Капитал Страны
29 МАР, 22:16 МСК
USD (ЦБ)    57,0241
EUR (ЦБ)    61,5347

Состояние и перспективы экспорта российского образования – I

18 Октября 2010 11128 0 Исследования
Состояние и перспективы экспорта российского образования – I

Россия активно пытается встроиться в международное разделение труда. Проявлением этих попыток служит обучение иностранных студентов в российских вузах. Но какова ситуация на этом специфическом рынке? Каковы позиции российской системы образования на мировой арене?

1. Образование и конкурентоспособность. Величие и значимость государства в ХХI веке определяется не столько размерами его территории и наличием сырьевых запасов, сколько уровнем развития и мировой конкурентоспособностью его экономики, важнейшим показателем которой является производство высокотехнологичной, наукоёмкой продукции, включая производство знаний и экспорт образовательных услуг. К сожалению, экономика России с её углубившимся за последние полтора десятка лет сырьевым уклоном весьма далека от того, чтобы именоваться “экономикой знаний”. Доля нашей страны в мировом производстве наукоёмкой продукции составляет сегодня не более 0,3%. Растущее технологическое отставание связано с превращением Российской Федерации в сырьевой придаток промышленно более развитых государств (в мировом разделении труда Россия прочно заняла нишу поставщика углеводородного сырья, запасы которого у нас ещё значительны, но не возобновляемы), о чем убедительно свидетельствует структура российского экспорта за 2008 год: почти 70% приходилось на топливно-энергетические товары (в 1995 году – 42,5%), 13,3% - на руду и железные концентраты, ферросплавы, черные и цветные металлы, чугун, полуфабрикаты и прокат из углеводородистой стали, драгоценные камни, 6,5% - на удобрения, каучук и некоторую другую продукцию химической промышленности, 2,5% - на лесоматериалы, клееную фанеру, древесную целлюлозу, газетную бумагу.

Доля экспорта российских машин и оборудования по сравнению с 1995 годом уменьшилась более чем в два раза и составляет всего 4,9% (в том числе в страны СНГ – 11,5%, а в страны вне СНГ – всего 2,9%, при этом более половины вывозимой из России машиностроительной продукции приходится на вооружения). В то же время в импорте Российской Федерации первое место занимают созданные на Западе и в странах Азии современные машины, оборудование и транспортные средства (52,7% в 2008 году, 33,6% - в 1995 году), второе – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,2%), третье – продукция химической промышленности (13,1%) [1]. Таким образом, структура российского экспорта и импорта, сложившаяся к концу первого десятилетия ХХI века, характерна скорее для экономики колониального типа, ориентированной на вывоз природного сырья и его переработку за границей в обмен на получение готовых промышленных товаров и продовольствия, а не для экономики инновационного общества.

Согласно индексу общей конкурентоспособности, рассчитываемой швейцарской организацией «Всемирный экономический форум» на базе почти 200 различных показателей, Россия, ещё в 2006 году занимавшая 60-е место, опустилась в 2009 году на 63-е место и “застыла” на нём, пропустив вперёд себя такие страны, как Шри-Ланка (62-е место), Турция (61), Словакия (60), Вьетнам (59), Бразилия (58). В лидирующей же группе по мировой конкурентоспособности национальных экономик прочно обосновались такие страны, как Швейцария, Швеция, Сингапур, США, Германия, Япония, Гонконг, Канада, Тайвань, Франция, Австралия. Значительный рывок сделал континентальный Китай, заняв в 2010 году 27-е место [2]. Многие из этих стран одновременно лидируют и на мировом рынке образовательных услуг, а их университеты отличает наивысшая в мире интенсивность сотрудничества в сфере НИОКР с частными компаниями.

Тревожным симптомом для российской высшей школы являются последние международные рейтинги лучших университетов мира. Так, в наиболее известный рейтинг 200 лучших университетов мира 2010 года по версии The Times не вошёл ни один российский вуз (в рейтинге 2009 года МГУ им. М.В.Ломоносова занимал 155 место, а Санкт-Петербургский государственный университет – 168 место). В то же время в рейтинг 2010 года вошли 73 высших учебных заведений США (заняв 15 мест в первой двадцатке), 29 – Великобритании, 14 – Германии, 10 – Голландии, по 9 – Австралии и Канады, по 6 – КНР, Швейцарии и Швеции, по 4 – Франции, Японии, Гонконга и Тайваня.

Выступая на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (31 августа 2010 г.), президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил: "Мы должны признать очевидную вещь: несмотря на то, что мы тратим большие деньги на наше образование, несмотря на то, что мы привыкли гордиться хорошими основами, которые были заложены много лет назад в систему государственного образования в нашей стране, наша система образования слабо конкурентоспособна. И в этом убеждаешься, не только посещая ведущие иностранные университеты и учреждения среднего профессионального образования, но и просто исходя из того, как котируется значительная часть наших университетов, не говоря уже о средних профессиональных учебных заведениях в мире"[3].

Как указывается в утверждённой Правительством страны “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, необходимо создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов. Это должно быть одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений с тем, чтобы к 2020 году доля иностранных граждан достигла 5% в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составляли не менее 10% от объема финансирования системы образования. По мнению разработчиков концепции, достижение указанных плановых показателей (целевых ориентиров) будет доказательством повышения международной конкурентоспособности российского образования и станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг (этот показатель утверждён в качестве одного из основных целевых ориентиров развития (модернизации) системы образования на ближайшие 10 лет [4]).

Насколько реальны эти целевые ориентиры развития отечественной системы образования на ближайшее десятилетие, в том числе в абсолютных цифрах, и позволит ли нам их достижение занять лидирующее место на мировом рынке образования?

Попробуем разобраться в этих вопросах с помощью данных статистики, а также ряда имеющихся исследований [5-6].

2. Иностранные студенты в России: масштабы и структура. Согласно ежегодным статистическим мониторингам, осуществлявшимся на протяжении последних 10 лет Центром социологических исследований Минобрнауки России, в 2008/2009 академическом году в российских вузах обучалось по очной форме 108,6 тысячи иностранных граждан из 173 зарубежных стран, в том числе 37,2% - из бывших советских республик, 38,1% - из стран Азии, 3,0% - из восточноевропейских и балканских стран, 5,2% - из стран Западной и Северной Европы, 6,7% - из стран Ближнего Востока и Северной Африки, 6,5% - из стран Чёрной Африки, 1,6% - из стран Латинской Америки, 1,8% - из стран Северной Америки и Океании.

Больше всего иностранных граждан обучалось по очной форме из Китая (17,3 тыс. чел.) и Казахстана (13,7 тыс. чел.). Для сравнения: накануне распада СССР ( в 1990/1991 академическом году) в вузах РСФСР по очной форме обучались 89,3 тысячи иностранных студентов, стажёров, аспирантов, 75% которых были выходцами из стран Азии, Африки и Латинской Америки (преимущественно союзников СССР) и более 20% - представители государств Восточной Европы. Выходцев же из стран Западной Европы и Северной Америки, а также Японии и Австралии было всего несколько процентов.

В сопоставлении с советским периодом темпы прироста общего числа иностранных граждан очной формы обучения в российских вузах, особенно в последние годы, явно замедлились (рис.1), несмотря на то, что количество отечественных высших учебных заведений, взявшихся осуществлять подготовку кадров для зарубежных стран, увеличилось более чем в 3 раза (с 250 вузов в 1990/1991 году до 757 – в 2008/2009 году). Лидерами по очной форме обучения иностранцев являлись в 2008/2009 году МГУ им. М.В.Ломоносова (5,8 тыс. чел.), РУДН (5,3 тыс. чел.), Санкт-Петербургский государственный университет (3,8 тыс. чел.) и Государственный инсититут русского языка им. А.С.Пушкина (3,7 тыс. чел.). Для сравнения: в 1989/1990 году наибольшее число иностранных студентов обучалось в РУДН (4,5 тыс. чел., в МГУ им. М.В.Ломоносова (3,2 тыс. чел.), в МЭИ (1,1 тыс. чел.) и в МГИМО (1,0 тыс. чел.).



Рис.1. Динамика численности иностранных граждан, обучавшихся по очной форме в российских вузах (РСФСР и РФ) в 1950/1951–2008/2009 академических годах, тыс. чел.


Почти половина иностранных граждан (47,3%) обучалась в 2008/2009 академическом году по программам дипломированных специалистов, 14,7% обучались по программам бакалавриата, 5,2% - магистратуры, 3,5% - аспирантуры, 0,1% - докторантуры, 1,6% являлись ординаторами или интернами, 15,0% - стажёрами, а 12,0% учились на подготовительных отделениях или курсах русского языка (как правило, краткосрочных) при вузах. Таким образом, по программам, ведущим к получению академических дипломов или степеней, занимались 76,9 тысяч иностранных граждан.

Основными специальностями, которые изучали в российских вузах 2008/2009 году иностранные граждане, являлись медицина (19,8%), экономика, финансы и менеджмент (16,6%), русский язык (15,7%, из которых 8,0% учили русский как специальность, а 7,7% - на языковых курсах). Для сравнения: в 1989/1990 году основной группой специальностей, по которой иностранные граждане обучались в вузах РСФСР, были инженерно-технические (в целом 53,0%).

После распада СССР в российской высшей школе опережающими темпами стала расти заочная форма обучения иностранцев (рис.2).



Рис.2. Динамика численности иностранных граждан, обучавшихся по заочной форме (включая вечернее и дистанционное обучение и экстернат) в российских вузах в 1990/1991–2008/2009 академических годах, тыс. чел.


Почти все иностранные граждане, получающие российское высшее образование заочно, являются выходцами из бывших советских республик (98%). Больше всего студентов-заочников (включая вечернюю форму обучения, дистанционную и экстернат) в 2008/2009 академическом году было из Белоруссии (22,8 тыс. чел.), Казахстана (12,3 тыс. чел.), Узбекистана (5,8 тыс. чел.) и Украины (5,7 тыс. чел.). Причем число студентов-заочников из Беларуссии в российской высшей школе за последний год увеличилось почти вдвое.

Наличие иностранцев-заочников отмечено сегодня более чем в 450 российских вузах, 1/3 из которых являются негосударственными (для сравнения: доля иностранцев очной формы обучения, приходящаяся на негосударственные вузы, составляет всего 3,7%). Лидерами заочной подготовки иностранных граждан являлись в 2008/2009 академическом году Современная гуманитарная академия (13,3 тыс. чел.), Брянская государственная сельскохозяйственная академия (3,3 тыс. чел.), МЭСИ (2,6 тыс. чел.), Московский гуманитарно-экономический институт (2,3 тыс. чел.) и Московский новый юридический институт (2,2 тыс. чел.).

Основные изучаемые иностранцами заочно специальности – экономика, финансы, менеджмент и гуманитарно-социальные дисциплины, включая право.

За пределами Российской Федерации – в зарубежных филиалах, представительствах, учебных центрах, консультационных пунктах российских вузов, в совместных университетах и институтах и ассоциированных учебных заведениях 45 стран – в 2008/2009 году обучались по российским образовательным программам и на русском языке оценочно ещё 85 тысяч иностранных граждан, в том числе 75 тысяч (из которых 1/3 – очно и 2/3 – заочно) занимались по программам, ведущим к получению российских дипломов о высшем образовании. Более 90% данных потребителей российских образовательных услуг являлись гражданами стран СНГ (прежде всего Казахстана, Киргизии, Украины и Белоруссии). Самые крупные контингенты студентов в 2008/2009 году имелись в зарубежных подразделениях Современной гуманитарной академии (оценочно свыше 15 тыс. чел.) и в Российско-Киргизском (славянском) университете (10 тыс. чел.).

Единственным учреждением СПО за пределами Российской Федерации, в котором осуществляется обучение по российской программе и под руководством российских преподавателей, является школа балета Большого театра в г.Жоанвилле (Бразилия), в которой в настоящее время занимаются 220 бразильских юношей и девушек (содержание данного образовательного учреждения и учебный процесс, в том числе труд российских педагогов, оплачивает бразильская сторона).

Основными областями знаний, по которым иностранцы получают высшее российское образование за рубежом: гуманитарные и социальные науки, экономика, финансы и менеджмент (в совокупности более 85%). Инженерно-технические, физико-математические и естественно-научные специализации имеются лишь в совместных славянских Российско-Армянском, Российско-Белорусском, Российско-Таджикском и Российско-Киргизском университетах (в последнем обучение ведется сегодня в общей сложности по 48 специальностям), а также в зарубежных филиалах, учебных центрах и иных структурных подразделениях ряда крупных российских государственных вузов (МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, МЭИ, МЭСИ, МТУСИ, МФТИ, Балтийского технического университета им. Д.Ф.Устинова, РГУ нефти и газа им. М.Г.Губкина). Кроме того, в странах дальнего зарубежья иностранные граждане изучают по российским программам русский язык, русскую культуру и искусство.

Сравнительно небольшое число иностранных студентов (7,8 тыс. чел. в 2008/2009 году, из которых 5,9 тыс. – очно) обучается также в российских учреждениях СПО – колледжах и техникумах. 96% этих иностранных студентов – из бывших советских республик (в основном Казахстана, Белоруссии и Украины). Они изучают в основном экономику, финансы и управление, среди технических специализаций приоритетом пользуются транспортные средства, строительство и архитектура, а также информатика и вычислительная техника. Характерно, что у немногочисленных представителей промышленно развитых стран (Европейского Союза, Японии, Южной Кореи, США) наиболее востребованными являются российские СПО искусства и культуры. Так, самым крупным по числу иностранных студентов российским учреждением СПО является колледж Московской государственной академии хореографии, где обучаются (начиная с 13-25 лет) подростки и молодежь из 23 стран (98 студентов и стажеров в 2008/2009 году, в том числе 35 – из Японии и 19 – из Южной Кореи).

Прирост иностранных студентов очной формы обучения в российских учреждениях СПО в последние полтора десятка лет был незначителен (рис.3).



Рис.3. Динамика общей численности иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации по очной форме в 1995/1996 -2008/2009 академических годах, чел.


Суммарная доля иностранных граждан в составе всех учащихся учреждений СПО и вузов различных форм и программ обучения является сегодня в целом весьма скромной (1,7%), а в учреждениях СПО – почти незаметной (табл.1).

Таблица 1. Российские и иностранные граждане в системе высшего и среднего профессионального образования РФ в 2008/2009 академическом году по основным программам/уровням обучения.
Основные программы/ Уровни обучения и их соответствие программам Международной стандартной классификации образования (сокр. МСКО)Российские гражданеИностранные гражданеДоля иностранных граждан в составе всех обучавшихся по соответствующим программам
Всего обуча-лись, тысяч человекОбуча-лись очно, тысяч человекОбуча-лись заочно, тысяч человекВсего обуча-лись, тысяч человекОбуча-лись очно, тысяч человекОбуча-лись заочно, тысяч человекВсегообуча-лись, %Обу-ча-лись очно, %Обу-ча-лись заочно %
Студенты колледжей и других учреждений среднего профессионального образования (МСКО-5В) 2 244,1 1 678,0 566,1 7,8 5,9 1,9 0,3 0,4 0,3
Слушатели подготовительных отделений вузов НД НД НД 13,6 13,6 0 - - -
Студенты вузов (МСКО-5В) 7 513,1 3 457,2 4 055,9 130,5 73,0 57,5 1,7 2,1 1,4
Аспиранты (МСКО-6) 147,5 100,5 47,0 3,9 3,8 0,1 2,6 3,8 0,2
Докторанты (МСКО-6) 4,3 3,3 1,0 0,1 0,1 0,0 2,4 - -
Стажеры, интерны, ординаторы НД НД НД 18,0 18,1 0,0 - - -
Итого: 9 909,0 5 235,7 4 670,0 169,9 114,4 59,5 1,71 2,1 1,27

Для сравнения: в 1990/1991 академическом году доля иностранцев в общем контингенте российского студенчества (2 824,5 млн. чел.) составляла 3,2%, а в составе всех иностранных студентов (1 168,1 млн. чел.) – 7,7%. Сами же вузы РСФСР по числу иностранных учащихся дневных отделений (около 90 тыс. чел.) занимали четвёртое место в мире после университетов и колледжей США (419,6 тыс. чел.), Франции (138,2 тыс. чел.) и Германии (107,1 тыс. чел.).

3. Позиции России на международном рынке высшего образования. А каково положение России на международном рынке высшего образования в настоящее время?

С точки зрения показателей Международной стандартной классификации образования, к иностранным студентам относят сегодня иностранных граждан очной формы обучения, получающих академическую подготовку на территории данной страны по программам третичного уровня образования, ведущим к получению соответствующих дипломов (программы МСКО-5А, МСКО-5В и МСКО-6, соотносимыми с российскими программами обучения учреждений СПО и программами бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры/докторантуры российских вузов).

Согласно данной общепринятой международной классификации, общее число иностранных студентов составляло в Российской Федерации в 2008/2009 академическом году 82,2 тысячи человек (слушатели подготовительных отделений, языковых курсов, а равно все студенты и аспиранты-заочники и студенты зарубежных филиалов не включаются в их число). Исходя из этих формальных статистических критериев, Россия занимает 9-е место по числу иностранных граждан, занимающихся по программам третичного уровня образования и относимых к категории иностранных студентов (international mobile students in tertiary education) (табл. 2).

Таблица 2. Распределение иностранных студентов, обучавшихся по программам третичного уровня в 2008/2009 академическом году (по странам мира).
Страны обученияЧисло иностранных студентов, тыс. чел.Доля в общемировом контингенте иностранных студентов, %
1. США 671,6 19,5
2. Великобритания 415,0 12,0
3. Франция 266,5 7,7
4. Германия 238,6 6,9
5. Австралия 227,9 6,6
6. Япония 123,8 3,6
7. Канада* 101,0 2,9
8. Китай** 100,0 2,9
9. Россия 82,8 2,4
10. ЮАР*** 64,0 1,9
Другие страны 1 159,3 33,6
Всего**** 3 450,0 100,0
*Данные по Канаде за 2007/2008 год. **Суммарные данные по КНР – 80,0 тыс. чел. + Сянгян (Гонконг) – 7,4 тыс. чел. + Аомынь (Макао) – 12,6 тыс. чел., но без учета иностранных студентов на Тайване. ***Без учёта иностранных студентов частных вузов и колледжей ЮАР. ****Оценка автора.

Если Австралия, Япония, Канада обогнали Россию по числу иностранных студентов очной формы обучения ещё в первой половине 1990-х годов, то Китай по данному показателю опередил Россию в последние 2-3 года. При этом общая численность иностранных граждан, обучающихся на дневных отделениях китайских вузов и колледжей (студенты, докторанты, стажеры, слушатели подготовительных отделений и университетских курсов китайского языка) только в КНР (без учёта Сянгяна (Гонконга), Аомыня (Макао) и Тайваня) составила в 2009 адемическом году 230 тысяч человек, т.е. вдвое больше, чем в России.

4. Прогноз российских позиций в 2020 г. Попробуем теперь рассчитать место России на международном рынке третичного уровня образования в 2020 году. В период с 1998/1999 по 2008/2009 академические годы число студентов и аспирантов/докторантов дневной формы обучения российских вузов увеличилось с 46,8 тыс. чел. до 76,9 тыс. чел. или в 1,6 раза. Исходя из предположения, что планируемые меры по модернизации российского образования создадут более благоприятные условия для привлечения на учебу в российские вузы иностранных граждан по программам третичного уровня, их число может возрасти в 2 раза, то есть до 153,8 тысячи человек. Согласно прогнозу Центра социологических исследований Минобрнауки России, контингент российских студентов составит в 2020/2021 академическом году 6,1 млн. человек, в том числе студентов очной формы обучения – немногим более 2,8 млн. человек.

Таким образом, доля иностранных студентов и аспирантов дневных отделений может достичь 5,5%, что в принципе соответствует плановому показателю (целевому ориентиру) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Однако насколько эта цифра (свыше 150 тысяч international mobil students) обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг в 2020 году?

Согласно нашим прогнозам, совпадающим в целом с прогнозами зарубежных экспертов [7], через 10 лет общемировая численность иностранных студентов составит 7 миллионов человек (рис.4).



Рис.4. Оценка и прогноз общемировой численности иностранных студентов третичного уровня образования до 2025 года, млн. чел [7].




Рис.5. Прогноз доли иностранных студентов третичного уровня образования в российских вузах и учреждениях СПО в их общемировой численности до 2025 года, %.


Это означает, что доля России на мировом рынке высшего образования по показателю его иностранных потребителей будет около 2,2%, то есть окажется даже меньше, чем в настоящее время (2,4%). Даже если к иностранным студентам и аспирантам дневных отделений российских вузов (153,8 тыс. чел.) прибавить ещё до 10 тысяч иностранных граждан, которые будут учиться в 2020 году на дневных отделениях российских учреждений СПО, российская доля общемирового контингента international mobil students составит всего 2,3%. Для сравнения: 10 лет назад, в 2000/2001 академическом году, на дневных отделениях российских вузов обучались 40,9 тысячи иностранных студентов и аспирантов/докторантов, а в учереждениях СПО по очной форме учились 3,9 тысячи иностранных граждан, что в совокупности составляло 44,8 тысячи человек или 2,5% от общемирового контингента иностранных студентов (1830 тыс. чел.). Таким образом, налицо тенденция постепенного снижения удельного веса России по числу иностранных учащихся третичного уровня образования на протяжении 1990-2000-х годов и его “стагнация” на сравнительно невысоком уровне в обозримом будущем (рис.5).

Продолжение следует.



Литература

  1. Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник. М.: 2009.
  2. The Global Competitiveness Report 2010-2011/ World Economic Forum. 2010.
  3. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Москва, 1 сентября 2010 года.
  4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
  5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуски 1-7/ Авторы-составители А.Л.Арефьев, А.Ф.Шереги. М.: 2002-2010.
  6. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуски 1-2/ Авторы-составители А.Л. Арефьев, А.Ф.Шереги. М.: 2007, 2009.
  7. Higher Education to 2030. Volume 2. Globalisation. Centre for Educational Research and Innovation. OECD. Paris, 2009.
Александр Арефьев

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Узнай, страна

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс "Бизнес-навигатор"

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс

В Карелии два крупных мероприятия для предпринимателей объединят в "Бизнес-неделю"

В Карелии два крупных мероприятия для предпринимателей объединят в

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте