20 АПР, 00:01 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


«Рычаг для изменения русофобской политики». Почему Россия хочет, а Запад не может занять 3 млрд долларов

28 Марта 2016 9621 0 Интервью и комментарии
«Рычаг для изменения русофобской политики». Почему Россия хочет, а Запад не может занять 3 млрд долларов

В начале года Минфин России объявил о решении впервые с 2013 года выйти на рынок внешних заимствований и разместить облигации на 3 млрд долларов в текущем году. Американские и европейские власти рекомендовали крупнейшим западным банкам не участвовать в размещении государственных облигаций России, опасаясь, что это может нарушить режим санкций, в частности пойти на финансирование компаний, которые находятся под ограничениями. Для чего России потребовалось занимать на внешних рынках? Как отказ европейских и американских банков от участия скажется на сделке, если власти все-таки решат провести ее силами российских и китайских банков? Выгодно ли вообще России при текущем состоянии экономики совершать госзаимствования?

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Анна Бодрова, старший аналитик Альпари Мадина Абаева, аналитик QB Finance Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем


 

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: Несмотря на, очевидно, номинально не очень большие в масштабах российской экономики суммы займов, для правительства эти сделки крайне важны. Так, успешный выход на рынок заимствований после более чем двухлетнего перерыва будет свидетельствовать о возвращении интереса западных инвесторов к российской экономике, что косвенно может положительно повлиять на приток, в том числе, прямых иностранных инвестиций. Помимо этого, нельзя забывать о негативном влиянии на национальную валюту и российскую экономику в целом достаточно жесткого графика погашения внешних долгов.

Согласно оценкам Центрального банка России, за апрель-сентябрь 2016 года государственный и частный сектор должны погасить внешних долгов почти на 40 млрд долларов. Перспектива перезанять эти долги вместо их погашения, которая откроется после успешного выхода России на рынок евробондов, постепенно сократит спрос на валюту и, в конечном итоге, будет способствовать укреплению рубля даже в условиях текущих относительно низких цен на нефть. Российские компании при этом смогут больше внимания уделить инвестициям в основной капитал. Наконец, доступ на внешние публичные долговые рынки позволит бюджету пережить период негативной конъюнктуры на сырьевых рынках.

На текущий момент соотношение госдолга России к ВВП составляет менее 18%, что позволяет без особых опасений финансировать бюджетный дефицит за счет заимствований в перспективе ближайшего десятилетия.

Долг госкомпаний считается квазигосударственным. Таким образом, часть полученных средств с высокой вероятностью пойдет, в том числе, на финансирование госкомпаний попавших под санкции.

На мой взгляд, анализируя слухи об отказе ряда крупных европейских банков (BNP Paribas, Credit Suisse Group AG, Deutsche Bank AG, HSBC and UBS Group AG) от размещения российских евробондов, не нужно «делать из мухи слона». Я практически на сто процентов уверен, что размещение российского госдолга на публичном рынке непременно состоится в ближайшие месяцы. Дело в том, что само по себе это размещение не противоречит санкционному режиму, ранее установленному политическими властями ЕС. Поскольку прямого запрета на размещение бондов нет, заняться им может фактически любой профильный банк. К примеру, тот же итальянский UniCredit, французский Societe Generale или китайские кредитные учреждения. В конце концов, развитый рынок секьюритизации активов позволяет использовать в процессе относительно небольшого размещения и российские частные банки, которые впоследствии перепродадут полученные активы странам Запада под видом собственных активов. Таким образом, это означает, что, скорее всего, размещение евробондов произойдет, и единственное следствие отказа ряда иностранных банков будет заключаться в немного (в пределах, пожалуй, 1-3 процентных пунктов) более высокой процентной ставке эффективной доходности к погашению.

 

Анна Бодрова, старший аналитик Альпари: Доходность эталонных десятилетних облигаций для России сейчас составляет 9,21%, и это не самый интересный уровень для размещения. Считается, что порог эффективного размещения до 7%, выше него страна переплачивает за размещение облигаций и занимаемый таким образом капитал. Для сравнения, если брать страны с развивающейся структурой экономики, на данный момент у Китая подобная доходность составляет 2,91%, у Индии – 7,51%. Именно сейчас России невыгодно выходить на рынок внешних займов. Средства могут быть нужны для внутреннего кредитования и жизнеобеспечения ключевых проектов ввиду сокращения объемов Резервного фонда. За время кризиса и на фоне падения сырьевых доходов «подушка безопасности» заметно сдулась, и может потребоваться некий резервный капитал. Вполне вероятно, что западные опасения относительно направлений финансирования отчасти имеют под собой основания. Но это страхи Запада. Силами своих банков и китайских партнеров провести размещение бондов на 3-6 млрд долларов не представляется возможным: нашим банкам это не по карману, а Китай может не заинтересоваться российским долгом.

 

Мадина Абаева, аналитик QB Finance: Три и шесть млрд долларов – это не огромные суммы, и вряд ли они привлекаются под конкретные проекты, скорее они будут направлены на различные цели. После исчерпания резервного фонда, безусловно, РФ придется наращивать госдолг и всячески повышать доходную часть бюджета. Помимо этого может быть также реализована программа приватизации, возможно также увеличение налогов.

Теоретически передача средств компаниям, находящимся под санкциями, возможна, однако это всего лишь предлог Запада, чтобы не кредитовать Россию. При этом у американских властей нет никаких оснований запрещать участвовать в размещениях бондов, однако финансовые организации опасаются идти наперекор, даже учитывая привлекательные доходности по российским бондам.

Учитывая, что объем размещения не очень большой, то спроса со стороны российских и азиатских инвесторов может быть достаточно, однако в этом случае условия размещения будут менее выгодными для российской стороны, так как уровень ставок в Азии выше, нежели в Европе и США, поэтому привлечь азиатских инвесторов будет тяжелее. Совершать госзаимствования на внешнем рынке выгодно, так как этими средствами можно финансировать затраты в валюте и не зависеть тем самым от валютных колебаний.

Вернуться на внешние рынки заимствований можно будет после отмены санкций, что произойдет не ранее середины 2017 года.

 

Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Это обычная практика для любого государства, направленная на привлечение внешних инвестиций дополнительно к внутренним. Кроме облегчения давления на экономику страны из-за хронического недофинансирования от Центробанка, правительство использует возможность для политического воздействия на «свободный» мир. Гарантированные ценные бумаги государства с хорошей доходностью привлекают финансистов, поэтому местные финансовые лобби могут повлиять на политику в пользу России (это только бизнес). Как в свое время 3 млрд долларов стали рычагом для влияния на международные финансовые институты и Украину (рычаг еще не исчерпал своего ресурса), так и новые привлечения на фоне финансового кризиса станут рычагом для изменения русофобской политики хотя бы на реалистичную. Запад опасается этого «троянского коня», поскольку не может просчитать все последствия, поэтому в СМИ и финансовых кругах ведется обычная бездоказательная «зомби-накачка» о нежелательности сотрудничества.

Деньги попадут на счета Минфина и будут оттуда распределены по имеющимся статьям бюджета. Часть действительно может попасть к санкционным компаниям, но конкретные средства выделить будет очень сложно, о чем на Западе прекрасно осведомлены, поэтому подобные информационные вбросы останутся таковыми до принятия решения Минфина (размещать или не размещать бумаги после отказа некоторых банков).

Отказ покажет «тоталитарную» зависимость банковской системы США и ЕС от указаний властей США, а также сомнительность оценок «независимых» рейтинговых агентств. Для сделки с китайскими банками России придется поработать, поскольку другая сторона будет торговаться за каждый процент дохода.

Свободные контакты и движения средств в Азиатском регионе (среди членов нового финансового объединения со своим международным банком) позволят России опираться на них и своих инвесторов. Изменения в структуре экономики позволяют нам надеяться на выход из кризиса и на возможность получения хорошего дохода для инвесторов в течение двух лет, что будет дополнительным стимулом для отмены нового «железного занавеса». Как и раньше, России отказывают в полноценном сотрудничестве на партнерских началах, хотя теперь ситуация напоминает фарс. Понимание ситуации у сторон уже имеется, но ряд дополнительных нюансов (неформальные условия, технология сделок и договоров, пути проведения решений) будут сдерживать его в каждом случае отдельно (каждая страна имеет свои особенности). Если Россия покажет, что ей неинтересны условия Западных банков, а имеющиеся проекты закроются с помощью других игроков, то открытие их рынка будет еще более скорым, поскольку наш рынок проигнорировать нельзя, он слишком велик и предоставляет конкурентное преимущество любому желающему с нами работать.

Павел Хорошилов, ведущий специалист отдела привлечения и размещения ресурсов (MIDL) компании «АЛОР +»: Минфин размещает облигации на 3 млрд для финансирования дефицита бюджета. Если полностью растратят резервный фонд, а его размер на 1 марта – 3 474 млрд руб. то имеют место быть несколько вариантов: либо продажа акций госкорпораций, либо внешние заимствования.

Но в условиях санкций, первые два пункта нам никак не помогут, так как нет покупателей на внешних рынках. А на внутреннем рынке таких объемов денежных средств нет. Первый выпуск на 3 млрд долларов скорее всего выкупят госбанки.

То, что эти деньги пойдут на финансирование компаний, попавших под санкции, используется как предлог, чтобы не покупать российские облигации, поскольку вначале западные банки проявляли интерес к их покупке, однако после сообщений Минфина США, они передумали.

 

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: При условии, что мы не найдем внутренних резервов, внешние заимствования неизбежны. Другие выходы – это развитие реального сектора собственной экономики. Но это процесс сложный и долгий и он не по епархии министерства финансов – это сфера министерства экономики, поэтому такое решение министр финансов Антон Силуанов не рассматривает и не должен, такая стратегия должна быть принята на более высоком уровне – премьер-министром. В принципе возможно эмиссия – денежная масса у нас маленькая и ее рост сам по себе больших проблем не создаст, но может создать проблему доверия национальной валюте, что может иметь катастрофические последствия. То, что страна не может занять это не столько критично, сколько символично – это отражает отношение к нашей экономике и шире стране во внешнем мире. Размер займа не велик, такие деньги можно найти внутри страны. Но если не изменить стратегию, потребуется еще и еще. А вот это уже может стать критично.

Технически возможно, что полученные кредиты пойдут на поддержку финансовых компаний пострадавших от санкций. Но на уровне министерства финансов это маловероятно. Это ведомство занимается бюджетом и от него деньги каким-либо компаниям пойдут только в том случае, если это будет оформлено как затраты бюджета, а это в сегодняшних условиях трудно представить. Для Минфина главная задача – покрытие бюджетного дефицита, для этого деньги и берутся.

При этом, чем меньше магазинов (банков), тем меньше покупателей, ниже спрос, тем хуже условия покупки, тем тяжелее с меньшей эффективностью будут размещены облигации. Но разместить все равно можно. Если есть возможность обойтись без заимствований, без них в сегодняшних условиях лучше обойтись, но тогда нужно найти внутренние источники.

И главное: дело не в займах как таковых, а в эффективности их использования – чтобы они пошли на сохранение и развитие экономики и принесли доход больший, чем затраты на займы.

С рынков заимствований мы не уходили, но для нас закрыты самые богатые рынки – западные. Закрыты они искусственно – политическими инструментами и вернуться мы можем только с помощью политических инструментов. И произойдет это не скоро, дай бог, чтобы в 2018 году.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more