Секреты против санкций. Какую информацию правительство и Госдума закроют от Запада
На прошлой неделе Госдума приняла в I чтении законопроект, который позволит кабмину закрывать информацию о предприятиях, банках и физических лицах, связанных с оборонзаказом. Кабинет министров уже подготовил предварительный список компаний, конкурентные закупки которых должны быть вскоре переведены на закрытую торговую площадку. Кроме того ожидается, что в скором времени Госдума примет закон, позволяющий закрывать финансовую отчетность и операции с контрагентами для компаний, попадающих в санкционный список США.
Госдума секретит
Госдума 6 декабря приняла в I чтении законопроект, который вносит изменения в несколько действующих законов и позволит для ряда компаний и физлиц скрывать информацию, имеющую отношение к оборонзаказу. Как поясняют авторы законопроекта, законодательные решения принимаются «в целях защиты конституционного строя» и для обеспечения безопасности и обороноспособности нашей страны.
Изменениям подвергнется закон о нотариате: часть сведений из единой информационной системы нотариата будет закрыта для неограниченного доступа.
Будет скрыта часть информации из единого госреестра юрлиц согласно перечню компаний, определяемого правительством.
Будут внесены изменения в законы об аудите, бухучете и финансовой отчетности, которые позволят для ряда компаний из правительственного списка не публиковать информацию, относящуюся к гостайне.
Такого же рода изменения затронут и законы об акционерных обществах, кредитных историях и рынке ценных бумаг.
Подвергнется редакции закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регулирующий работу с госзаказом. Наибольшие изменения ожидаются в части, посвященной оборонзаказу – изменения в законе позволят скрыть достаточно большие объемы информации о поставщиках и подрядчиках, работающих на оборонку, о кредитных организациях, участвующих в финансировании этих работ и так далее.
Для компаний, участвующих в оборонзаказе, список которых составляет правительство, торги с 15 декабря будут перенесены с открытых площадок в сбербанковскую торговую систему закупок для оборонзаказа.
Минобороны, ФСБ и подведомственные им организации будут совершать закупки на закрытых электронных торгах даже в тех случаях, когда это не касается гостайны.
Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил, что закрытие информации о госзакупках будет применяться не только для оборонзаказа, но и «ко всему, что будет приобретаться, в случае, если такое решение будет принято правительством».
Кроме того, законопроект предполагает не распространять требование для банков, участвующих в финансировании оборонзаказа, публиковать информацию об этом на сайте ЦБ (по действующим нормам, информация о банках, обслуживающих предприятия оборонки, ежемесячно публикуется на сайте регулятора).
Правительство прячет
Правительство уже подготовило список из 126 компаний, которым разрешено не обнародовать информацию по госзакупкам. Это практически все ведущие предприятия оборонного комплекса, госкорпорации Газпром, «Роснефть», РЖД, «Россети», «Ростелеком», транспортные и логистические компании, строительные и инжиниринговые компании, а также крымские ГУПы и структуры, вложившие средства в бизнес на полуострове.
Необходимость закрытия информации продиктована, очевидно, не только интересами обороны страны, но и стремлением минимизировать возможный ущерб от санкций. Значительная часть компаний, вошедших в список, уже находится под санкциями США, ЕС или Украины. Так, из госструктур, помимо ФСБ, СВР и Генштаба, в список вошло также ФГУ «Главгосэкспертиза», попавшее под санкции за то, что участвовало в согласовании проектов Крымского моста. В список включены не только операторы этого проекта, но и все его поставщики, причем и далеко не очевидные, такие как Долгопрудненское НПО, Мытищинский машиностроительный завод или поставщик спецсталей «Гефест-М».
Пятую часть списка составляют банки. Среди них как те, что уже попали под санкции (такие как «Россия», «Рублев», «Северный кредит»), так и целый ряд малоизвестных региональных банков, деятельность которых может быть связана с проектами подсанкционных лиц и компаний.
Стоит ли скрывать?
Засекречивание не поможет избежать санкций и защитить государственную безопасность, считает руководитель Центра антикоррупционной политики (ЦАП) партии «Яблоко» Сергей Митрохин. По его мнению, «практика бесконечного засекречивания то статей бюджета, то тендеров на госзакупки порочна и продиктована исключительно потребностью в "распиле" государственных денег».
Однако стоит заметить, что открытость информации по госзакупкам отнюдь не предотвратила, например, миллионных хищений в упраздненном не так давно Спецстрое Очевидно, что в своем нынешнем виде система конкурентных госзакупок не защищает ни от коррупции, ни от непрофессионализма. Так, при расследовании деятельности того же Спецстроя выяснилось, что многие из привлекаемых им компаний не обладали нужными компетенциями, оборудованием и специалистами. Ни для кого не секрет, что грамотное составление заказа позволяет передать его в нужные руки.
В связи с этим просьба министра обороны Сергея Шойгу распределять заказы на строительство военных объектов без конкурса и привлекать к их исполнению не 45 разрозненных организаций из различных структур, подведомственных Минобороны, а 12 компаний, которые напрямую подчиняются этому ведомству, – эта просьба не лишена смысла и вполне может способствовать и лучшему исполнению заказов, и сокращению неэффективных расходов.
Информация, касающаяся оборонных заказов, никогда и не была по-настоящему открытой, отмечает профессор Финуниверситета при Правительстве РФ Андрей Юданов. «Элементы, связанные с гостайной, всегда "закрывались". А с закрытыми элементами какой может быть открытый тендер? Готовящийся закон просто приведет правовое регулирование в соответствии с практикой. Куда более важным является налаживание эффективного государственно-частного партнерства в оборонной сфере. Тому есть, кстати, вполне себе позитивные примеры».
Больше всего сокрытие информации волнует оппозиционно настроенных политиков. Эксперты же считают, что новый закон не окажет особого влияния на деятельность компаний, связанных с ОПК. В нынешней обстановке важнее, быть может, другой вопрос: почему мы вообще попали в критическую зависимость от западных банков и производителей. Ведь не случись этого, санкции не были бы для нас так чувствительны. И если российские компании и банки, обслуживающие ОПК, оказались до такой степени зависимы, то в какой мере они еще являются российскими?
Написать комментарий
есть поговорка-поздно пить боржоми если почки отвалились ! страной управляют некомпетентные ВОРОВАТЫЕ чиновники ! больше половины предприятий принадлежат иностранным компаниям а те что не принадлежат-уничтожаются ! пример-волгоградский красный октябрь ! предприятие выпускающее уникальные стали и сплавы распродано уникальные печи и оборудование уничтожается а владелец /подставной скорее всего/-за рубежом ! и это не единственный пример !так что засекречивай не засекречивай -бесполезно пока владельцами ОБОРОННЫХ предприятий будут иностранные кампании !
Хороший материал