Капитал Страны
23 МАР, 21:24 МСК
USD (ЦБ)    57,5228
EUR (ЦБ)    62,0959

Три «претензии» к прогнозу Минэкономразвития на 2017–2019 годы

28 Декабря 2016 3756 1 Экономика
Три «претензии» к прогнозу Минэкономразвития на 2017–2019 годы

В настоящее время Министерство экономического развития РФ подготовило прогноз социально-экономического развития РФ на 2017–2019 годы. Данный документ призван показать россиянам, что их ожидает в ближайшие три года. Что заложено в данный прогноз? Какие предпосылки и цифры документа вызывают наибольшее сомнение? Насколько прост, реалистичен и социально полезен прогноз страны на ближайшие три года?

Три условия «хорошего» прогноза

В настоящее время Министерство экономического развития (МЭР) РФ подготовил отчет по предварительным итогам социально-экономического развития РФ за январь-август 2016 года и прогноз социально-экономического развития РФ за 2017–2019 годы (далее – Прогноз). Данный документ призван показать россиянам, что их ожидает в ближайшие три года. Было бы несправедливо требовать от МЭР сверхточного прогноза в условиях глобальной социальной турбулентности, однако некоторым базовым условиям этот документ удовлетворять все-таки должен.

Можно отметить три таких условия. Первое – простота. В данном случае предполагается, что из прочтения документа должна вытекать вполне ясная и непротиворечивая картина будущего с основными моментами, которые отличают это будущее от прошлого и нынешнего этапов развития. Второе условие – реалистичность прогноза. Речь идет о том, что регулятор формирует максимально трезвый взгляд на будущие изменения, а не рисует сладкую утопическую картинку для успокоения граждан. Третье условие – целевой вариант прогноза должен обладать социальной «полезностью» для населения страны, т.е. его реализация должна привести к улучшению социального положения подавляющего большинства россиян. Только при одновременном соблюдении этих трех условий прогноз МЭР можно считать действенным инструментом системы макроэкономического регулирования.

Рассмотрим имеющийся проект прогноза на 2017–2019 гг. с точки зрения выполнения указанных условий.

Простота vs сложность

Тест на простоту Прогноз не проходит. Во-первых, это очень громоздкий документ – вместе с табличными приложениями он составляет более 400 страниц, что исключает его эффективное восприятие обыкновенным человеком. Во-вторых, ни один прогнозный сценарий МЭР не совпадает с базовым бюджетным планом Минфина. В частности, несоответствие наблюдается по такому важнейшему показателю, как темпы роста ВВП, при совпадении индекса потребительских цен в базовых вариантах этих двух ведомств. Вопрос о том, как соотносятся прогнозы двух экономических ведомств страны остается открытым. В-третьих, весь документ МЭР изобилует неочевидными и противоречивыми утверждениями, понять которые сложно не только дилетанту, но и специалисту. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих данный тезис.

Так, например, в отчетной части Прогноза приводятся данные по ретроспективной динамике реальной заработной платы работников и потребительской инфляции. Обращает на себя внимание следующая нестыковка в цифрах. Согласно документу МЭР России реальная заработная плата за январь-август сократилась на 0,3%, в то время как, по официальным данным Росстата, рост номинальной заработной платы за январь-август составил 8,4%, а потребительская инфляция за этот период – 3,9%. Это означает, что реальная заработная плата в стране увеличилась на 4,5%, что дает расхождение с данными Минэкономразвития в 4,8 п.п. На какие же цифры следует ориентироваться? А это всего лишь отчетные данные.

В этой связи следует обратить внимание на динамические структурные дисбалансы в величине номинальной заработной платы. Так, по данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в производстве кокса и нефтепродуктов, за январь-август 2016 года выросла на 249,4% при снижении реального производства на 3,7%. В это же время среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в текстильном и швейном производстве, выросла на 21,5% при росте объема производства на 4,0%. Данные факты противоречат естественным экономическим процессам и вызывают вопросы, как они учитываются при формировании прогнозов.

Другой факт связан с приводимым описанием базового варианта прогноза, в котором указано, что доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна подняться в прогнозные годы до 34,9%. В отношении этой цифры возникает сразу множество вопросов. Во-первых, в тексте на указаны опорные точки этого показателя за 2015 и 2016 год, в связи с чем непонятен масштаб предполагаемого прогресса в структуре экспорта. Во-вторых, данный показатель в чистом виде отсутствует в официальных статистических источниках, в связи с чем в отношении него имеются разночтения, в том числе и на самом высоком официальном уровне. Например, по неоднократным заявлениям министра промышленности и торговли Дениса Мантурова доля продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре экспорта России уже превысила 50%. По данным ФТС доля сырья в экспорте составляет 60,7%, а по альтернативным оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования – 59%. Похожие экспертные оценки были получены Центром макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ (ЦМЭИ) на основе официальных данных об экспорте основных товаров в РФ (табл.1).

Таблица 1 – Доля несырьевого экспорта в общем объеме российского экспорта, %

Источник оценки 2010 2014 2016
Министр промышленности и торговли Д.Мантуров - - 54
Федеральная таможенная служба РФ - -- 39,3
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования - - 41
Центром макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ 36,2 37,6 40,4

Исходя из этого оценки МЭР в 34,9% для базового прогноза и 35,9% для базового+ прогноза уже превышены. К сказанному следует добавить, что если пользоваться методологией МЭР по учету несырьевого экспорта, то оценки ЦМЭИ будут выше на 2-3 п.п. Из сказанного совершенно не ясно, куда же на самом деле должна двигаться российская экономика и российский экспорт в 2017–2019 гг.

Короче говоря, не ясны даже самые общие, стратегические ориентиры Прогноза и его увязка с прогнозом Минфина.

Реалистичность vs утопичность

Тест на реалистичность Прогноз также не проходит. Складывается впечатление, что разработчик постоянно выдает желаемое за действительное. Приведем несколько наиболее ярких примеров.

Так, общим недостатком характеристики целевого варианта Прогноза по всем подразделам является то, что в нем недостаточно ясно раскрываются источники роста производства в отраслях на фоне сокращения бюджетных расходов на прогнозные годы (2,7%); переход к целевому варианту прогноза не может существенно переломить данную ситуацию. В частности, в Прогнозе предполагается интенсификация российского экспорта за счет развития региональной инфраструктуры АО «Российский экспертный центр» (РЭЦ), в том числе за счет создания и расширения зарубежной сети российских торговых домов. При этом в документе не указаны бюджетные затраты на данное мероприятие, а также его реализуемость в условиях международных санкций.

В качестве другого примера можно привести планируемый рост добычи топливно-энергетических ресурсов, который составляет 5,9% (таблица приложения «Индексы промышленного производства в 2016-2019 годах» по целевому варианту), на фоне предполагаемого роста энергосбережения к 2019 году на 5%. Это означает, что для реализации такого сценария спрос на топливо должен вырасти как минимум на 11,5%. Непонятно, что же послужит источником роста спроса при реализации целевого прогноза.

Аналогичный вопрос возникает относительно условия целевого прогноза, предполагающего рост несырьевого неэнергетического экспорта на 9% в год, что представляется нереалистичным. Это связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, с гипотезой о развитии мировой экономики на уровне 3,0-3,5% ежегодно, которая означает, что со стороны мирового рынка не хватит эффективного спроса для поглощения такой массы несырьевого экспорта из России. Во-вторых, с предпосылкой о темпах роста отечественной промышленности, которые на прогнозные годы составляют 2,2, 3,0 и 3,7% соответственно. Это означает, что предложение со стороны промышленности не сможет обеспечить предполагаемый объем несырьевого экспорта. В противном случае указанный объем экспорта предполагает пропорциональное ущемление предложения на внутреннем рынке.

Кроме того, в Прогнозе не поясняется, за счет каких товарных групп произойдут структурные изменения в пользу несырьевого сектора. Так, например, по таблицам приложения Прогноза по товарной структуре экспорта России по всем прогнозным вариантам прослеживается высокая устойчивость структуры экспорта, что не позволяет выявить товары-драйверы планируемого структурного маневра.

Похожая ситуация наблюдается в отношении важнейшего источника оживления розничной торговли является – роста доходов населения. Однако во всех трех сценариях Прогноза темпы роста этих двух показателей сильно различаются. Например, в базовом варианте темпы роста оборота розничной торговли (0,6; 0,9; 1,6%) почти в 3 раза превышают темпы роста реальных располагаемых доходов населения (0,2; 0,3; 0,6%). За счет чего же тогда будет расти розничный товарооборот?

Присутствует в Прогнозе и некритическое отношение к некоторым поставленным ранее государственным задачам. Например, в Прогнозе указано, что в результате модернизации профессионального образования число российских вузов, входящих в первую сотню ведущих университетов согласно мировому рейтингу университетов, в 2019 году достигнет 5 единиц. Данное утверждение предполагает выполнение указа Президента РФ от 7 мая 2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и реализацию дорожной карты «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Однако имеющиеся данные показывают нереалистичность данного утверждения (табл.2).


Таблица 2 – Динамика мест ведущих российских вузов в мировых рейтингах университетов (ТОП-500)


Ведущие российские университеты 2013 2014 2015 2016
Академический рейтинг мировых университетов (ARWU) (http://www.shanghairanking.com/ru/index.html)
МГУ 79 84 86 н/д
СПбГУ 301-400 301-400 301-400 н/д
Рейтинг мировых университетов QS (www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings)
МГУ 120 114 108 108
СПбГУ 240 233 256 258
Новосибирский ГУ 352 328 317 291
МГТУ 334 322 338 306
МФТИ 441-450 411-420 431-440 350
МГИМО 386 399 397 350
Томский ГУ 551-600 491-500 481-490 377
Томский политехнический университет 551-600 501-550 481-490 400
РУДН 491-500 471-480 601-650 601-650
МИФИ - 481-490 501-550 401-410
Санкт-Петербургский политехнический университет 451-460 481-490 471-480 411-420
ВШЭ 501-550 501-550 501-550 411-420
Рейтинг мировых университетов THE (https://www.timeshighereducation.com/)
МГУ 226-250 196 161 188
МФТИ - - 501-600 301-350
ИТМО - - - 351-400
ВШЭ - - - 401-500
Казанский ФУ - - 301-350 401-500
Новосибирский ГУ - 301-350 401-500 401-500
МИФИ - - 251-300 401-500
СПбГУ - - 401-500 401-500
Санкт-Петербургский политехнический университет - - 201-250 601-800
Томский политехнический университет - - 251-300 501-600
Академический рейтинг мировых университетов CWUR (http://cwur.org/)
МГУ В 2013 – только 100 90 48 59 77
МФТИ - - 250 218
СПбГУ - 285 406 430

Из табл.2 видно, что к настоящему моменту в ТОП-100 двух международных рейтингов (ARWU, CWUR) входит только один российский вуз (МГУ). Ближайшие претенденты в настоящий момент в лучшем случае находятся только в третьей сотне, что делает маловероятным их вхождение в ближайшие годы в ТОП-100. Особо следует указать, что в 2018 году (при реализации базового и базового+ вариантов прогноза) и в 2019 году (при реализации целевого прогноза) будут выполнены обязательства по доведению заработной платы отдельных категорий персонала до целевых уровней, закрепленных в указах Президента РФ от 12 мая 2012 года. Например, в отношении врачей, преподавателей учреждений ВПО и научных сотрудников этот показатель должен составить 200% от средней заработной платы по региону, а для работников учреждений культуры – 100%. Однако официальные данные Росстата показывают, что кризис последних лет внес свои коррективы в сторону ухудшения обозначенных индикаторов (табл.3).


Таблица 3 – Отношение средней заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате по РФ

Категории работников 2013 2014 2015 2016
(январь-июнь)
Врачи 141,0 141,8 156,0 137,1
Преподаватели учреждений ВПО 134,9 144,7 165,2 151,5
Научные сотрудники 138,9 147,8 168,7 125,1
Работники учреждений культуры 70,3 73,2 83,0 73,3

Из табл.3 видно, что по предварительным расчетам показатель отношения средней заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате по РФ за первое полугодие 2016 года снизился по всем рассматриваемым категориям работников. Альтернативная оценка ЦМЭИ относительно группы преподавателей учреждений ВПО по 2016 году гораздо ниже официальной – 123%. При таких значениях выйти на обозначенные нормативы к 2018 году практически нереально.

Тем самым Прогноз на 2017–2019 гг. грешит избыточным оптимизмом и по целому ряду пунктов является нереализуемым ни при каких обстоятельствах.

Социальная полезность vs социальная вредность

Не проходит Прогноз и тест на социальную полезность. Это связано с общим недостатком прогноза развития социальной сферы, связанным с отсутствием его увязки с бюджетным планом на соответствующие годы (табл.4).


Таблица 4 – Обеспеченность прогнозных сценариев государственных программ РФ бюджетным финансированием

Источники финансирования По государственной программе*, млрд рублей Расходы**,
млрд рублей
2016 2017 2018 2019 2016 2017 2018 2019
Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения»
Федеральный бюджет 262,9 263,3 286,9 299,2 466 381 398 364
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) 1521,3 1684,7 1857,8 2042,3 1689 1692 1758 1817
Государственная программа РФ «Развитие образования»
Федеральный бюджет 466,1 511,5 548,3 597,5 558 568 589 586
Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма»
Федеральный бюджет 103,6 98,5 105,7 116,0 92 93 89 80
Государственная программа РФ «Развитие физкультуры и спорта»
Федеральный бюджет 64,9 90,5 39,3 29,6 66 86 55 34
* - объемы бюджетных ассигнований соответствующих государственных программ развития ** - расходы бюджетной системы по разделам функциональной классификации, приведенные в Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

В частности, из табл.4 видно, что все планируемые бюджетные расходы ФОМС на 2018 и 2019 годы не покрывают прогнозные цифры государственной программы «Развитие здравоохранения», что ставит под сомнение возможность достижения её целевых индикаторов и показателей, а также реалистичность прогноза МЭР. Аналогичная ситуация прослеживается и в сфере образования (2018, 2019 гг.), и в сфере физкультуры и спорта (2017 г.), и в сфере культуры (2017, 2018, 2019 гг.). Тем самым Прогноз предполагает заведомое урезание важнейших социальных направлений жизни российского населения, следовательно, все прогнозные сценарии являются для россиян откровенно вредными.

Возможности будущей координации

Важнейшим недостатком прогноза МЭР является его несогласованность с бюджетным проектом Минфина. Это вызывает большие сомнения в реалистичности документов двух ведомств. Есть ли здесь какой-то выход?

После ареста министра экономического развития Алексея Улюкаева на этот пост был назначен Максим Орешкин, бывший до этого заместителем министра финансов. Сегодня данная кандидатура является консенсусной и удовлетворяет весь либеральный блок экономистов. Среди экспертов велики ожидания, что новый министр экономики способен наладить более конструктивное и тесное сотрудничество с Министерством финансов и Центральным банком. Руководители этих ведомств готовы к сотрудничеству с новым министром. Это дает надежду, что в будущем прогнозы МЭР и бюджеты Минфина будут более согласованными. А пока эти документы будут утрясаться и уточняться стихийно, по ходу дела.


Авторы – сотрудники Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Евгений Балацкий
Евгений Балацкий (соавторы: Наталья Екимова)

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
16:13, 28.12 0 2
С.А. Толкачев:

Некоторых вузов из "5-100" вообще нет ни в одной таблице!

Статьи

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян
Экономика

«Замочен в сортире». О чем говорит смерть топ-менеджера «Роскосмоса»

«Замочен в сортире». О чем говорит смерть топ-менеджера «Роскосмоса»
Политика

Сэкономить на материнском капитале. Что власти хотят изменить в программе стимулирования рождаемости

Сэкономить на материнском капитале. Что власти хотят изменить в программе стимулирования рождаемости
Экономика

«Есть все основания их ограбить». Заберет ли Украина российские банки за бесценок?

«Есть все основания их ограбить». Заберет ли Украина российские банки за бесценок?
Интервью и комментарии 3

Узнай, страна

Более полумиллиарда рублей в этом году будет вложено в благоустройство населенных пунктов Карелии

Более полумиллиарда рублей в этом году будет вложено в благоустройство населенных пунктов Карелии

Карелия станет оператором стипендии Совета Баренцева/Евроарктического региона деятелям культуры

Карелия станет оператором стипендии Совета Баренцева/Евроарктического региона деятелям культуры

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Палата окончательно определилась с неналоговыми платежами

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Палата окончательно определилась с неналоговыми платежами

Девять инноваций для нашей жизни

Девять инноваций для нашей жизни

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте