Капитал Страны
30 МАР, 03:51 МСК
USD (ЦБ)    57,0241
EUR (ЦБ)    61,5347

Война правительства с дальнобойщиками: будут ли победители?

1 Декабря 2015 8850 5 Политика
Война правительства с дальнобойщиками: будут ли победители?

После принятия в средине ноября этого года закона о взимании налога с большегрузов за пользование федеральными трассами в стране не утихают протестные движения дальнобойщиков. Центральные СМИ об этом не говорят, правительство решает проблему арестами активистов и недопущением протестующих к Москве, в администрации президента сообщают, что о проблеме слышат впервые. Что же думают политики и эксперты о сложившейся ситуации? Что планируют протестующие и какие социально-экономические последствия может иметь это противостояние?

Чего хотят водители большегрузов?

Стихийные протесты водителей большегрузов начались за несколько дней до принятия закона о налоге на двенадцатитонники за проезд по федеральным трассам (об этом наш журнал уже писал ранее) и с тех пор только усиливаются. Протесты охватили более двадцати регионов России, от Петрозаводска до Хабаровска, и наиболее массовый характер приобрели в Дагестане и Санкт-Петербурге. Единства требований у дальнобойщиков нет, как нет и единой организации. Условно можно разделить их на тех, кто требует отложить действие закона, снизить ставку налога, доработать и отладить систему и т. д., и тех, кто против системы взимания платы как таковой. Первая группа представлена, в основном, крупными компаниями, а вторая, более многочисленная, – частниками и небольшими фирмами, для которых введение платы за проезд будет означать прекращение их деятельности. На сегодняшний день, благодаря настойчивому нежеланию правительства прислушиваться к мнению сотен тысяч водителей, требования последних носят уже не только экономический характер. Водителей возмущает не только тот факт, что помогая решать государству финансовые проблемы, они еще и должны обеспечивать безбедное существование некоей частной фирмы, но также и полное нежелание властей прислушаться к мнению дальнобойщиков. На сегодняшний день водители фур выдвигают ультиматум: если налог не будет отменен, то тяжелые грузовики 4 декабря двинутся к Москве. А на сайте КПРФ Карачаево-Черкессии опубликован «Манифест дальнобойщиков», содержащий политические требования.

Как реагируют власти?

Никаких публичных заявлений правительство по этому вопросу не делало. Хранят молчание об акции протеста и центральные СМИ. Из конкретных шагов правительства известен лишь визит главы Минтранса Соколова в Санкт-Петербург для встречи с руководством транспортных компаний, которые не требуют отмены налога. О результатах встречи не сообщалось, зато ведется активная «работа» с дальнобойщиками на уровне регионов. Например, чеченские дальнобойщики вынуждены участвовать в акции протеста на территории Дагестана, потому что делать это у себя дома считают опасным, в Улан-Удэ участников протеста массово вызвали в суд, выписав штрафы по 10 тыс. руб., под Санкт-Петербургом арестовали одного из организаторов протестной акции за неуплату майского штрафа в 500 руб., в Москве забрали в ОВД около десятка активистов, стоявших в одиночных пикетах в поддержку акции. Для предотвращения акции, которая была запланирована на 30 ноября этого года на Московской кольцевой автодороге, на постах ДПС в регионах заворачивают обратно фуры, движущиеся пустыми в сторону Москвы, водителей заставляют проходить алкотесты, забирают грузовики на штрафстоянки, отбирают на сутки права, требуют с водителей расписки в том, что они не будут участвовать в акции. В итоге, из многих сотен грузовиков, двигавшихся на акцию к Москве, на место прибыли лишь разрозненные единицы.

В администрации президента при этом утверждают, что ничего о «Платоне» не знают, пресс-секретарь президента РФ Песков сообщил, что не нужно драматизировать ситуацию, в Кремле за ней следят, но вмешиваться не будут, так как это дело правительства.

Активизировались политические партии и профсоюзы, предлагая помощь в организации акций. Водители полагают, что эти организации действуют в полном согласии с властями и пытаются скорее замотать протестное движение.

По мнению аналитиков, подобные способы решения проблемы со стороны правительства вряд ли приведут к положительным результатам. Таким путем ситуацию можно только усугубить.

Что говорят политики?

Депутат Государственной Думы, лидер Национально-освободительного движения России (НОД) Евгений Федоров полагает, что те люди, которые создали для дальнобойщиков проблемы, наносят удар по государству и президенту Путину, который призывал не вводить дополнительное налогообложение на время санкций. По мнению депутата, вся проблема в том, что у президента недостаточно полномочий реализовывать свои указы и распоряжения. И поэтому нужно бороться за дополнительные полномочия для президента вплоть до чрезвычайных, а бороться против «Платона» не нужно, так как это всего лишь техническое средство, без которого наступит и вовсе хаос на дорогах. Кстати, сам депутат Федоров голосовал за введение налога на большегрузы. Равно как и скрывающийся в США депутат И. Пономарев.

Не поддерживают введение «Платона» КПРФ и ЛДПР. Глава КПРФ Зюганов завил, что в результате бездумного введения «дурацкого налога» начинают пустеть полки в торговых сетях, и даже отправил телеграмму на имя премьера Медведева, в которой призвал прислушаться к требованиям дальнобойщиков. А именно – согласовать с ними концепцию взимания налога. То есть, глава КПРФ не против налога как такового. Претензии лишь к форме его взимания и к размеру.

Глава ЛДПР Жириновский не согласен с формой введения налога. По его мнению, нужно все делать постепенно. Он пригласил дальнобойщиков в Госдуму, чтобы те высказали все свои сомнения и пожелания.

Депутат законодательного собрания Петербурга от фракции «Единая Россия» Сергей Соловьев полагает, что россияне в целом и петербуржцы в частности стали слишком много есть и имеют избыточный вес, поэтому налог им не повредит.

Какими будут экономические последствия налога?

По оценкам ЦБ, вклад нового налога в рост цен на продовольственные товары составит не более 0,1% – как в этом, так и в следующем году. С такой оценкой согласен и Минфин. Влияние налога на рост цен в непродовольственном сегменте, по оценке ЦБ, и того меньше. (Для справки: транспортная составляющая в себестоимости, например, щебня превышает 60%). Каким образом финансовым властям удается спрогнозировать последствия своих решений с точностью 0,1% по инфляции, когда не получается спрогнозировать основные макроэкономические параметры даже на год, остается непонятным.

Минэкономразвития оценивает рост цен от введения налога в 1–2%, хотя при оценке проекта этого закона называло цифру 3%.

Мнения экспертов в оценке влияния налога на рост цен колеблются от нескольких десятых долей процента до 2–3%. Наибольшую инфляцию ожидают в строительном секторе. Там прогнозируется рост себестоимости жилья на 7–9%.

Глава Сбербанка Греф считает, что налог даст прирост к инфляции в 2016 году в 1,5%.

По данным лидера КПРФ Зюганова, уже сегодня загрузка торговых сетей сократилась на 9% и если сократится еще, то полки магазинов начнут пустеть, и ситуация примет плачевный характер, который на фоне внешних проблем может привести к внутреннему коллапсу.

Что говорят эксперты?

Большинство экспертов к новому налогу на большегрузы относится негативно, хотя и по разным причинам. Тут, с некоторой условностью, можно разделить экспертов на два лагеря. Одни утверждают, что сам по себе налог нужен, потому что так в Европе. Ну и еще деньги на ремонт дорог появятся. Только вот реализуют его слишком поспешно и не подготовившись.

Например, глава Сбербанка Греф считает, что в системе взимания платы ошибки допущены с первого шага. «То, как это сделано, – конечно, это недопустимо, просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении», – говорит Греф. В итоге, по мнению банкира, это все скажется на логистике в стране в целом, на товарном ассортименте и на росте цен, хотя сам по себе налог правильный. Какие тайны «проектного менеджмента» позволят обойтись без роста цен при введении такого налога, глава Сбербанка не уточнил. В прессе высказывается, что позиция Грефа диктуется тем обстоятельством, что многие дальнобойщики купили свои машины в кредит и теперь не смогут по нему рассчитаться.

Другие эксперты полагают, что подобный налог всерьез затормозит деловую активность в стране, ухудшит конъюнктуру и усилит экономический спад. И компенсировать этот налог не удастся ни за счет сокращения прибылей перевозчиков, которые и так на пределе, ни увеличением цен на продукцию – этого не позволит сократившийся платежеспособный спрос населения. В итоге, цены на многие товары станут недоступными, что сократит потребление и, как следствие, производство.

Кто-то из экспертов видит во внедрении системы оплаты для большегрузов чрезмерную алчность структур, лоббировавших этот налог, кто-то готов видеть честное желание правительства пополнить дорожный фонд, но все сходятся к мысли, что последствия своих действий правительство не прогнозирует. То обстоятельство, что правительство фактически собственноручно создает протестное движение во время тяжелого как внешнеполитического, так и внутреннего социально-экономического кризисов, может привести, по мнению экспертов, к серьезным социальным потрясениям.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
05.12.2015 6 0
Владимир:

Умрёт не только мелкий извоз, закроется куча придорожных кафе, СТО, магазинов запчастей, заправок ГСМ, автостоянок, упадут продажи и тяжёлых отечественных машин типа "Камаз", доставка грузов станет дороже, что поднимет цену на товары и материалы. Добавится безработных, упадут соцвыплаты в пенсионный и медфонд. Последствия никто не просчитывал. Скорее всего недобор налогов превысит дань собранную "Платошей". Возможно в несколько раз.

05.12.2015 2 0
Роман:

Война слуг народа со своим народом, я бы так сказал. Когда вы уже поймёте, что это нас всех касается, а не дальнобойщиков?

04.12.2015 3 0
Дмитрий Гаазе:

10 лет назад была разработана система ЕГАИС ( контроль алкогольной продукции) во ФГУП «Научно-технический центр „Атлас“», подведомственном ФСБ. Якобы для контроля за алкогольной продукцией. Потрачены сотни миллионов не помню долларов или рублей, но в период президентства Медведева система им официально признана неработоспособной. Опять были выделены милллионы. "Результат" мы наблюдали на днях в Красноярске - десятки отравленных насмерть"паленым" алкоголем граждан. А ведь именно эта система должна была стать непреодолимым барьером для плохого алкоголя. Поэтому Платон, скорее всего из этой же серии. Как говорил Черномырдин: хотели как лучше...Никто не поднимает голос из депутатов потому что понимает - против ФСБ не попрёшь. Режим он и в Африке режим.

01.12.2015 5 0
Алга:

Во введении налога ясно виден финансовый интерес Ротенберга. Так уж устроена Россия, что за каждой попыткой обобрать граждан обязательно стоит кто-то из путинского окружения. Для частных перевозчиков из Чечни и Дагестана их работа - единственный способ заработка, потому что другой работы в этих республиках нет. Власть не озаботилась решением этой проблемы. Куда им идти? В ИГИЛ? Или к ваххабитам примкнуть? В любом случае итог будет не в пользу России...

01.12.2015 8 0
Виктор:

Поддерживаю дальнобойщиков. Я не против государства, я против несправедливых налогов, взимаемых к тому же частной лавочкой. Считаю данный проект "Платон" преступным и созданным в интересах узкого круга лиц, решивших на ровном месте сделать деньги. До дорог эти деньги не дойду. Уверен!!!

Статьи

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Узнай, страна

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс "Бизнес-навигатор"

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс

В Карелии два крупных мероприятия для предпринимателей объединят в "Бизнес-неделю"

В Карелии два крупных мероприятия для предпринимателей объединят в

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте