Капитал Страны
24 ОКТ, 13:00 МСК
USD (ЦБ)    57,5852
EUR (ЦБ)    67,6856
ИЗМИР

Специфика хай-тека: глобализация в пространстве и локализация во времени

19 Июля 2007 9944 2 Экономика
Специфика хай-тека: глобализация в пространстве и локализация во времени

Несмотря на виртуальный характер, хай-тек обладает некоторыми свойствами, которые делают его весьма привлекательным в глазах новых инвесторов. Что же это за свойства? И какие преимущества есть у хай-тека перед остальными сферами дефтельности?

        В борьбе за привлечение инвестиций конкурируют различные экономические сегменты рынка. Среди них все явственней начинает проявлять себя сфера хай-тека. Однако по-прежнему не снимается с повестки дня вопрос о наличии преимуществ бизнеса, ориентированного на создание и внедрение высоких технологий. Может ли в России эта отрасль противостоять топливно-энергетическому комплексу, жилищному строительству, финансовым услугам или, например, производству алкогольных напитков?

        Как правило, инвестора отпугивает идеальный характер хай-тека. Действительно, его продукт часто нельзя пощупать, а высокие риски определяются субъективными факторами, когда, например, успех или неуспех проекта может зависеть от экспертной оценки 1-2 человек. Кроме того, чем выше наукоемкость высокотехнологичного старт`апа, тем уже круг его потребителей. Можно даже сказать, что вершина данного бизнеса еще не имеет потребителя. Вернее, он (потенциальный потребитель!) еще не знает о своих потребностях. И как при таких обстоятельствах рынку информационного продукта конкурировать, например, с рынком строительных материалов?

        Как ни странно, но сфера высоких технологий является вполне конкурентоспособной. Данный факт обусловлен целым рядом факторов.

        Во-первых, рентабельность успешных проектов в хай-теке чрезвычайно высока. Например, прибыльность ипотечных кредитов банков уже сейчас снижается до 11-15% годовых, в то время как прорывные старт`апы иногда дают тысячи процентов. И это реальный шанс для начинающих инвесторов.

        Во-вторых, рынок сложного программного продукта состоит из весьма ограниченного числа игроков, между которыми разворачивается не столько конкуренция, сколько сотрудничество. Например, операционную систему сейчас создают фактически две компании в мире. Можно привести и еще один интересный пример. На рынке кинематографии работает сравнительно небольшое количество специалистов, реализующих спецэффекты и ошеломляющие сцены современных фильмов. Спрос на таких специалистов, пожалуй, превышает предложение. Если же говорить о внедрении нано-технологий, то этот рынок в России вообще еще пустой: федеральные власти финансируют разработки, но совершенно забыли о рынке сбыта. И кто первым удачно войдет на этот рынок, тот, скорее всего, надолго останется на нем в качестве лидера.

        В-третьих, продукт хай-тека глобализуется в пространстве, расширяя рынок сбыта до невообразимых размеров. Например, операционной системой компании «Microsoft» пользуется весь мир. Фильмы, произведенные в Голливуде с участием высококлассных программистов, распространяются по всему земному шару, захватывая колоссальную зрительскую аудиторию. Одно из самых второстепенных ответвлений нано-технологий – производство крема от загара и для загара – не имеет национальных границ.

        В-четвертых, продукт компьютерных технологий локализуется во времени, сокращая инвестиционный цикл. Так, на то, чтобы снять хороший голливудский фильм с головокружительными трюками, основанными на современных информационных технологиях, как правило, достаточно одного года. Это, к примеру, быстрее, чем строительство большого жилого дома. Возврат же средств и получение прибыли осуществляется в течение нескольких недель проката ленты в разных странах.

        В-пятых, сфера сложного софта оттягивает на себя все большую стоимость готового высокотехнологичного продукта. Хрестоматийный пример опять из Голливуда. Несмотря на баснословные гонорары киноактеров, большая часть бюджета таких фильмов, как «Матрица» и «Властелин колец», была израсходована на хай-технологов. Более того, роль этих специалистов все больше возрастает. Достаточно сказать, что во многих фильмах от кинозвезд остается только лицо и некая специфическая харизма; тела их часто заменяют, а головоломные трюки за них «осуществляют» программисты. Судя по всему, этот процесс в дальнейшем будет только нарастать, а следовательно, и заработки специалистов по монтажу будут тоже увеличиваться.

        Если правильно использовать перечисленные преимущества хай-тека, то его инвесторы могут намного оторваться от своих собратьев по традиционным видам бизнеса.

        Если говорить о российской специфике, то здесь преимущества высоких технологий, пожалуй, еще более очевидны, чем в целом по мировой экономике. Например, в 2005 г. внешнеторговое сальдо (экспорт минус импорт) России было отрицательным в таких сегментах, как низкотехнологичные отрасли, среднетехнологические отрасли низкого и высокого уровня. В то же время сальдо по линии научных исследований и разработок составляло 2,3 млрд. руб., что недвусмысленно свидетельствует о преимуществах российского хай-тека по сравнению с традиционными отраслями. Более того, перспективы у «мягкого», легкого сегмента этого рынка гораздо более радужны, чем «жесткого», тяжелого. Так, в 2005 г. внешнеторговый баланс высокотехнологичных отраслей составлял всего лишь 72 млн. руб., что почти в 33 раза меньше аналогичного эффекта от исследований и разработок. Все это говорит о том, что интеллектуалоемкие ноу-хау, включая программный продукт, российского происхождения пользуются большим спросом на мировом рынке. По крайней мере, по сравнению с отечественным машиностроением. А для инвестора это главный козырь.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
27.01.2010 0 0
Лукьянова Ольга:

После прочтения данной статьи становится ясным, что будущее за хай-тек технологиями. Но при всей их привлекательности российский бизнес не стремиться делать инвестиционные вливания в их развитие. Мне кажется, что это обусловлено спецификой нашего сознания. Инвесторы охотнее вкладывают деньги в то, что точно принесет хоть какой-нибудь стабильный доход. Именно этим объясняется мощь строительного, топливно-энергетического и др. комплексов. Рисковать и инвестировать в создание хай-тек продукта они не хотят, ведь чтобы создать один успешный рентабельный проект необходимо предварительно затратить определенные средства на менее успешные или даже провальные проекты. Хотя, конечно, можно и с первого раза с лихвой окупить затраченные средства, но это слишком рискованно, тем более что на уже имеющихся рынках можно получать высокую прибыль не за счет совершенствования своего продукта, а за счет поднятия цены. Самое страшное, что если сейчас мы не обратим должное внимание на поддержку развития хай-тек технологий, мы упустим шанс, хоть немного сократить то огромное отставание в развитии от лидирующих стран, которое нам приходится наблюдать сейчас. Для России это еще и возможность жить не только за счет продажи сырья, но и за счет производства интеллектуального продукта. Я думаю для этого государство должно всячески стимулировать развитие этого направления. Создавать привлекательную инвестиционную и законодательную базу для наших и зарубежных инвестиций.

27.12.2009 0 0
Рамазанова Эльмира:

Полностью согласна с автором, развитие Хай-тека в России будет пользоваться большим спросом, и эффективность данного направления очевидна. Наука, интеллектуальные и нано-технологии развиваются в России, не стоят на месте и их показатели внушают доверие. В данных отраслях экономики, Россия может сделать огромный рывок, показатели и результаты не заставят себя долго ждать.

Статьи

Россия снова занимает на Западе. Что говорят данные швейцарского Банка международных расчетов?

Россия снова занимает на Западе. Что говорят данные швейцарского Банка международных расчетов?
Экономика

Власти придумали вместо повышения пенсионного возраста повысить трудовой стаж. Что это меняет?

Власти придумали вместо повышения пенсионного возраста повысить трудовой стаж. Что это меняет?
Интервью и комментарии 1

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса
Политика

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование
Экономика 1

Узнай, страна

Омских предпринимателей приглашают принять участие в конференции по внешнеэкономической деятельности

Омских предпринимателей приглашают принять участие в конференции по внешнеэкономической деятельности

В Омской области стартовал новый учебный год для будущих предпринимателей по программе «Точка роста»

В Омской области стартовал новый учебный год для будущих предпринимателей по программе «Точка роста»

Новости компаний

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте