Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
23 ИЮН, 20:59 МСК
USD (ЦБ)    63,2396
EUR (ЦБ)    73,7247
ЧМ 218
ИЗМИР

Важно знать, куда инвестировать

23 Апреля 2007 5322 0 Архив
Важно знать, куда инвестировать

В связи с ежегодным увеличением доходов населения РФ, растет и желание россиян поучаствовать в инвестиционном процессе, что зачастую заканчивается печально. Виной тому – финансовая некомпетентность.

    Результаты недавнего мониторинга, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) показали, что одной из определяющих тенденций, оказывающих существенное влияние на развитие российского финансового рынка, является рост доходов населения.


    Он вызывает появление денежных накоплений, и, соответственно – активность граждан на финансовых рынках. Многим хочется попробовать себя в роли инвестора и использовать свой капитал для эффективного вложения в какую-нибудь отрасль. Например, в стремительно растущий рынок недвижимости. Также можно поместить накопленные средства в финансовые инструменты.


    В прошлом году эксперты отметили существенный прирост ПИФов. Владельцы немалых капиталов предпочитают вкладывать деньги в собственный бизнес. Однако большинство новоиспеченных инвесторов крайне неразборчиво и несостоятельно в обращении с существующими законами инвестиционного рынка.


    Как отмечают эксперты, по-прежнему сохраняется довольно высокий уровень неосведомленности населения об основных правилах и игроках.


    На фоне роста сбережений и инвестиционного потенциала населения эти факторы становятся серьезным препятствием для полноценного вовлечения и полноправного участия граждан в финансовом процессе. Кто-то, к примеру, вкладывает средства в рисковые операции и потом выражает крайнее удивление в случае потери, хотя это одно из естественных свойств данных активов. Рынок не может существовать без победителей, чьи имена у всех на слуху, а лица – на первых полосах газет, на телеэкранах, и проигравших, остающихся в тени.


    Помимо финансовой некомпетентности, наблюдается отсутствие элементарной гибкости в использовании своего капитала. Например, по данным НАФИ, половина населения нашей страны традиционно доверяет деньги банкам, не проявляя интереса к другим видам управления финансами (паевые инвестиционные фонды, акции и многое другое), остальные же и вовсе предпочитают хранить наличные.


    Несколько другая ситуация с россиянами, недовольными уровнем своих доходов (25% респондентов). Они скорее готовы тратить деньги, чем делать сбережения. Все расходуется на текущее потребление. Этим вызвано непропорциональное развитие отдельных видов финансовых услуг и продуктов: против высоких показателей роста потребительского кредитования (20% респондентов) – всего 1% у ипотеки и 5% у банковских депозитов.


    Из банковских услуг население нашей страны хорошо знакомо, в среднем, с семью операциями: вкладами до востребования, приемом коммунальных платежей, обменом валюты, кредитованием на неотложные нужды, срочными вкладами и перечислением зарплат и пенсий. Менее известны кредиты различного назначения, например, на покупку недвижимости, автомобиля, земельного участка и др.


    Большая часть респондентов (62%) признались, что в банковских продуктах и услугах сложно разобраться. Около 64% граждан выказали недоверие к банкам, полагая, что вкладывать в них деньги – рискованно.


    Подробности функционирования системы страхования вкладов также известны очень малой доле респондентов, а пятая часть населения совершенно не знает о том, что такое ипотека.


    На сегодняшний день банки активно рекламируют свои услуги, предоставляемые населению. 70,5% опрошенных видели рекламу и легко вспоминают название банка, рассказывающего о своей деятельности. Эксперты отмечают двойственность сложившейся ситуации. С одной стороны, рекламное воздействие банков на потребителя приносит определенные плоды. Но вместе с тем, приведенные данные свидетельствуют об общем низком уровне финансовой грамотности населения и малой вовлеченности его в финансовую сферу. Это объясняется спецификой рекламного канала коммуникации финансовых институтов с населением.


    Сама по себе реклама, в том виде, в каком она существует, не может в полной мере повысить уровень осведомленности людей, изменить их восприятие финансовых структур с «настороженного» до «позитивного», доступно объяснить основы и принципы работы финансовых рынков. Это должно достигаться скоординированной разъяснительной работой государства и бизнеса.


    Сегодня развитие инвестиционного рынка ограничено неспособностью людей правильно оценивать свои возможности. Россияне, к примеру, зачастую берут на себя кредитные обязательства, последствия которых трудно просчитать, в силу сохраняющейся высокой неопределенности как рынка труда, так и экономической ситуации в целом. При этом банки естественным образом пытаются компенсировать существующие риски за счет высоких ставок. Это не всегда очевидно для клиентов. Получается порочный круг.


    Можно также отметить и эффект стадности. Многие дружно стали инвестировать свои капиталы в недвижимость, оставив без внимания альтернативные возможности.


    Таким образом, наблюдается перегрев рынка в какой-то одной его части, и этот дисбаланс представляет собой определенную опасность. Возможно, где-то участникам существующего инвестиционного рынка выгодно играть роль финансово-некомпетентных, перекладывая ответственность на третьи лица. Но, в итоге, это неизбежно обернется против них самих.


    Сложившаяся ситуация говорит о необходимости проведения целенаправленной системной политики в области разъяснения и популяризации услуг российских финансовых институтов. «Могут, но не знают», - так охарактеризовали эксперты НАФИ потенциал финансового рынка в сегменте участия в нем рядовых граждан. В таких условиях государство и компании-игроки финансового рынка должны, прежде всего, позаботиться об улучшении финансовой культуры населения РФ.


Ольга Еленская
Алексей Качалов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Шутки про Навального и личная неприязнь. Почему Слуцкий и Уткин покинули Первый канал

Шутки про Навального и личная неприязнь. Почему Слуцкий и Уткин покинули Первый канал
События и факты 1

Научиться ничего не знать. Как адаптироваться к тому, чего никогда не было в вашем опыте

Научиться ничего не знать. Как адаптироваться к тому, чего никогда не было в вашем опыте
Бизнес и психология

«Попытка наладить стабильный доход казны». Зачем власти затеяли пенсионную реформу и поднимают НДС

«Попытка наладить стабильный доход казны». Зачем власти затеяли пенсионную реформу и поднимают НДС
Интервью и комментарии

Победа сборной России, странные жесты Путина и восторг журналистов. Как прошел первый день Чемпионата мира по футболу

Победа сборной России, странные жесты Путина и восторг журналистов. Как прошел первый день Чемпионата мира по футболу
События и факты

Узнай, страна

Титановые кольца на сто миллионов делают в Свердловской области

Титановые  кольца   на   сто  миллионов  делают  в  Свердловской области

В Чебоксарах открыли новую линию единственного в России производства детских мячей

 В   Чебоксарах   открыли  новую  линию   единственного  в  России   производства   детских  мячей

Новости компаний

Процессам коммерциализации интеллектуальной собственности в науке требуется общественный мониторинг

Процессам коммерциализации интеллектуальной собственности в науке требуется общественный мониторинг

Со «100 надеждами бизнеса» ТПП РФ попала прямо в точку, считает Владимир Гищенко

 Со «100 надеждами бизнеса» ТПП РФ попала прямо в точку, считает Владимир Гищенко

Новости СМИ

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter