Капитал Страны
22 АВГ, 23:41 МСК
USD (ЦБ)    59,0396
EUR (ЦБ)    69,5900
ИЗМИР

Смерть от «Боярышника». Почему россияне «мрут как мухи», пока власть борется с алкоголизмом

23 Декабря 2016 9206 1 Политика
Смерть от «Боярышника». Почему россияне «мрут как мухи», пока власть борется с алкоголизмом

Столкнувшись с экономическим кризисом, россияне меняют потребительские привычки и все чаще предпочитают традиционному алкоголю спиртосодержащие лосьоны и лекарственные настойки. Оборот средств растет, возникает бизнес, обслуживающий новые потребности, а власти не идут на уступки и продолжают повышать стоимость алкогольной продукции. Почему государство проигрывает борьбу с алкоголизмом и не особо беспокоится о массовых смертях?

Неблагополучные мухи

Чтобы в високосном 2016 году случилось практически все худшее, что можно себе представить, за полторы недели до нового года власти взялись за обсуждение антиалкогольной кампании. «Люди мрут как мухи», – прокомментировал трагедию в Иркутске президент Владимир Путин. В городском районе Ново-Ленино, который жители Иркутска считают неблагополучным, после употребления настойки «Боярышника» скончались более 70 человек. Если бы не череда почти одновременных смертей, сконцентрированных в пределах одного города и района, на проблему никто бы не обратил внимания: в 2015 году, по данным Роспотребнадзора, от отравления «спиртосодержащей продукцией» умерли 14 тыс. россиян. Однако число жертв в Иркутске достигло критического уровня, требующего объявить национальный траур и приспустить флаг. Но вместо этого – унизительная оценка смерти, которая подвела черту под лишенной всякого достоинства жизнью.

В материалах о случившемся часто подчеркивается момент, явно призванный успокоить граждан и не беспокоиться, по крайне мере, за свое здоровье: умершие люди были социально неблагополучными, а зачастую асоциальными элементами, бездомными. Но едва ли в сегодняшней непростой экономической ситуации подобные уточнения дают повод с облегчением выдохнуть. Даже официальная статистика признает: 20 млн россиян в последние два года оказались за чертой бедности; они вынуждены жить на доход ниже прожиточного минимума, а каждой третьей семье хватает средств лишь на еду. И власти, которые цинично сравнивают население России с мухами, несут прямую ответственность за ухудшение качества жизни миллионов граждан, как и за чрезвычайную ситуацию в Иркутске.

При этом президент и его бюрократия уходят в отрицание – не признают, что стратегия, которую правительство приняло в 2009 году, приводит сегодня к ужасным последствиям. Российские власти лучше всего умеют запрещать и строить преграды, а их логика зачастую примитивна: если завысить цены на алкоголь, подняв акцизы, то потребление крепких напитков резко снизится и проблему алкоголизации населения получится наконец-то решить. От рассуждений к делу – пол-литровая бутылка водки за шесть лет подорожала с 89 до 190 руб., из которых 100 руб. – акцизный сбор в пользу государства. До начала кризиса 2014 года казалось, что культура потребления алкоголя меняется в сторону южно-европейских стран: россияне все чаще предпочитали водке вина. Но в 2016 году выясняется, что культура деградировала – каждый десятый россиянин пьет бытовую химию, лосьоны, пресловутый «Боярышник» и прочие суррогатные напитки. И продажи такого рода продукции достигают 20% от оборота легального алкоголя, который год от года падает.

Спрос на «Боярышник»

Концентрат для ванн «Боярышник» – самый видный бренд среди суррогатов. С экономическим кризисом в регионах расцвел бизнес по установке и аренде уличных автоматов «Боярка24», которые за 60 руб. выдают любому – хоть заправскому алкашу, хоть первокласснику – флакон настойки. Объем фунфырика, как его называют в народе, 250 мл, но этикетка сообщает, что на 93% жидкость состоит из этилового спирта. Авторы идеи предлагают ежемесячный доход с одного автомата в 35980 руб. и окупаемость за один месяц. До последних дней это был совершенно легальный торгово-закупочный бизнес с хорошими перспективами: «На дворе сложные времена, спрос на лосьоны со стороны потребителей растет каждый день», – гласило рекламное предложение по аренде/покупке автоматов. Причем никто и не скрывал – применять средство по назначению, то есть добавлять его в ванну, покупатели и не думают.

Четкая взаимосвязь действий федеральных властей и возникновения рынка суррогатов налицо: лосьоны и различные настойки не облагаются акцизом и укладываются в существующую и, конечно, печальную традицию «аптечного алкоголизма». Минимальная цена на водку, ежегодный рост акцизов и запуск единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкоголя не помогли в борьбе с алкоголизмом, но усугубили социальную болезнь. По одним данным, потребления алкоголя на душу населения в России упало вдвое – до 6,6 л в 2015 году. Но вместе с тем продажи спиртосодержащей бытовой химии и парфюмерии растут опережающими темпами: в том же 2015-м россияне выпили 200 млн литров лосьонов. Теневая сторона процесса рано или поздно дала бы о себе знать, даже если бы в Иркутск не попала контрафактная партия «Боярышника», в котором Росалкогольрегулирования обнаружило помимо этилового спирта еще и метиловый и антифриз – тот случай, когда базовое представление власти о бизнесе как социально безответственном подтвердилось. Производители концентрата для ванн, по всей видимости, решили сэкономить, сократить издержки и повысить прибыль. Ничего личного, всего лишь бизнес.

Лишние люди и власть

Но сюжет на самом деле масштабнее направленной против здоровья потребителей бизнес-модели. Возможно, дешевая, но качественная водка спасла бы власти от позора, которым, безусловно, является каждая смерть от приема «Боярышника» в Иркутске и далее по всей стране. Признание неэффективным метода борьбы с алкоголизмом путем завышения цены на алкогольную продукцию тоже бы не помешало. Ведь перед нами не болезнь, а ее симптомы – крайняя бедность, нищета, отсутствие перспектив и потеря себя. Так ли должны жить люди в великой стране, вставшей с колен, или это больше походит на быт в государстве третьего мира, где население – обременение для власть предержащих?

Социальная депрессия и бесцельность существования ставят вопрос: а может ли президент дать россиянам цель, что-то кроме победоносных новостей в телеэфире? У него у самого, похоже, нет цели, кроме как быть «самым влиятельным человеком мира». И какова ирония: самый влиятельный мировой лидер не может повлиять на ситуацию в стране, создать условия для благополучия граждан. И ведь не переселена Россия, а, наоборот, стремительно пустеет. Но властям, судя по всему, даже такое количество граждан обременительно содержать, строить с ними нормальную экономику и условия для жизнедеятельности. Надо признать, что население государству не нужно: «Живете как мухи, ну так и мрите как мухи». Заменим вас на гастарбайтеров, что даже выгоднее – у них-то и претензий на права нет, и иностранных топ-менеджеров. На газовой ли, нефтяной трубе сидеть дело нехитрое, для этого требуется 1,5 млн человек, занятых сегодня в нефтегазовом секторе. Поэтому все больше людей переходят в разряд лишних, вечной проблемы недонаселенной России.

Российская же бюрократия бессильна изменить ситуацию, поскольку собственных ошибок она не признает. Каждое решение чиновников не решает проблему, а порождает новую, тогда как с корневой причиной – нищетой и невостребованностью – никто ничего поделать не в силах. Потому что система работает не для того, чтобы граждане были счастливы и процветали, а для некоего абстрактного величия государства, на котором наживаются всем известные круги и приближенные к верховной власти.

Поскольку коррупция, подпольные производства и контрафакт туго переплетены в причинно-следственной цепочке, то регулирование спиртосодержащих средств, введение акцизов для лосьонов, обязательных рецептов для продажи корвалола или валокордина, маркировки для парфюмерных средств о том, что их употребление внутрь – угроза жизни приведет лишь к тому, что неизбежно появятся новые относительно дешевые средства. И нужны они будут по-прежнему для одного: выключить себя из опостылевшей действительности, тяжкой и невыносимой. А власти от акцизов на алкоголь не откажутся – с них копейка в бюджет капает, а проблема утопающих, как известно, дело рук самих утопающих.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
26.12.2016 1 0
М. Чувак:

"Боярышник" теперь самый раскрученный напиток. Сделали рекламу называется.

Статьи

Борьба за деньги населения. Зачем ФАС пытается прижать сотовых операторов

Борьба за деньги населения. Зачем ФАС пытается прижать сотовых операторов
Экономика

«Это абсурд и профанация». Угрожают ли слухи о проблемах крупным банкам России?

«Это абсурд и профанация». Угрожают ли слухи о проблемах крупным банкам России?
Интервью и комментарии

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти
Политика 1

Обмайнить и перемайнить Китай. Как наши чиновники планируют поднять экономику с помощью криптовалют

Обмайнить и перемайнить Китай. Как наши чиновники планируют поднять экономику с помощью криптовалют
Экономика 1

Узнай, страна

Власти Тамбовской области создают в регионе третий индустриальный парк

Власти Тамбовской области создают в регионе третий индустриальный парк

В День Кино в Сочи Парке выступят воспитанники студии, основанной Хабенским

В День Кино в Сочи Парке выступят воспитанники студии, основанной Хабенским

Новости компаний

Расширение промышленного и инвестиционного сотрудничества – путь к успешному будущему РФ и Турции

Расширение промышленного и инвестиционного сотрудничества – путь к успешному будущему РФ и Турции

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Цифровое измерение - драйвер отечественного предпринимательства

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Цифровое измерение - драйвер отечественного предпринимательства

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте