Капитал Страны
28 МАР, 05:40 МСК
USD (ЦБ)    57,0233
EUR (ЦБ)    61,9615

Школьное образование в начале XX века

31 Января 2013 6578 0 Наука и технологии
Школьное образование в начале XX века

Российское гимназическое образование сравнивали с американским еще в начале прошлого века. Как это ни странно, сравнение было в пользу более свободной образовательной модели. Тем интереснее сопоставить выдержки из книги 1905 года с текущим положением российской педагогики. Какие выводы из этого можно сделать?

В одном из статей конца 1940-х годов Илья Эренбург, в тот период, когда у нас усиленно боролись с космополитизмом, написал:

 «Народы учились, и будут учиться друг у друга. Я думаю, что надо учитывать национальные особенности, отвергая национальную обособленность».

Совсем недавно мне в руки попала книжка: Крыштофович Ф.Ф. – Американские письма. СПБ: «Наука и жизнь», 1905. Приведу некоторые выдержки из нее. Начну с того, что у книги замечательный эпиграф: «Нужно, чтобы люди жили, а не прозябали».

«После окончания начальной восьмиклассной школы в США известная часть детей поступает в так называемую High School – высшую четырехклассную школу, соответствующую старшим классам русской гимназии.

Здесь, между прочим, желающие из мальчиков составляют настоящий военный отряд, покупают себе ружья, делают по две пары военного платья – будничное и парадное, приглашают кого-либо из знающих людей – отставных офицеров – себе в руководители и два раза в неделю в течение часа занимаются военными упражнениями – маршировкой, ружейными приемами, фехтованием. Ежегодно летом они отправляются куда-нибудь в лагеря, если можно на берег моря, и здесь упражняются в стрельбе, продолжительных маршах и плавании. Таким образом, красной нитью тянется стремление дать стране в лице всех специалистов до богословов включительно, также и военных людей.

В сравнении с этим основные задачи русской средней школы вытекали не из области педагогики, а из области политики.

На первом месте стоит стремление не столько дать учащемуся знания, которые пригодятся ему в жизни и развить у него способность и умение наблюдать и делать самостоятельные выводы, сколько стремление, во что бы то ни стало, отнять у него возможность думать о «постороннем». И вот, напуганные страшными призраками, российские педагоги, с целью занять те свободные минуты, в которые ребенку следовало бы побегать, поиграть в мяч, покататься на велосипеде, изобретают особую систему преподавания греческого, латинского, логики, и в новейшее время – философии, геологии и астрономии.

Самым подбором предметов как будто желают сказать – смотрите на то, что делается на небе и в недрах земли, но не на земле.

Я знаю американскую среднюю школу потому, что моя дочь находится в последнем классе High School и в течение трех с половиной лет, проведенных ею в этой школе, я еженедельно получаю самые подробные сведения как о преподавании, так и о школьной жизни. Эту школу я, для удобства, буду называть гимназией.

Новое здание гимназии построено недавно. В гигиеническом отношении это образцовое здание. Отопление регулируется автоматически, и температура в здании держится на уровне 70 градусов по Фаренгейту (21 градус по Цельсию). Вентиляция комнат производится путем доставления свежего воздуха колесным вентилятором, приводимым в действие небольшим электродвигателем.

«Все гимназии и строятся и содержатся графствами (country), соответствующими русским уездам, и обучение в них бесплатное. Мальчики и девочки учатся вместе. Количество мальчиков меньше количества девочек – явление, наблюдаемое во всех американских гимназиях».

В гимназии имеется четыре курса:

1. Классический.

2. Научный.

3. Словесный (литературный).

4. Курс английского языка и литературы.

Классический курс дает наибольшие права – возможность поступления в высшие учебные заведения.

Словесный курс дает те же права, но без возможности поступить на словесный факультет университета.

Научный курс дает возможность изучать в университете технологию, инженерное искусство, горное дело и торговлю.

Курс английского языка не дает доступа в университеты, а служит подготовительным для поступления в учительскую нормальную школу.

Из четырех курсов на трех изучается латинский язык, а на классическом – и латинский, и греческий.

Американцы смотрят на латинский язык, как на язык, давший жизнь целой семье романских языков. И, действительно, когда я начал заниматься с дочерью испанским языком, то увидел, что она, вооруженная толково усвоенными латинскими корнями, быстро ориентировалась в совершенно новом для нее языке и сразу стала понимать более чем половину из того, что читала.

Как много в России людей, которые изучают латинский язык и как мало в России людей, которые пользуются приобретенными знаниями для изучения французского, испанского, итальянского, португальского и румынского языков.

Учительница немецкого языка в американской гимназии с первого урока начинает говорить с детьми по-немецки и ведет дело преподавания таким образом, что со второго года ученики начинают читать и переводить небольшие рассказы и повести.

И вот спустя всего полтора года после того, как дети впервые увидели немецкую азбуку, они уже говорят по-немецки. Конечно, до полного знания языка им далеко, но они уже имеют солидное основание для дальнейших занятий, могут объясниться с немцем, могут написать по-немецки письмо.

На изучение английского языка в американских гимназиях обращено особое внимание. Я не могу себе представить такого случая, чтобы окончивший High School мог писать безграмотно по-английски.

Между тем, человек, окончивший русскую гимназию и пишущий с ошибками – далеко не редкость. Помню, я как-то получил письмо от доктора медицины, в котором оказалось восемь грубых ошибок, а в письме было всего 12 строк.

Мне чрезвычайно нравятся отношения учителей к учащимся в американских гимназиях. Отношения эти – простые и доброжелательные.

Все усилия здесь направляются к тому, чтобы учителям не приходилось «надзирать» за учениками, а чтобы последние сами старались следить за своим поведением.

В табличках с отметками об успехах, выдаваемых по четвергам, графы поведения, внимания и прилежания отсутствуют. Выговор и даже замечание ученику со стороны учителя или директора – весьма редкое явление.

В классе для каждого ученика и ученицы полагается отдельная скамья и столик.

В то время как переутомление составляет одно из несчастий русской жизни, о переутомлении в американских гимназиях я не слыхал.

Во-первых, программы занятий ориентированы на средние способности. Кроме того, занятия ведется таким образом, что часть уроков выучивается в школе, на приготовление остального уходит дома часа два.

Во-вторых, превосходная вентиляция классов.

Американские педагоги понимают, что без свежего воздуха не может быть правильной работы ни тела, ни мозга. В то время, как недостаток свежего воздуха составляет не только беду, но и прямое преступление.

В-третьих, полное отсутствие страха перед учителями. Учителя американских школ нельзя себе представить ни в виде громовержца (иногда сильно выпившего, как у нас в гимназии случалось), ставящего единицы направо и налево. Ни в виде «фискала», заходящего к ученику вечерком справиться якобы о здоровье, и, в то же время, зорко осматривающего все закоулки с затаенной мыслью найти запрещенную газету или книжку.

Американский учитель – педагог-учитель. Его задача заключается в том, чтобы передать ученикам знания по своему предмету, научить их пользоваться этими знаниями как непосредственно, так и  для развития и совершенствования своих способностей.

Стараться о том, чтобы гимназисты усвоили ту или иную религию, те или иные политические воззрения, кажется ему в высшей степени странным и даже неразумным. Это дело семьи, жизни, а никак не школы.

В-четвертых, организация экзаменов.

В американской гимназии экзамены проводятся в течение всего года, и потому здесь устранены и то напряжение, и тот страх за свое будущее, вообще вся та, совершенно несвойственная молодому возрасту забота, которая так пагубно отражается на детях.

Нельзя обойти молчанием увеселительные вечера в школе. Три-четыре музыканта, умеющие держать такт, немного пирожных, конфет и лимонада и много танцев – вот и все, что требуется для успеха всякого бала. Поплясали в пятницу вечером, основательно отдохнули за субботу и воскресенье, а в понедельник – со свежими силами снова за ученье!».

Я не знаю, как обстоят дела в американских школах сегодня. Но этот опыт, описанный в начале XX века, как мне кажется, вполне можно использовать, вместо того, чтобы «изобретать велосипед», что у нас чаще всего и делают.

Александр Рашковский

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?
Экономика

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян
Экономика 1

Узнай, страна

В Карелии продолжается подготовка конференции «Федосовские чтения»

В Карелии продолжается подготовка конференции «Федосовские чтения»

Компания ООО «Леруа Мерлен Восток» проведет в Карелии конференцию для потенциальных поставщиков

Компания ООО «Леруа Мерлен Восток» проведет в Карелии конференцию для потенциальных поставщиков

Новости компаний

ЗА ПОЛЦЕНЫ

ЗА ПОЛЦЕНЫ

А ТЕПЕРЬ НА ЗАПАД

А ТЕПЕРЬ НА ЗАПАД

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте