плата за въезд в центр была введена лишь после того, как в ее поддержку выступили экологи, переименовав ее в «пошлину за загрязнение воздуха».

В ряде стран считают, что для борьбы с пробками есть меры, гораздо более эффективные, чем въездная пошлина. В Германии и Франции сокращают парковочные места в центре и повышают тарифы за их использование. В Нидерландах, Австралии и Дании все транспортные платежи и налоги хотят заменить единым налогом за километр пробега, взимаемым согласно показаниям GPS-трека каждого автомобиля.

Что выберет Москва и Россия?

В московском правительстве предложения ввести плату за въезд в центр раздаются еще с 2005 года, но до сих пор дело ограничивалось изучением иностранного опыта. Однако теперь вопрос этот вполне может решиться на законодательном уровне, причем в масштабах всей страны. Проект федерального закона «Об организации дорожного движения», опубликованный министерством транспорта для общественного обсуждения, предлагает предоставить местным властям право организовывать платные парковки и вводить плату за въезд в установленные зоны (ст.10, п.3(3)). Чтобы сохранить при этом «достаточный уровень транспортной доступности территории для всех социальных групп населения», местные власти должны будут предпринять ряд компенсирующих мер: организовать перехватывающие парковки, пустить новые маршруты общественного транспорта и т.д.

Большинство экспертов считают, что введение платного въезда в отдельные зоны не решит транспортных проблем столицы. В отличие от большинства мегаполисов, где реализована такая мера, в Москве общественным транспортом пользуется максимальная доля жителей – 88%, отмечает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. Основной причиной столичных пробок он считает нехватку дорог. По данным мэрии, в мегаполисе дороги должны занимать не менее 20% территории, в Москве же на их долю приходится менее 10%.

Перед Лондоном стояла задача решить транспортные проблемы в центре на фоне пустой периферии, поясняет директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. В Москве же «проблема – в отсутствии путей между соседними периферийными районами города. Сначала нужно перестать использовать центр в качестве транзитной зоны и только потом говорить о платном въезде в центр. А иначе непонятно, куда именно мы вытесняем автомобили».

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
01.10.2014 0 0
А.А. Зимин:

ВШЭй да ВШЭй, А о водке -- ни полслова!

Статьи

«Это абсурд и профанация». Как слухи и мнения аналитиков стали главной проблемой крупных банков России

«Это абсурд и профанация». Как слухи и мнения аналитиков стали главной проблемой крупных банков России
Интервью и комментарии

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти
Политика 1

Обмайнить и перемайнить Китай. Как наши чиновники планируют поднять экономику с помощью криптовалют

Обмайнить и перемайнить Китай. Как наши чиновники планируют поднять экономику с помощью криптовалют
Экономика 1

Место для дискуссий. Почему рэп-баттл Оксимирона и Гнойного стал событием в России

Место для дискуссий. Почему рэп-баттл Оксимирона и Гнойного стал событием в России
События

Узнай, страна

Кирпичом Белгородчина прирастать будет

Кирпичом Белгородчина прирастать будет

Вкус карельских ягод узнают далеко за пределами республики

Вкус карельских ягод узнают далеко за пределами республики

Новости компаний

Расширение промышленного и инвестиционного сотрудничества – путь к успешному будущему РФ и Турции

Расширение промышленного и инвестиционного сотрудничества – путь к успешному будущему РФ и Турции

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Цифровое измерение - драйвер отечественного предпринимательства

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Цифровое измерение - драйвер отечественного предпринимательства

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте