Капитал Страны
22 НОЯ, 15:36 МСК
USD (ЦБ)    59,0061
EUR (ЦБ)    69,4030
Подпишись на рассылку КС
ИЗМИР

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»

24 Мая 2017 7052 1 Политика
«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»

Именитый российский театральный и кинорежиссер Кирилл Серебренников неожиданно для себя оказался актером в постановке силовиков – следователей ФСБ и Следственного комитета. Постановка, носящая неизменное название «Маски-шоу», уже давно и успешно идет в разных городах России. Но на этот раз она вызвала не ликование и радостные возгласы публики о том, что очередного зарвавшегося чиновника остепенили, а волну зрительского негодования.

Театр силовиков

Во вторник утром оперативники в масках пришли в здание «Гоголь-центра» (бывшего Театра им. Гоголя) и на квартиру Серебренникова на Пречистенке. В обоих местах следственные группы провели многочасовые обыски, целью которых был поиск материалов, подтверждающих хищение 216 млн руб. Деньги в качестве субсидий выделялись государством некоммерческой организации «Седьмая студия» в 2011-2014 годах. Гранты на «развитие и популяризацию искусства Российской Федерации» предоставлялись по решению действовавшего тогда премьер-министра Владимира Путина после его встречи с Серебренниковым. По всей видимости, поставленную задачу удалось успешно решить: имя Серебренникова и современный российский театр за последние годы получили мировую славу и стали синонимами.

Вероятно, следователи тоже приняли к сведению мировую известность руководителя «Гоголь-центра» – к вечеру вторника появилась информация, что после допроса в Следственном комитете режиссер остался в статусе свидетеля. Однако подробности общественности узнать в ближайшее время не удастся – на следующий день его адвокат сообщил, что ему запрещено разглашать материалы дела. От официальных представителей СКР никаких заявлений так же не последовало.

Вместе с тем анонимные источники в Министерстве культуры рассказали, что открытое уголовное дело – результат прокурорской проверки 2015 года, которая была проведена по факту жалоб со стороны фонда «Искусство без границ» на «нецензурную брань, пропаганду аморального поведения и порнографию» в театральных постановках Серебренникова. Сам фонд в 2016 году получил 4 млн руб. государственных средств на «создание патриотического, творческого контента и приобщение к нему граждан».

Поскольку у Серебренникова всегда было много противников, особенно в лагере так называемых патриотов, а современность он в своем театре отражал максимально близко к «оригиналу», версия о сведении счетов со стороны конкурентов за гранты и субсидии из бюджета выглядит довольно убедительно – хозяйственная деятельность всегда предоставляет широкое поле для компрометации. Но в таких небольших для государства масштабах – 200 млн руб., когда у министров, глав федеральных служб и губернаторов находят десятки миллионов в коробках из-под обуви и в столах рабочих кабинетов, а у одного полковника МВД обнаружили 8 млрд руб. наличными – очевидно, что обвинения в хищении необходимы лишь как предлог для разгромного дела.

Даже если правонарушения в расходовании государственных субсидий и имели место, что еще предстоит доказать следствию, показательная акция силовиков обладала собственным значением и смыслом. Именно поэтому деятели искусства, опуская суть дела, увидели в ней «акт устрашения»: люди в масках без достаточных на то оснований пришли и заблокировали здание театра и квартиру его худрука. Вряд ли силовые органы не просчитывали заранее, какая у них получится «картинка», какой они вызовут общественный резонанс и информационный эффект. Скорее, они рассчитывали на больший шум, проводя демонстративные обыски и подчеркивая брутальный характер происходящего.

Во-первых, это еще раз подчеркивает особое место силовых структур в нынешнем режиме, а во-вторых, при помощи максимальной публичности, обыска, фактически обставленного как погром, они перекрывают путь обратно – отыграть ситуацию назад звонком высокопоставленному чиновнику уже не получится.

Искусство для власти

В ответ на силовую акцию у входа в «Гоголь-центр» собрались представители творческой интеллигенции, воспринявшие действия следственных органов как удар по творческим свободам и начало репрессий. Актриса Чулпан Хаматова зачитала обращение в поддержку Серебренникова, в котором прозвучало довольно странная просьба отнестись «без излишней жестокости» к фигурантам дела. Собственно, она точнее всего характеризует положение, в котором сейчас находится культурная элита страны в отношении власти.

Тем не менее стояние у театра выдающихся людей – режиссеров и актеров, говорило об одном – о консолидированной позиции кинематографического и театрального цеха, о цеховой солидарности и вере в честность своих коллег. И если силовики хотели произвести много шума, чтобы сделать процесс необратимым и не упускать инициативу из рук, то для Кремля ситуация вокруг известного режиссера и одного из лучших театров страны вышла не столь однозначной. Для власти это определенный вызов: разойтись с творческой интеллигенцией сейчас, накануне президентских выборов, когда первому лицу будет особенно важно заручиться поддержкой, использовать институт доверенных лиц, в том числе тех, кто стоял у «Гоголь-центра» – не самое лучшее решение. Поэтому спикер Кремля Дмитрий Песков призвал не политизировать это событие.

Однако политизация происходит сама собой, хотя бы в силу того, что сами силовые органы раскачивают ее маховик и посылают четкий сигнал творческой интеллигенции о границах допустимого высказывания. Причем границы старым методом доносов устанавливает некая патриотическая общественность, которая после присоединения Крыма превратилась в самостоятельный фактор политики, требующий, чтобы власти с ним считались. И подавлять соблазн вмешаться в творчество художника, как недавно призывал премьер Дмитрий Медведев, для отдельных групп лиц становится попросту невозможно. Да и верховное руководство всячески настаивает на патриотическом воспитании и «правильной» версии истории, то есть возглавляет тренд.

Радикальный вывод для либеральной части общества заключается в следующем: не получать финансирование со стороны государства, тем более, если ты не лоялен и оппозиционен текущей власти и не скрываешь своей позиции, как Серебренников. Однако высокое искусство, в частности театр, не всегда могут быть коммерчески успешны, и вынуждены, в том числе и на Западе, опираться на средства налогоплательщиков. Но в классическом понимании в России бюджет – это не средства налогоплательщиков, а «касса» правительства, главная задача которого – ее распределение. И поэтому речь не идет об общественном интересе и объективных нуждах развития культуры, разговор сводится к грубой формуле: «Кто платит, тот и музыку заказывает».

Может ли в предложенной парадигме бесконфликтно существовать свободное искусство – вопрос риторический. Может ли оно полностью отказаться от государственных средств, когда лишь у государства есть крупные деньги – тоже очевидно. О том, чем заканчивается компромисс, и говорит «театральное дело», которые мы, к сожалению, наблюдаем в сегодняшних декорациях.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
18:13, 26.05 1 0
vik669:

Дороговаты да и борзоваты стали клоуны на Руси-пора переводить творцов на подножный корм!

Статьи

В Москве все хорошо – президент Путин одобрил строительство наземного метро между вокзалами

В Москве все хорошо – президент Путин одобрил строительство наземного метро между вокзалами
События и факты

«России стоит забыть об этих деньгах». Почему Венесуэла не вернет Путину более 3 млрд долларов

«России стоит забыть об этих деньгах». Почему Венесуэла не вернет Путину более 3 млрд долларов
Интервью и комментарии

«Только Бог сможет меня снять!». Почему в Зимбабве покончили с властью диктатора Мугабе

«Только Бог сможет меня снять!». Почему в Зимбабве покончили с властью диктатора Мугабе
Политика 1

Отказ от долевого строительства: коллапс на рынке жилья или придание ему цивилизованного облика?

Отказ от долевого строительства: коллапс на рынке жилья или придание ему цивилизованного облика?
Экономика

Узнай, страна

Акции главы Тамбовской области Александра Никитина выросли на «Бирже губернаторов»

Акции главы Тамбовской области Александра Никитина выросли на «Бирже губернаторов»

Крупнейший поставщик протеиновых продуктов заинтересовался поставками от омских предпринимателей

Крупнейший поставщик протеиновых продуктов заинтересовался поставками от омских предпринимателей

Новости компаний

Анна Палагина: Изменение структуры экономики в пользу МСП должно сопровождаться улучшением жизни

Анна Палагина: Изменение структуры экономики в пользу МСП должно сопровождаться улучшением жизни

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «RussiaTALK»: Есть взаимная заинтересованность

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «RussiaTALK»: Есть взаимная заинтересованность

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter